Взять на заметку всех компьютерщиков

В урочное время три тысячи петербургских школьников послали свои резюме потенциальным работодателям — ведущим петербургским компаниям, работающим в области информационных технологий. А детки подумали — ученья идут. Подумали, что просто участвуют в первой городской Интернет-олимпиаде по информатике и математике, инициированной Советом ректоров вузов Петербурга и поддержанной городским комитетом по образованию.

Взять на заметку всех компьютерщиков  |

Маловато будет

Насчет резюме — это мы так, образно. Но не исключено, что за вашим обормотом-девятиклассником, который часами что-то высиживает за компью­тером, уже следят «охотники за головами» — как называют тех, кто ищет для фирм подходящих сотрудников. Но в данном слу­чае охотятся именно за голо­вой: этот предмет фирме ну­жен от компьютерщика в пер­вую очередь.

В Петербурге, который не без оснований то и дело напо­минает о намерении стать сто­лицей российского программи­рования, 400 компаний-разработчиков расхватали не только всех опытных программистов — уже все более или менее перспективные студенты при­строены. Но «маловато бу­дет!». Потому что (мы уже писа­ли об этом) в Питере индустрия разработки компьютерных тех­нологий и программного обес­печения ежегодно требует ми­нимум две тысячи молодых специалистов. Город может предложить всего двести тех, кто с 16 — 17 лет учился имен­но на программиста. А инфор­мационные технологии не од­ними программистами живы: там с два десятка специальнос­тей.

Три процента

Согласно мировому опыту, лишь 3% от общей численнос­ти населения имеют способ­ности к компьютерному делу. В США, например, в этой индуст­рии заняты около 10 млн чело­век, в Великобритании — 1,7 млн.

Если те же пропорции дейст­вуют у нас, то, как подсчитали в Санкт-Петербургском госуниверситете информационных технологий, механики и опти­ки, среди 30.000 выпускников петербургских школ примерно 900 — потенциально — «клиен­ты» университета ИТМО (либо другого соответствующего ву­за). И сколько из этих девяти сотен действительно пойдут учиться на программиста? А нужно их, напомним, две тыся­чи. И это только десятая часть всех специалистов-компьютерщиков, которые городу тоже «требуются».

В Петербурге с его явным ма­тематическим уклоном доля способных в компьютерном де­ле может быть и больше трех процентов, но, как говорят пре­подаватели университета ИТМО, «в создавшейся ситуа­ции людские ресурсы города практически полностью исчер­паны, и на заметку должны быть взяты буквально все мо­лодые петербуржцы, имеющие данные к работе в области ин­формационных технологий».

На Олимп — и к Фудзияме

Сейчас индустрия информаци­онных технологий в Петербур­ге не сказать что крайне голо­дает, но в животе у нее урчит уже довольно громко. Толко­вых ребят компании и вузы на­чинают отслеживать еще в школах, и школьные олимпиа­ды по информатике, математи­ке, физике — один из таких вот методов поиска. Но нужный «охват» можно обеспечить только с помощью сетевых Ин­тернет-технологий: тогда ис­кать перспективных кандида­тов и тренировать их можно массово.

А Интернет-олимпиады хоро­ши уже тем, что не надо подыс­кивать огромные помещения, не надо возиться с бланками, разбивать школьников на груп­пы и т. д., — школьники либо барабанят по клавишам в сво­их школьных компьютерных классах в режиме реального времени, либо (если школа не подала заявку на участие) при­ходят сами в университет ИТМО и работают там. Так бы­ло на этот раз.

Первая городская Интернет-олимпиада прошла в конце прошлого года, но ее результа­ты мы будем обмозговывать

еще долго. Они (результаты) по математике и по информа­тике разнятся так, что «ого-го». График, изображающий результаты олимпиады по инфор­матике, напоминает гору Фуд­зияму: по минимуму плохих и выдающихся результатов, зато средних и хороших максимум. На графике по математике на «вершине горы» располагают­ся плохие результаты (их мак­симум), а дальше следует без­надежный спуск к средним, хо­рошим и отличным. Сотрудни­ки университета ИТМО объяс­няют это различие тем, что со­временным старшеклассникам в принципе привлекательнее и «веселее» заниматься компью­терными технологиями, чем корпеть над точными науками.

Хотя график и выглядит пу­гающе, преподаватели универ­ситета с учетом сложности за­даний оценили эксперимент (таков был статус этой первой олимпиады) так: «В каждой олимпиаде удалось выявить от 50 до 60 человек, блестяще справившихся с трудными за­даниями (диплом первой сте­пени), а количество ребят, про­демонстрировавших хорошую подготовку (диплом второй степени), исчисляется сотня­ми». Потребность города в та­ких вот «хорошистах» — изви­ните за рефрен — исчисляется в тысячах.

Кроме того, организаторы олимпиады определили, что в городе есть «места скопления» наиболее продвинутых в инфор­матике ребят; вряд ли это объ­ясняется особым климатом в от­дельных микрорайонах — ско­рее всего, отдельным микрорай­онам повезло с учителями.

Наконец, выяснилось, что на выступление в Интернет-олим­пиаде школьники решаются с большей охотой, чем на учас­тие в олимпиаде обычной, оч­ной. Как написал в адрес жюри один школьник: «Я хочу участ­вовать в олимпиаде современ­ной альтернативной формы».

И тем более надо делать ставку на Интернет в процессе самого обучения: если ваше ча­до талантливее своего школь­ного учителя по информатике (по словам ректора универси­тета ИТМО Владимира Ва­сильева, в школах учат не столько программированию, сколько обычному пользова­нию), то в Сети чадо может брать уроки у действительно классного педагога.

А ну-ка, девушки!

Вы заметили инте­ресную формули­ровку в отчете о ре­зультатах олимпиа­ды? Не просто «ус­пехи показали столько-то школьни­ков», а вот это — «удалось выявить».

Как объяснили в уни­верситете, «это не случайное измене­ние привычной фор­мулировки, а требо­вание новой иннова­ционной экономи­ки». Например, в свое время универ­ситет ИТМО «вы­явил» на школьной Всероссийской олимпиаде по ин­форматике белго­родского старше­классника Кима Бон­даренко, пригласил учиться в Петербург, а Ким, учась на третьем курсе, раз­работал программу, которой сейчас со­тни тысяч людей по всему миру пользу­ются.

И это только одна из десятка таких красивых историй, опи­санных в специальном буклете, посвященном Интернет-олим­пиаде по информатике. А нор­мальных, спокойных историй ус­пеха в отечественной индустрии информационных технологий тысячи. Если, еще учась на третьем курсе, ваш отпрыск ра­ботает и получает от пятисот до тысячи долларов в месяц — это по меньшей мере «неплохо».

Только вот проблема (и об этом мы тоже писали). Если «компьютерными» мозгами об­ладают минимум 3% от общей численности населения, то сколько процентов обладают здравомыслием и волей, чтобы в 17 лет определиться с буду­щей профессией и начать стро­ить профессиональную карье­ру? Хотя, казалось бы, чего там сложного: в математике сооб­ражаешь — так и попробуй. Не проворонь время: в компью­терные технологии, как и в шах­маты, фигурное катание, игру на скрипке, надо погружаться в тинейджерском возрасте. В двадцать с небольшим лет не­которые молодцы уже фирма­ми руководят. Чтобы завтра быть востребованным и успеш­ным, начинать нужно вчера или по крайней мере сегодня пос­ле завтрака.

Сейчас университет ИТМО, чтобы выпускать побольше специалистов в области ин­формационных технологий, планирует увеличить прием на компьютерные специальности девушек. Сегодня в учебных группах престижных компьютерных специальностей из 20 учащихся подчас только одна-две девчонки.

Чего в университете никак понять не могут — так это женскую логику. Старшеклас­сницы вроде бы серьезнее парней к жизни относятся, к тому же в математике сообра­жают не хуже. И вроде бы сам бог велел таким идти в инфор­мационные технологии. Но нет. Не идут. Как сказал декан факультета информационных технологий и программирова­ния университета ИТМО Вла­димир Парфенов: «Барышня, может быть, и пошла бы в тес­теры программного обеспече­ния с зарплатой полторы тыся­чи долларов и работой в га­лантном мужском коллективе, но мама барышни понятия не имеет, что это такое — «тес­тер». Зато маме нравятся сло­ва «менеджер», «бухгалтер» или «юрист». И как результат — материнские решение или совет: иди, «доча», учись на менеджера, бухгалтера или юриста. И «доча» идет и учится пять лет, а потом работу найти не может, потому что город и так давно переполнен молоды­ми женщинами, желающими работать менеджерами, бухгалтерами и юристами».

По словам профессора Вла­димира Парфенова, в прошед­шей экспериментальной олим­пиаде дипломами были награж­дены около 700 человек. Вот столько на этот раз «удалось выявить» перспективных для работы в области информаци­онных технологий ребят. А сколько надо «выявлять» — уже повторять не будем. Но если не выйдем на плановые мощности, город так и будет заявлять о на­мерении стать компьютерной столицей. Но и только.

Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 5 (3797) от 15 января 2007 года.

#информационные технологии #школьники #«охотники за головами»

Комментарии