Взять на заметку всех компьютерщиков
В урочное время три тысячи петербургских школьников послали свои резюме потенциальным работодателям — ведущим петербургским компаниям, работающим в области информационных технологий. А детки подумали — ученья идут. Подумали, что просто участвуют в первой городской Интернет-олимпиаде по информатике и математике, инициированной Советом ректоров вузов Петербурга и поддержанной городским комитетом по образованию.
Маловато будет
Насчет резюме — это мы так, образно. Но не исключено, что за вашим обормотом-девятиклассником, который часами что-то высиживает за компьютером, уже следят «охотники за головами» — как называют тех, кто ищет для фирм подходящих сотрудников. Но в данном случае охотятся именно за головой: этот предмет фирме нужен от компьютерщика в первую очередь.
В Петербурге, который не без оснований то и дело напоминает о намерении стать столицей российского программирования, 400 компаний-разработчиков расхватали не только всех опытных программистов — уже все более или менее перспективные студенты пристроены. Но «маловато будет!». Потому что (мы уже писали об этом) в Питере индустрия разработки компьютерных технологий и программного обеспечения ежегодно требует минимум две тысячи молодых специалистов. Город может предложить всего двести тех, кто с 16 — 17 лет учился именно на программиста. А информационные технологии не одними программистами живы: там с два десятка специальностей.
Три процента
Согласно мировому опыту, лишь 3% от общей численности населения имеют способности к компьютерному делу. В США, например, в этой индустрии заняты около 10 млн человек, в Великобритании — 1,7 млн.
Если те же пропорции действуют у нас, то, как подсчитали в Санкт-Петербургском госуниверситете информационных технологий, механики и оптики, среди 30.000 выпускников петербургских школ примерно 900 — потенциально — «клиенты» университета ИТМО (либо другого соответствующего вуза). И сколько из этих девяти сотен действительно пойдут учиться на программиста? А нужно их, напомним, две тысячи. И это только десятая часть всех специалистов-компьютерщиков, которые городу тоже «требуются».
В Петербурге с его явным математическим уклоном доля способных в компьютерном деле может быть и больше трех процентов, но, как говорят преподаватели университета ИТМО, «в создавшейся ситуации людские ресурсы города практически полностью исчерпаны, и на заметку должны быть взяты буквально все молодые петербуржцы, имеющие данные к работе в области информационных технологий».
На Олимп — и к Фудзияме
Сейчас индустрия информационных технологий в Петербурге не сказать что крайне голодает, но в животе у нее урчит уже довольно громко. Толковых ребят компании и вузы начинают отслеживать еще в школах, и школьные олимпиады по информатике, математике, физике — один из таких вот методов поиска. Но нужный «охват» можно обеспечить только с помощью сетевых Интернет-технологий: тогда искать перспективных кандидатов и тренировать их можно массово.
А Интернет-олимпиады хороши уже тем, что не надо подыскивать огромные помещения, не надо возиться с бланками, разбивать школьников на группы и т. д., — школьники либо барабанят по клавишам в своих школьных компьютерных классах в режиме реального времени, либо (если школа не подала заявку на участие) приходят сами в университет ИТМО и работают там. Так было на этот раз.
Первая городская Интернет-олимпиада прошла в конце прошлого года, но ее результаты мы будем обмозговывать
еще долго. Они (результаты) по математике и по информатике разнятся так, что «ого-го». График, изображающий результаты олимпиады по информатике, напоминает гору Фудзияму: по минимуму плохих и выдающихся результатов, зато средних и хороших максимум. На графике по математике на «вершине горы» располагаются плохие результаты (их максимум), а дальше следует безнадежный спуск к средним, хорошим и отличным. Сотрудники университета ИТМО объясняют это различие тем, что современным старшеклассникам в принципе привлекательнее и «веселее» заниматься компьютерными технологиями, чем корпеть над точными науками.
Хотя график и выглядит пугающе, преподаватели университета с учетом сложности заданий оценили эксперимент (таков был статус этой первой олимпиады) так: «В каждой олимпиаде удалось выявить от 50 до 60 человек, блестяще справившихся с трудными заданиями (диплом первой степени), а количество ребят, продемонстрировавших хорошую подготовку (диплом второй степени), исчисляется сотнями». Потребность города в таких вот «хорошистах» — извините за рефрен — исчисляется в тысячах.
Кроме того, организаторы олимпиады определили, что в городе есть «места скопления» наиболее продвинутых в информатике ребят; вряд ли это объясняется особым климатом в отдельных микрорайонах — скорее всего, отдельным микрорайонам повезло с учителями.
Наконец, выяснилось, что на выступление в Интернет-олимпиаде школьники решаются с большей охотой, чем на участие в олимпиаде обычной, очной. Как написал в адрес жюри один школьник: «Я хочу участвовать в олимпиаде современной альтернативной формы».
И тем более надо делать ставку на Интернет в процессе самого обучения: если ваше чадо талантливее своего школьного учителя по информатике (по словам ректора университета ИТМО Владимира Васильева, в школах учат не столько программированию, сколько обычному пользованию), то в Сети чадо может брать уроки у действительно классного педагога.
А ну-ка, девушки!
Вы заметили интересную формулировку в отчете о результатах олимпиады? Не просто «успехи показали столько-то школьников», а вот это — «удалось выявить».
Как объяснили в университете, «это не случайное изменение привычной формулировки, а требование новой инновационной экономики». Например, в свое время университет ИТМО «выявил» на школьной Всероссийской олимпиаде по информатике белгородского старшеклассника Кима Бондаренко, пригласил учиться в Петербург, а Ким, учась на третьем курсе, разработал программу, которой сейчас сотни тысяч людей по всему миру пользуются.
И это только одна из десятка таких красивых историй, описанных в специальном буклете, посвященном Интернет-олимпиаде по информатике. А нормальных, спокойных историй успеха в отечественной индустрии информационных технологий тысячи. Если, еще учась на третьем курсе, ваш отпрыск работает и получает от пятисот до тысячи долларов в месяц — это по меньшей мере «неплохо».
Только вот проблема (и об этом мы тоже писали). Если «компьютерными» мозгами обладают минимум 3% от общей численности населения, то сколько процентов обладают здравомыслием и волей, чтобы в 17 лет определиться с будущей профессией и начать строить профессиональную карьеру? Хотя, казалось бы, чего там сложного: в математике соображаешь — так и попробуй. Не проворонь время: в компьютерные технологии, как и в шахматы, фигурное катание, игру на скрипке, надо погружаться в тинейджерском возрасте. В двадцать с небольшим лет некоторые молодцы уже фирмами руководят. Чтобы завтра быть востребованным и успешным, начинать нужно вчера или по крайней мере сегодня после завтрака.
Сейчас университет ИТМО, чтобы выпускать побольше специалистов в области информационных технологий, планирует увеличить прием на компьютерные специальности девушек. Сегодня в учебных группах престижных компьютерных специальностей из 20 учащихся подчас только одна-две девчонки.
Чего в университете никак понять не могут — так это женскую логику. Старшеклассницы вроде бы серьезнее парней к жизни относятся, к тому же в математике соображают не хуже. И вроде бы сам бог велел таким идти в информационные технологии. Но нет. Не идут. Как сказал декан факультета информационных технологий и программирования университета ИТМО Владимир Парфенов: «Барышня, может быть, и пошла бы в тестеры программного обеспечения с зарплатой полторы тысячи долларов и работой в галантном мужском коллективе, но мама барышни понятия не имеет, что это такое — «тестер». Зато маме нравятся слова «менеджер», «бухгалтер» или «юрист». И как результат — материнские решение или совет: иди, «доча», учись на менеджера, бухгалтера или юриста. И «доча» идет и учится пять лет, а потом работу найти не может, потому что город и так давно переполнен молодыми женщинами, желающими работать менеджерами, бухгалтерами и юристами».
По словам профессора Владимира Парфенова, в прошедшей экспериментальной олимпиаде дипломами были награждены около 700 человек. Вот столько на этот раз «удалось выявить» перспективных для работы в области информационных технологий ребят. А сколько надо «выявлять» — уже повторять не будем. Но если не выйдем на плановые мощности, город так и будет заявлять о намерении стать компьютерной столицей. Но и только.
Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 5 (3797) от 15 января 2007 года.
Комментарии