Управить самих себя

Человек, признанный в этом году лучшим школьным воспитателем, трудится не в Москве и даже не в какой-нибудь петербургской гимназии с каким-нибудь уклоном, а в обычной колпинской школе № 404. Замдиректора по воспитательной работе Дарья Алексеевна ГОЯНКОВА стала победителем всероссийского конкурса лидеров и руководителей молодежных и детских общественных объединений «Лидер XXI века».

Управить самих себя  |

Пока такого уровня и такого рода конкурс в стране — единствен­ный. И то существует всего три го­да: видимо, после того как пио­нерская организация «ушла», Ми­нистерство образования долго опасалось затрагивать «в конкурс­ном порядке» что-то помимо обра­зования. Хотя, если уж говорить о воспитании, есть и межрегиональ­ная детская общественная орга­низация «Ю-Питер» (она, кстати, и проводила конкурс), и Союз юных петербуржцев, и ДИМСИ (Детские и молодежные социальные иници­ативы), и «Юная Россия»...

Но услышишь «молодежное объ­единение» или «молодежное дви­жение» — сразу хочется спросить, во имя чего молодежь объединя­ют и куда двигают? К тому же одно дело — оценивать деятельность вожатых в единой пионерской ор­ганизации; другое дело — выстав­лять оценки лидерам самых раз­ных объединений.

К слову о «движении». Детище Дарьи Гоянковой никто никуда не двигает. «Для некоторых органи­заций характерная форма работы — акция, — поясняет Дарья Алек­сеевна. — Появились в ярких фут­болках, что-то сделали и куда-то пропали. А мы люди простые, мы каждый день спокойно, целе­направленно работаем с конкрет­ным ребенком. Наша идеология — это гражданская творческая забо­та об окружающем мире... Я не знаю, к какой политической пар­тии это может иметь отношение».

Понятия не имею, гоняет ли Дарья Алексеевна в футбол с па­цанами, но она из тех, в которых это с ходу предполагаешь. Рас­сказать о ее методике? Затрудня­юсь, потому что в мире взрослых фразы «воспитать себя», «уваже­ние к людям», «заботливое отно­шение к школе» уже не действуют. Истрепались. А для юного поколе­ния эти слова еще равны своему смыслу.

Внутришкольное детское объ­единение Гоянкова и Ко («Ко» — это, понятно, дети) появилось в 1990 году, когда все не столько объединялось, сколько распада­лось. Старшеклассники (граждане, вообще-то не склонные к употреб­лению уменьшительно­ласкательных суффик­сов) назвали свою ком­панию «Ладушки» — от «лад», «умение ладить», «делать ладно». Как вспоминает Гоянкова, тогда даже взрослым приходилось доказы­вать, «что слово «воспи­тание» не ругательное».

И, говорит, если бы не директор школы Надеж­да Ивановна Скорикова и если бы не главный специалист по воспита­нию Колпинского роно Галина Алексеевна Светлых, то со всем сво­им энтузиазмом и Гоянковой и Ко попросту негде было бы соби­раться («Это я, поймите, не для того чтобы начальству угодить — просто нечестно все себе припи­сывать»).

Если спросить Дарью Алексеев­ну, что самое трудное в самоуп­равлении, — ответит: «управить самого себя». Если поинтересо­ваться у Дарьи Алексеевны об их мероприятиях — скажет, что у них такого не водится, потому как ме­роприятия — это когда «меры при­нимают», а у них — дела.

Вроде бы ничего из ряда вон: старшеклассники сами делают концерты для младших классов; стенгазеты; экскурсии; походы; песни под гитару, у которой даже есть собственное имя «Надежда»; свою насыщенную жизнь фикси­руют в «бортовых журналах» — там уйма фамилий, кто за что от­вечает (любой может прийти пора­ботать над каким-нибудь конкрет­ным мероприя... над каким-нибудь делом, и это не будет означать, что он впрягся и в другие дела; все по интересам).

Колпино вовсе не на отшибе, здесь постоянно проходят меж­школьные сборы; а «Ладушки» давно вышли за пределы не толь­ко района, но и города — у них друзья в Рязани, в Новгороде, в Архангельске, в Североморске, в Ленобласти. Во Всеволожске мо­лодежный парламент, как оказа­лось, взял за пример работу дет­ского объединения 404-й школы.

Шкидовцами их не назовешь по чисто стилистическим соображе­ниям: трудно себе представить, чтобы шкидовец втолковывал мне (корреспонденту), как управлял бы персоналом, и что если бы я (корреспондент) своими домаш­ними проблемами подводила то­варищей, то мне бы «помогли ра­зобраться с приоритетами и отде­лить личное от профессионально­го» (так рассуждала одна из «Ла­душек», девушка Екатерина).

В ход идет все: что-то из скаутов, из Макаренко, из Крупской, Шацко­го; политику убрали — остались практичные законы вроде «Правила точного времени» (как организовать свое расписание, чтобы ни себе ни людям не мешать, и как «научиться учиться»). Глядишь — а многие ме­далисты из школы вышли как раз из «Ладушек». А 40 человек из «Ладу­шек» стали педагогами.

В конкурсе «Лидер XXI века» бы­ло несколько этапов: от презента­ции своего метода до деловой иг­ры. Награждали в Константиновском дворце — Дарья Алексеевна говорит, что тут-то прослезилась. Не столько из-за победы, сколько из-за ликования зрительского за­ла: «Правильно! Качать жюри!». При том, что публике и жюри бы­ло из кого выбирать: соревнова­лись лидеры из 64 регионов.

Спрашиваю Веру и Катю (дев­чонки забежали к Дарье Алексеев­не по поводу очередного дела, и здесь я их вместе и щелкнула): «Школьные анархисты к вам как относятся?». Отвечают: «Сперва говорят: и не лень вам? А потом из этой стадии переходят в дру­гую: а как к вам прийти?» Дарья Алексеевна объясняет: «Сейчас в жизни делается акцент на так на­зываемое личное портфолио: твои достижения, рекомендации старших, характеристики. Это за­ставляет многих по-другому о се­бе задуматься. Видимо, выросло целое поколение детей, которые понимают, что от них что-то зави­сит, и они хотят себя проявить...».

Дарья Алексеевна считает, что опыт «Ладушек» вполне годится для работы в любой школе. Ой, не знаю: по-моему, тут очень от лич­ности руководителя зависит. На­до, чтобы все эти фразы про «вос­питай себя» и «уважение к людям» для этого руководителя тоже бы­ли не общими, а как у детей и со­всем юных — конкретными и не истрепавшимися.

Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 243 (3541) от 27 декабря 2005 года.

#Дарья Гонякова #внешкольное образование

Материалы рубрики

23 декабря, 05:58
Эх, «Тачанка»...

Комментарии