Управить самих себя
Человек, признанный в этом году лучшим школьным воспитателем, трудится не в Москве и даже не в какой-нибудь петербургской гимназии с каким-нибудь уклоном, а в обычной колпинской школе № 404. Замдиректора по воспитательной работе Дарья Алексеевна ГОЯНКОВА стала победителем всероссийского конкурса лидеров и руководителей молодежных и детских общественных объединений «Лидер XXI века».
Пока такого уровня и такого рода конкурс в стране — единственный. И то существует всего три года: видимо, после того как пионерская организация «ушла», Министерство образования долго опасалось затрагивать «в конкурсном порядке» что-то помимо образования. Хотя, если уж говорить о воспитании, есть и межрегиональная детская общественная организация «Ю-Питер» (она, кстати, и проводила конкурс), и Союз юных петербуржцев, и ДИМСИ (Детские и молодежные социальные инициативы), и «Юная Россия»...
Но услышишь «молодежное объединение» или «молодежное движение» — сразу хочется спросить, во имя чего молодежь объединяют и куда двигают? К тому же одно дело — оценивать деятельность вожатых в единой пионерской организации; другое дело — выставлять оценки лидерам самых разных объединений.
К слову о «движении». Детище Дарьи Гоянковой никто никуда не двигает. «Для некоторых организаций характерная форма работы — акция, — поясняет Дарья Алексеевна. — Появились в ярких футболках, что-то сделали и куда-то пропали. А мы люди простые, мы каждый день спокойно, целенаправленно работаем с конкретным ребенком. Наша идеология — это гражданская творческая забота об окружающем мире... Я не знаю, к какой политической партии это может иметь отношение».
Понятия не имею, гоняет ли Дарья Алексеевна в футбол с пацанами, но она из тех, в которых это с ходу предполагаешь. Рассказать о ее методике? Затрудняюсь, потому что в мире взрослых фразы «воспитать себя», «уважение к людям», «заботливое отношение к школе» уже не действуют. Истрепались. А для юного поколения эти слова еще равны своему смыслу.
Внутришкольное детское объединение Гоянкова и Ко («Ко» — это, понятно, дети) появилось в 1990 году, когда все не столько объединялось, сколько распадалось. Старшеклассники (граждане, вообще-то не склонные к употреблению уменьшительноласкательных суффиксов) назвали свою компанию «Ладушки» — от «лад», «умение ладить», «делать ладно». Как вспоминает Гоянкова, тогда даже взрослым приходилось доказывать, «что слово «воспитание» не ругательное».
И, говорит, если бы не директор школы Надежда Ивановна Скорикова и если бы не главный специалист по воспитанию Колпинского роно Галина Алексеевна Светлых, то со всем своим энтузиазмом и Гоянковой и Ко попросту негде было бы собираться («Это я, поймите, не для того чтобы начальству угодить — просто нечестно все себе приписывать»).
Если спросить Дарью Алексеевну, что самое трудное в самоуправлении, — ответит: «управить самого себя». Если поинтересоваться у Дарьи Алексеевны об их мероприятиях — скажет, что у них такого не водится, потому как мероприятия — это когда «меры принимают», а у них — дела.
Вроде бы ничего из ряда вон: старшеклассники сами делают концерты для младших классов; стенгазеты; экскурсии; походы; песни под гитару, у которой даже есть собственное имя «Надежда»; свою насыщенную жизнь фиксируют в «бортовых журналах» — там уйма фамилий, кто за что отвечает (любой может прийти поработать над каким-нибудь конкретным мероприя... над каким-нибудь делом, и это не будет означать, что он впрягся и в другие дела; все по интересам).
Колпино вовсе не на отшибе, здесь постоянно проходят межшкольные сборы; а «Ладушки» давно вышли за пределы не только района, но и города — у них друзья в Рязани, в Новгороде, в Архангельске, в Североморске, в Ленобласти. Во Всеволожске молодежный парламент, как оказалось, взял за пример работу детского объединения 404-й школы.
Шкидовцами их не назовешь по чисто стилистическим соображениям: трудно себе представить, чтобы шкидовец втолковывал мне (корреспонденту), как управлял бы персоналом, и что если бы я (корреспондент) своими домашними проблемами подводила товарищей, то мне бы «помогли разобраться с приоритетами и отделить личное от профессионального» (так рассуждала одна из «Ладушек», девушка Екатерина).
В ход идет все: что-то из скаутов, из Макаренко, из Крупской, Шацкого; политику убрали — остались практичные законы вроде «Правила точного времени» (как организовать свое расписание, чтобы ни себе ни людям не мешать, и как «научиться учиться»). Глядишь — а многие медалисты из школы вышли как раз из «Ладушек». А 40 человек из «Ладушек» стали педагогами.
В конкурсе «Лидер XXI века» было несколько этапов: от презентации своего метода до деловой игры. Награждали в Константиновском дворце — Дарья Алексеевна говорит, что тут-то прослезилась. Не столько из-за победы, сколько из-за ликования зрительского зала: «Правильно! Качать жюри!». При том, что публике и жюри было из кого выбирать: соревновались лидеры из 64 регионов.
Спрашиваю Веру и Катю (девчонки забежали к Дарье Алексеевне по поводу очередного дела, и здесь я их вместе и щелкнула): «Школьные анархисты к вам как относятся?». Отвечают: «Сперва говорят: и не лень вам? А потом из этой стадии переходят в другую: а как к вам прийти?» Дарья Алексеевна объясняет: «Сейчас в жизни делается акцент на так называемое личное портфолио: твои достижения, рекомендации старших, характеристики. Это заставляет многих по-другому о себе задуматься. Видимо, выросло целое поколение детей, которые понимают, что от них что-то зависит, и они хотят себя проявить...».
Дарья Алексеевна считает, что опыт «Ладушек» вполне годится для работы в любой школе. Ой, не знаю: по-моему, тут очень от личности руководителя зависит. Надо, чтобы все эти фразы про «воспитай себя» и «уважение к людям» для этого руководителя тоже были не общими, а как у детей и совсем юных — конкретными и не истрепавшимися.
Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 243 (3541) от 27 декабря 2005 года.
Комментарии