Политехническое задание

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, один из победителей второго конкурса инновационных вузовских программ, не стал дожидаться окончания своего двухгодичного проекта. И на «полпути» отчитался перед общественностью, куда пошли бюджетные средства и университетские силы, устроив экскурсию по лабораториям и центрам, открытым в 2007 году.

Политехническое задание | ФОТО Дмитрия Соколова

ФОТО Дмитрия Соколова

Нано-, энерго-...

Общественность на конференции в Политехе собралась не с улицы (представители Министерства образования и науки, фонда проекта «Образование», представители науки и промышленности города), но в Петербурге и на улице нетрудно встретить прохожего, которого заботят новшества в Политехе. Во-первых, 10% всего бизнеса Петербурга — «с политехническим уклоном». Во-вторых, едва ли не каждый девятый человек в петербургском бизнесе — выпускник Политеха.

Готовность СПбГПУ публично отчитываться не по окончании, а в процессе впечатляет. Особенно если учесть, что обещанные государством средства вуз ждал месяцев пять, соответственно, получив их, вынужден был действовать в два раза активнее.

Напомним, если в первом конкурсе инновационных программ (2006 — 2007 годы) 17 вузов-победителей получили в целом 10 миллиардов рублей, то во втором (2007 — 2008 годы) государство расщедрилось на 20 миллиардов — правда, и конкурсантов стало больше (267, а не 200), и победителей (40 вузов).

На предложенную вузом инновационную программу «Развитие политехнической системы подготовки кадров в инновационной среде науки и высокотехнологичных производств Северо-Западного региона России» госбюджет выделил 776 миллионов рублей. По условию конкурса, 20% средств вуз должен был найти самостоятельно. Нашел больше: в 2007 году, когда необходимо было осваивать половину всей суммы, Политех привлек почти 82 миллиона вместо необходимых 78.

Сама инновационная программа — это 4 взаимосвязанных образовательных проекта: нанотехнологии; энергосберегающие технологии; производственные технологии в машиностроении и, наконец, основополагающее, от чего зависит успех всего остального, поскольку кадры решают все: «Инновационные образовательные технологии и информационная инфраструктура политехнической системы подготовки кадров».

Автокатастрофа. Пострадавших нет

На четвертом этаже Профессорского корпуса, в центре «Компьютерные технологии проектирования и моделирования в системах виртуальной реальности» (почти пустое помещение размером со спортзал) молодой человек внутри небольшой камеры с экранами плавно размахивал руками. Это было бы странным зрелищем, но и мы, экскурсанты, вооружившись стереоочками, видели, что демонстратор не занимается у-шу, а вертит газовую турбину на экранах, находясь одновременно внутри этой виртуальной турбины.

Затем мы стали свидетелями десятка неслабых автоаварий: легковушка на экране с разбегу врезалась в препятствие со всеми вытекающими отсюда последствиями для манекена-водителя. Именно в Политехническом впервые в России провели моделирование краш-тестов автомобилей. Для автомобилестроения такие виртуальные со всеми расчетами испытания втрое сокращают время подготовки новой модели. То же самое касается авиа- и ракетостроения, химии, биологии. О развлечениях даже не говорим: мы, например, полетали над Петропавловской крепостью.

Эта система трехмерной виртуальной реальности типа CAVE (Computer Aided Virtual Environment) была создана кафедрой «Компьютерные технологии в машиностроении», и Политех уже получил предложения о сотрудничестве от крупных промышленных российских предприятий.

Книга — за минуту

Работники типографии Политеха скромно называют ее «пожалуй, лучшей из вузовских типографий». С ними согласны по меньшей мере 14 городских вузов, печатающих свою продукцию именно здесь.

Сейчас Политех — единственный вуз в Европе (!), обладающий всем спектром полиграфического оборудования, и он первым в России применил в вузовском книгоиздании технологию «печать по требованию». Проще говоря, это когда студент не может жаловаться профессору, что в библиотеке на него не хватило методички. Говоря сложнее, с этой технологией любую книгу сделают за несколько минут. И стоимость экземпляра почти не будет зависеть от тиража.

Типография обслуживает не только вузы, тут печатают что угодно — от научных трудов и журналов до визиток и стикеров. Заказы поступают в том числе из Финляндии, Польши, Германии; заработанные деньги идут на нужды университета.

Найди то, не знаю что

Библиотека Политеха уже не библиотека, а «Информационно-библиотечный комплекс». Войдя сюда, считайте, что вошли в 200 российских библиотек: 100 университетских и 100 публичных. Еще в 2002 году СПбГПУ стал (вместе с Российской книжной палатой и фондом «Пушкинская библиотека») учредителем ассоциации региональных библиотечных консорциумов «АРБИКОН», и десятки библиотек уже не тратят время и средства на составление библиографических описаний, а по Интернету в секунды обмениваются ими с коллегами.

Программное обеспечение вузовской библиотеки, говорят, мощнее, чем у всех ведущих российских библиотек вместе взятых: в одном из библиотечных помещений тихонько тарахтит кластер (или комплекс компьютеров, или суперкомпьютер) размером с небольшой шкаф. 64 процессора.

Вы можете искать в системе документ, книгу, статью по основным библиотекам всей страны, даже не зная названия искомого. Достаточно задать системе довольно размытый вопрос вроде: «А что в российских журналах пишут про нос?» — и получите полный перечень, от «Мурзилки» до журналов о здоровье. Если требуемая статья находится, скажем, в новосибирской библиотеке — заказываете электронную доставку (если статьи в электронном виде нет, не проблема, ее тут же цифруют), и вам гарантированно в течение 3 суток, как требует российское законодательство, доставят ее бумажный вариант.

Скоро в библиотеке будут вовсю работать уникальные (в том числе по цене 600 тысяч евро) сканеры-роботы, способные обрабатывать в час 4000 страниц, делая доступными «в цифре» такие сокровища, как, скажем, книги из личных коллекций работавших в Политехе Струве и Витте.

Берегите энергию

Энергосберегающие технологии для вуза — один из приоритетов, поскольку (цитируем отчет о первых итогах программы) «Решение проблемы перевода экономики из сырьевой в производственную, а также необходимость снижения технологической зависимости от других стран настоятельно требует проведения исследований в области энергетики».

Министерство промышленности и энергетики РФ допустило СПбГПУ к проведению энергетических обследований; все, что будет сделано в университетском проекте (создание и внедрение автоматизированных систем технического учета электроэнергии и энергоресурсов, комплекс для контроля загрязнений окружающей среды, центр новых технологий оборудования преобразования и аккумулирования энергии возобновляемых источников), будет применяться на крупнейших промышленных предприятиях города.

Правда, сейчас так называемая «Демонстрационная зона по энергоэффективности и энергосбережению» если что и демонстрирует, так это предремонтное состояние. То, во что она должна превратиться, видно пока лишь в виртуальной реальности. В просто реальности увидим это, вероятно, уже в 2008 году.

Размещается демонстрационный зал в знаменитой гидробашне Политехнического университета — там, где до недавнего времени стояло гидравлическое оборудование, которое, говорят, уже лет 20 именно что «стояло».

Ходим по кругу

...В этом пустом подготовленном к строительным работам помещении состоялся краткий, но содержательный обмен мнениями между сотрудниками университета и экскурсантами (очевидно, разработчиками оборудования и, разумеется, бывшими выпускниками Политеха).

— Знаете, когда представляли проекты, мы заметили, что закупается только зарубежное оборудование. Ну ни одной отечественной разработки! Вот привыкли говорить: «Волга» хуже «Мерседеса»...

— Так «Волга» действительно хуже «Мерседеса».

— Да мы понимаем... Но этот штамп распространяется уже на все: раз отечественное — значит хуже. В том числе научное оборудование...

— Так вы делайте лучше — мы и будем наше покупать...

— У нас есть оборудование не хуже зарубежного, но у нас ведь как: «Волга» хуже «Мерседеса».

— Так «Волга» действительно хуже...

И так далее... Окончательной репликой представителей университета было: в том, что касается уникальных научных разработок — тут Россия многим нос утрет. А вот с серийными худо. Последней репликой российских разработчиков было: развиваться можно, если есть деньги на развитие, а деньги появляются, если наш продукт покупают. А если не покупают, исходя из того, что «Волга» хуже...


Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 12 (4050) от 24 января 2008 года.

#СПбГПУ #инновация #отчет

Комментарии