Отвечать у доски. Шахматной

Еще в конце прошлого учебного года бывший тогда министром образования Д. В. Ливанов заявил, что «рабочая программа», которую ежегодно пишут и переписывают учителя («план», согласно которому они учат ваших детей), не должна превышать по объему 4 - 6 страниц. Я немедленно принялся искать на сайте министерства проект грозного приказа, который положил бы конец непомерной бумажной нагрузке на учителя, - и не нашел. А поскольку образовательного министра резко заменили, то спросить уже не с кого.

Отвечать у доски. Шахматной | РИСУНОК Максима СМАГИНА

РИСУНОК Максима СМАГИНА

Не попало под сокращение

У меня две версии, почему Ливанов не выполнил заявленное. Первая: человек мог узнать заранее о своей отставке и, что называется, «забить на все». Вторая: с нынешнего года вся документация привязана к ФГОС, федеральным государственным образовательным стандартам, и уходящий министр, возможно, надеялся, что ее разработчики сами проявят разумность.

Не случилось. Передо мной - инструкция с рекомендациями по составлению этой самой рабочей программы. Естественно, там указано, что «в соответствии с ФГОС рабочие программы должны содержать...» - и ниже следуют восемь пунктов требований. И они ничем не отличаются от того, что было раньше. Множество разных никому не нужных вещей.

Возьмем преамбулу документа, в которой (так обычно делается) изложено, зачем он вообще необходим. Приведу эту часть целиком (крепитесь): «Рабочие программы учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения образовательной программы с учетом основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы, и должны обеспечивать достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы».

Кто понял, что тут сказано, тот имеет все шансы пригласить меня на чай с плюшками. Я хочу видеть этого великого человека.

Справедливости ради: в документе сказано, что самое главное - «предметные результаты». «Метапредметные» (о которых столько говорят, но внятного объяснения им так и не дано) - тоже главные, но предметные главнее. Как мы рады! Также главным является «содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных форм учебной деятельности» и «календарно-тематическое планирование (КТП) с указанием часов, отводимых для каждой темы».

Да, теперь учитель не должен придумывать «планируемые результаты урока» (каждого урока!). Т. е. разработчики сообразили, что результат можно ожидать только после нескольких уроков, а то и по итогам изучения темы. Но, прежде чем требовать от учителя составления «календарно-тематического планирования», было бы неплохо сначала ознакомить его с графиком городских мониторинговых работ. Иначе учитель, дисциплинированно расписав уроки по дням, будет потом строчить начальству челобитную с просьбой «перенести» изучение темы, поскольку грянула городская проверочная работа. (Потом по школам прошла устная директива, что уроки можно по числам не расписывать. Но что устно отменили - то устно и вернут в любой момент.)

Физическая культура вместо физики

Неправильно всю ответственность за этот «бег на месте» возлагать на косность, некомпетентность и равнодушие управленцев. Ну не умеют они формулировать тот результат, который должно давать образование. И бог с ними. Есть ведь еще запрос общества на образование. И этот запрос, по идее, должен давить на чиновников и заставлять их поступать разумно.

Так давайте посмотрим, какие самые громкие вопросы образования обсуждались в обществе в последние месяцы.

Помнится, шли жаркие дискуссии о планах одной из школ Самары ввести дресс-код для девочек (брюки - нельзя, юбка должна быть определенной длины), и мэр города инициативу поддержал, поскольку, по его мнению, речь не о моде, а о нравственности.

Почему забота о нравственности сводится к длине девочковой юбки, а не к ширине мальчиковых брюк - с ходу не понять. И, по моему мнению, если начальник, глядя на школьницу (во что бы она ни была одета), генерирует нравственно-безнравственные ассоциации, он профессионально не пригоден.

И еще обсуждалась/осуждалась очередная учительница, которая в ночном клубе танцует стриптиз. На тот раз - в Калининградской области. То, что барышня, чтобы продолжать работать в любимой, но мало платящей школе, по ночам танцует у шеста, - плохо. А если бы она по ночам мыла полы - это было бы хорошо. Только вот обычно подобными разоблачениями славятся «обеспокоенные родители» и некие «ветеранские» организации, и почему никому не приходит в голову спросить: что эти родители и «ветераны» делали в стрип-клубе?

А многие ли помнят, что именно российская команда в этом году победила на олимпиаде по физике? Наших юных физиков не провожали с молебном и не встречали с цветами, как провожают-встречают спортсменов. А ведь именно физика - это будущее благосостояние страны в эпоху высоких технологий.

Мне возразят: спорт - это важно, это пропаганда здорового образа жизни. Тогда в результате столь упорной пропаганды у нас должно быть, как в Китае, где каждое утро миллионы людей на улице делают гимнастику. А на поверку в моем районе я знаю в лицо и наперечет всех бегающих по утрам. Мы даже киваем друг другу при встрече.

Может быть, наших ослепительных физиков приглашали в ток-шоу? Ничуть. Это о «Евровидении» шумели неделю.

Подытожим: общество наше сильно озабочено нравственностью/духовностью, а не результатом образования и положением в нем учителя. И может ли такая общественность вправить мозги обленившимся чиновникам? Да никогда. Некогда.

Сколько ни говори «нравственность»...

Думается, наши дискуссии о нравственности (вроде как чем больше об этом в школе говорим, тем нравственнее будет школьник) можно переложить на восточную мудрость: сколько ни говори «халва», во рту слаще не станет.

Возьмем Казахстан. Там лет десять назад решили, что сырьевая модель экономики несовременна, надо строить экономику параллельную, технологическую, а для этого следует озаботиться образованием. И поскольку есть в Казахстане привычка слегка копировать российское, то начали там с обеспечения школ самой современной техникой. Помните наш нацпроект «Образование», когда показателем модернизации считалось количество интерактивных досок на одну ученическую душу?

Но потом в Казахстане задумались и пришли к выводу: компьютеры - конечно, хорошо, но успешность реформы образования зависит от качества нематериальных активов. Т. е. от уровня развития учеников. И сегодня в первых и вторых классах в городе Алма-Ата в обязательном порядке идут уроки шахмат. Вряд ли Казахстан планирует играть в шахматы так, «чтобы весь мир содрогнулся», - просто готовят детишек к изучению предметов, требующих стратегического мышления. Той же физики.

И в Казахстане 100 лучших выпускников едут учиться в лучшие университеты мира за счет государства. Следующая сотня едут к нам, в лучшие университеты России - но долго ли казахи будут нас так почитать? Скоро произойдет естественная смена поколений преподавателей. На смену тем, кого учили по надежной советской системе, придут те, кого наставляли замордованные бумажками, зато сильно нравственные учителя.

И не придется ли нам направлять 100 лучших учеников учиться в Казахстан?


#учителя #нравственность #выпускники

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 217 (5834) от 21.11.2016.


Комментарии