Открытый разговор о закрытых системах

Петербург, Гатчина, Тосно — и в их ряду Вашингтон. Эти города объединила двухдневная международная конференция «Школьная информатика и проблемы устойчивого развития»». Именно так: в один день в Гатчине восьмиклассник докладывал об игре с трогательным названием «Звезда смерти-3», а в Вашингтоне обсуждали доклад, название которого я не то что по-англииски — по-русски не выговорю: что-то про линго-комбинаторную симуляцию.

Открытый разговор о закрытых системах |

Конференция — страшно ска­зать — 26-я по счету. «Страш­но сказать» — потому что ка­кие, ей-богу, четверть века на­зад в наших школах были ком­пьютеры? А конференция уже шла, и именно она спровоциро­вала в 1985 году первое госу­дарственное постановление, после которого информатика стала не факультативным, а обязательным школьным пред­метом.

У истоков этого межшкольно­го и межвузовского мероприя­тия были академики Ж. Алфе­ров, А. Воронов, А. Ершов, Н. Мои­сеев, А. Самарский, а также чем­пион мира по шахматам М. Бот­винник. И сейчас в организато­рах конференции — структуры от Российской Академии наук и Ми­нистерства образования до го­родского и областного комите­тов по образованию и вузов.

Конференция рассеялась по всему городу и Ленобласти (и, как уже говорилось, заглянула в США), и при всем желании не­возможно было прослушать полторы тысячи (!) докладов.

Первокурсники питерского Университета аэрокосмическо­го приборостроения (ГУАП) го­ворили об искусственном ин­теллекте, работающем над ле­чением людей; об автоматиза­ции автобусного сообщения в городе; о зависимости от сете­вых игр; об электронном брас­лете для контроля за человеком.

Восьми — десятиклассники рассуждали то о «Построении графиков элементарных функ­ций на Паскале», то презентова­ли проект о голливудской актри­се Дрю Берримор, не говоря уж о виртуальных докладах о Скпадовской-Кюри, семье Романо­вых и длинном перечне наших поэтов и прозаиков. Приправляя все это выступлением на тему «Инстинкт самоуничтожения».

В Библиотеке блокадной кни­ги шестиклассники показывали созданные ими анимационные фильмы о блокаде (настолько мудро сделанные, что, казалось, это из программы кинофестива­ля «Послание к человеку»). Ти­нейджер отчитывался по проекту, посвященному Синявинским вы­сотам (парень был поисковиком, искал останки воинов). Школьни­ки из Колпина рассказывали о том, как восстанавливали боевой путь 220-й танковой бригады, от Петрославянки до Берлина...

В общем, стоило посетить од­ну из 25 секций — и ты погру­жался в благостную уверен­ность относительно светлого бу­дущего российской информати­ки. Однако. Еще на пленарном заседании конференции про­фессор ГУАП Александр Гордеев предупредил школьных пре­подавателей информатики: не все так превосходно.

Профессор поднял тему, о ко­торой мы уже писали: в школах и вузах учат почти исключитель­но на продукте (часто — на пи­ратских копиях) фирмы «Майкрософт», с его закрытыми засекреченными кодами, тогда как в развитых странах принци­пиально обучают на открытых бесплатных системах с их абсо­лютно известной «рецептурой».

Напомним, высококлассного системного программиста мож­но взрастить, обучая его на от­крытых системах, тогда как на закрытых можно подготовить пусть замечательного, но всего лишь прикладного программис­та, умеющего работать в одной известной ему системе.

В докладе профессора звуча­ли жутковатые фразы «Угроза информационной безопасности страны», «Мы своими же руками себя топим» и «Мы зашли в ту­пик». И это притом что еще в 1980-х годах на уровне прави­тельства страны было решено: отдавать предпочтение откры­тым системам.

К слову, в России срок за ис­пользование контрафактной про­дукции возрос до шести лет, так что по 90 процентам российских пользователей тюрьма плачет. Правда, председатель оргкоми­тета конференции профессор Михаил Игнатьев недоумевал: почему это монополизм господи­на Гейтса (а монополизм запре­щен законом) не карается столь же сурово, как и пиратство?

Было любопытно, что скажет на это зампредседателя комите­та по образованию Игорь Коз­лов, отвечающий за вопросы ин­женерно-технического обеспе­чения, — благо вузовские пре­подаватели ждут поддержки от комитета по образованию, а те­ма доклада представителя ко­митета звучала как «Проблемы модернизации образования на основе новых информационных технологий».

Из доклада мы вынесли две новости. Одна — то ли «условно хорошая», то ли «условно пло­хая»: первый вице-премьер Медведев и глава «Майкрософ­та» Гейтс договорились до того, что фирма будет поставлять свой продукт в Россию из рас­чета одно рабочее место — 700 рублей. Это сущие копейки (ес­ли не считать того, сколько та­ких «рабочих мест» России нуж­но). Но и сам Игорь Козлов от­метил: мы в любом случае взра­щиваем «Майкрософту» новых пользователей-потребителей.

Вторая новость — безусловно хорошая: в Питере есть центр, представляющий одну из самых мощных открытых операцион­ных систем, и этот центр готов предоставить преподавателям бесплатно и диски с программа­ми, и обучение. А в Региональ­ном центре оценки качества об­разования пройдет серия семи­наров по открытым системам.

Но, судя по выступлению пред­ставителя комитета по образова­нию, наша привязанность к про­дуктам «Майкрософт» зашла так далеко, что отвыкание уже не­возможно обеспечить «сверху», всяческими распоряжениями и указами. И, дескать, выбирать закрытые или открытые системы — это инициатива граждан. То бишь нас с вами. Это дело рук са­мих утопающих — если вспом­нить выступление Гордеева о том, что «мы себя топим».

От себя все же добавим: ини­циатива «снизу» идет, и будь здо­ров. А в развитых странах прави­тельства не считали зазорным этой инициативе помогать «сверху» — именно что указами и распоряжениями. В том числе — запретами обучать в госучрежде­ниях на закрытых системах.

Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 73 (3865) от 23 апреля 2007 года.


#информатика #операционные системы #подготовка программистов

Комментарии