...«Окон» негасимый свет

 ...«Окон» негасимый свет  |

День заwinсимости

Два события с небольшой раз­ницей во времени: сельского учителя судили за использова­ние нелицензионного про­граммного обеспечения «Майкрософт» в школе, а пер­вый вице-премьер Дмитрий Медведев мило беседовал с главой «Майкрософт» Биллом Гейтсом...

Будь «Майкрософт» не фир­мой, а человеком, любой пси­холог назвал бы мою к нему лю­бовь не вполне здоровой. Пси­холог бы сказал: «Голубушка, это не теплая привязанность, а жесткая зависимость. Вы за­циклились, будто на нем свет клином сошелся». А я бы отве­тила: «Да разве кто-то еще есть, доктор? Он единствен­ный!».

Точно так же ответили бы 90% (если не больше) россиян, пользующихся компьютерами.

Подумать только: всего не­сколько лет понадобилось, что­бы самая большая страна в ми­ре уверилась, будто «Майкро­софт» и его операционная сис­тема Windows («Окна») — един­ственный свет в окошке. Нам невдомек, что правительства многих ведущих стран (США, Германия, Франция, Китай...) так не считают. Более того, в Штатах, на родине «Майкро­софт», некоторые весельчаки празднуют 4 июля не только День независимости США, но и День HeзaWINcимости, (Wlndependance Day) — День независимости от Windows. В России впору отмечать День 3aWINcимости.

— Вот мы все время говорим о рыночной экономике, — от­мечает Михаил ИГНАТЬЕВ, профессор, директор Между­народного института киберне­тики и артоники. — Но ведь ос­нова рынка — конкуренция. А какая может быть конкуренция при 90-процентном монополиз­ме одной фирмы? Если не оши­баюсь, монополия — это неза­конно? Более того, монополия одной зарубежной фирмы в та­кой области, от которой зави­сит безопасность страны, то есть в области обработки ин­формации, — недопустима.

Кушать подано

Понять в общих чертах, что про­исходит, легко даже человеку, который с компьютером незна­ком.

Предположим, приносят вам блюдо от шеф-повара. Из чего сделано — неизвестно. Секрет фирмы. Блюдо вполне съедоб­ное, но вы бы на свой вкус, до­пустим, подсолили. Или попер­чили. Однако нельзя, наказуе­мо. Поскольку заранее огово­рено: блюдо, приготовленное по секретному рецепту, — соб­ственность шеф-повара. Вер­нее, вы можете его есть, но до­бавлять в него что-либо запре­щено. Если вы ученик кулинар­ного техникума, то не пред­ставляю себе, как вы при таких секретах и запретах научитесь готовить.

Другой пример. Вам прино­сят блюдо вместе с подробней­шим рецептом. Хотите усовер­шенствовать — да без про­блем. Распробуете, поупраж­няетесь — и из вас, возможно, выйдет отличный кулинар. Бу­дете стряпать что-нибудь свое.

Первый случай — так называе­мая система с закрытым кодом. Так работает «Майкрософт»: по­ставляет свой продукт, но «ре­цепт» (исходные тексты про­грамм) не открывает.

Второй случай — «открытые системы»: даны не только гото­вые программы, но и все исход­ные тексты этих программ. Видно, как они построены и как работают. Готовое учебное по­собие для программистов.

Открытых программ в мире многие тысячи, именно на них построена самая известная — операционная система Linux («Линукс»), Она разрабатывает­ся с учетом открытых стандар­тов UNIX, благодаря чему напи­санные программы намного лег­че переносить на другие ком­пьютеры и операционные систе­мы. Большинство наших пользо­вателей в лучшем случае только слышали о «Линукс», но не про­бовали, — мы поголовно куша­ем блюда от «Майкрософт». Ими начинают кормить еще в школе, на уроках информатики. Орга­низм привыкает, а потом перей­ти на другое питание, сами по­нимаете, и сложно, и лень.

— Продукты «Майкрософт» — это как «черный ящик». Мы не знаем подробности того, как они устроены, — говорит Алек­сандр ГОРДЕЕВ, зав. кафедрой компьютерных систем проекти­рования Санкт-Петербургского университета аэрокосмическо­го приборостроения (ГУАП).

Ну не знаем, и что? Я лично не страдаю от того, что не в кур­се устройства этого «черного ящика». Но вот что самое не­приятное:

— На закрытых системах мож­но готовить только пользовате­лей и прикладных программис­тов, — констатирует профессор Гордеев. — Мы создаем все но­вых и новых потребителей чу­жих технологий, вместо того чтобы учить разработчиков.

— В конце концов у нас будет, как в Индии, где учат не полно­ценных разработчиков, а со школы готовят программистов- «чернорабочих», которые потом за небольшие деньги «пишут» код, толком не зная, что этот код делает, — добавляет доцент ка­федры Владимир БАЛБЕРИН.

...Сейчас только «продвину­тым» россиянам известно, что «Линукс» бесплатно предостав­ляет те возможности, которые у «Майкрософт» можно только ку­пить; что серверная часть Ин­тернета преимущественно функционирует на UNIX-систе­мах, в том числе и на «Линукс». Что UNIX-системы поддержива­ют практически все форматы хранения и обработки данных, в том числе и форматы, исполь­зуемые «Майкрософт».

Большинство из нас исполь­зуют персональный компьютер для работы с документами и знают о программах Word и Excel, которые входят в извест­ный пакет программ Microsoft Office, — именно необходи­мость работать с документами и привязывает нас к Windows. В то же время в мире открытых про­грамм давно используется из­вестный пакет OpenOffice, кото­рый по возможностям аналоги­чен Microsoft Office и поддержи­вает все виды документов. Он бесплатен и работает как в Linux, так и в Windows.

— Система Windows разраба­тывалась для персонального компьютера, а есть задачи, ко­торые под силу только мощным вычислительным системам. На­пример, невозможно с помо­щью персональных компьюте­ров, работающих под Windows, управлять движением многих судов в ограниченной аквато­рии, чтобы они не столкнулись, — поясняет Александр Горде­ев. — Для этого нужна другая производительность. Кстати, свыше 370 самых мощных компьютеров мира работают именно под операционной сис­темой «Линукс». Она не только эффективнее управляет вычис­лениями, но и позволяет при­способить и настроить себя под специальное вычислительное оборудование.

...А у нас, как говорят 1Т-специалисты, почти все разрабаты­вается так, что может вопло­щаться только в Windows. При­чем это относится и к государ­ственным организациям — на­логовой службе, пенсионному фонду и многим другим. Тем са­мым государство фактически заставляет все организации обязательно использовать сис­темы Windows.

Закрытый перелом

Забавно, но если нашего учите­ля судили за использование «нелицензионки», то, скажем, во Франции ему бы не поздорови­лось, вздумай он учить детей на программном обеспечении «Майкрософт», пусть даже ли­цензионном.

— Во Франции на законода­тельном уровне запрещено обу­чать в государственных учреждениях на закрытых системах, — рассказывает Гордеев. — В Гер­мании и Китае — то же самое. В Штатах 80% используемых при обучении программ — откры­тые.

И ЮНЕСКО официально заяв­ляет: в образовании надо ис­пользовать открытые програм­мы. Да сами разработчики «Майкрософт» учились как раз на открытых системах.

Международные олимпиады по информатике проходят те­перь на «Линукс» — и это здоро­во потрепало нервы нашим участникам, привыкшим рабо­тать в системах Windows. Конеч­но, в некоторых петербургских вузах (в тех же ГУАП или Универ­ситете ИТМО) учат работать в «Линукс», но студенты — это вче­рашние школьники, которые на уроках информатики уже успели стать пользователями отгадайте какой системы. Windows — это их первая любовь. И попробуй убе­ди, что вторая любовь не хуже, а то и лучше.

— Мы считаем, что дети долж­ны выходить из школы квалифи­цированными пользователями «Линукс», — уверен Гордеев.

В Москве уже несколько лет в некоторые школы поступают компьютеры, на которых стоит «Линукс». Но это частный про­ект, инициатива, к которой пра­вительство страны не имеет ни­какого отношения. А в нашем го­роде и того нет. Это в Петербур­ге, с его уклоном в математику и информатику!

— У нас действительно очень грамотные специалисты в при­кладных областях, — говорит Владимир Балберин, — но свои таланты они умеют реали­зовать только на Windows и ес­ли и становятся потом разра­ботчиками, то опять же в сис­теме «Майкрософт». Это потря­сающе: мы за копейки предо­ставляем инофирмам свои ин­теллектуальные способности (а это самый дорогой товар), а потом программный продукт, в который заложен наш интел­лект, нам же и продают.

А мы «пингвинчики»

Нечасто, но все же попадаются публикации с заголовками вро­де «Пингвин за­крыл окно» или что-то в этом роде. Окна, как вы знаете, эмб­лема майкро­софтовского Windows; пинг­вин — символ «Линукс».

Это, конечно, любопытно — следить за со­перничеством «пингвина» и «окон», потому что это борьба двух филосо­фий, двух идей — открытости и приватности. Систему «Ли­нукс», противо­вес могучему закрытому Windows’y, соз­дал в 1991 году финский сту­дент Линус Торвальдс — ему надо было пи­сать диплом по программиро­ванию. Сделав работу, он решил ее усовершен­ствовать, но что-то не получа­лось — и парень бросил клич в Интернете: граждане, помоги­те...

Граждане откликнулись. Ре­зультат этих мегаколлективных разработок вы уже знаете. В отличие от «Окон», закрытых не только от любопытных глаз, но и для возможных улучшений «со стороны», открытый «Ли­нукс» ежедневно совершенст­вуют сотни тысяч программис­тов по всему миру.

Да, чрезвычайно интересно — кто победит? Но на самом де­ле цели «бить окна» и хулить «Майкрософт» — нет. Господа честно создают продукт. Назна­чают цену. Их право — предло­жить. Наше — согласиться или отказаться. Беда в том, что сей­час мы только соглашаемся. По­тому что свои условия дикто­вать не можем. Своего продук­та нет, учителя привыкли жить на готовеньком от «Майкро­софт», госслужащие — тоже, работники частных фирм — то­же. Поэтому картина вырисовы­вается такая: мы сейчас платим за то, чтобы нас побыстрее ли­шили возможности делать что- то самим.

И дело не в деньгах, которые мы за это платим, а в их количе­стве. В том, насколько адеква­тен запрос продавца. И в том, что сейчас торговаться Россия не может. Россияне борются «с завышенными ценами» извест­ным способом: «тырят у буржу­ев». Наш человек покупает не за полторы тысячи долларов ли­цензионный диск, а копию за 90 рублей. И уверен, что тем самым показывает Уильяму Гейтсу III дулю.

На самом деле дулю наш че­ловек показывает самому себе: он себя еще больше привязыва­ет к продуктам господина Гейт­са. Причем по дешевке.

Так, по дешевке, к продуктам «Майкрософт» потихоньку при­выкали госучреждения, частные лица и крупные предприятия. Правда, теперь нередко случа­ется «сюрприз»: на предприятие приходит письмо с любезной и вполне справедливой просьбой заплатить за пользование про­дуктом фирмы «Майкрософт». У нас только госсектор должен фирме около трех миллиардов долларов. Сколько это в нефтя­ных скважинах?

Учат в школе

Что делать? Да известно, что. То же, что сделали другие страны, когда им надоело платить чужим дядям за лицензии. Эти страны: а) внедрили в школах обучение на открытых системах; б) вложи­ли деньги в разработку собст­венного программного продук­та.

Например, в Германии госу­дарством финансируется раз­работка открытого программ­ного обеспечения для школ и вузов. А китайцы на недавнее предложение Билла Гейтса (он поехал в Поднебесную прямо из России) поставить новую моди­фикацию Windows — Vista кива­ют: конечно, мистер Гейтс, ставьте, но в госучреждения — только бесплатно. Если что, у китайцев собственный продукт разработан, они вполне незави­симы. А мы на предложения гла­вы корпорации согласились. И выдаем это согласие за дости­жение.

Кстати, госучреждения упомя­нутых стран «отвыкли» от закры­тых систем довольно быстро. Лет за пять. Но в тех странах на государственном уровне было принято принципиальное реше­ние: отвыкать.

Естественен вопрос: а почему мы все привыкаем и привыка­ем? По недоумию или просто ко­му-то выгодно?

Знаете, по-разному. Кому-то не хватает дальновидности, ко­му-то — компетентности, кому- то — совести.

Вообще-то стыдно, что такое случилось со страной, которая еще лет 15 назад разрабатыва­ла открытые системы. И где была запатентована идея пер­сонального использования компьютера. И где молодежь в Зеленограде наплодила идей, из которых потом вырос «Пенти­ум»...

Нужно всего ничего. Полити­ческая воля. Учить со школы пользоваться открытыми систе­мами. Тому же OpenOffice вмес­то Microsoft Office. В обязатель­ном порядке. Учить учителей — в обязательном порядке. Это не­дешево. Но все вложенные средства останутся в стране и потом будут работать на нас же.

— Кто нам нужен — разработ­чики системного уровня или раз­работчики прикладные? — спра­шивает Александр Гордеев. — Прикладные разработчики у нас есть, а системных не хватает. Как только мы начнем готовить разработчиков-системщиков, мы станем более независимыми в развитии информационных технологий.

Сейчас любой вуз может при­нять решение: обучать работать с «Линукс» и в Open Office. Но школы не в компетенции ву­зов. Как говорят представите­ли ГУАП, в городском комитете по образованию в курсе дел. Во всяком случае комитет числил­ся в организаторах уже 25-й по счету (!) международной конфе­ренции «Школьная информати­ка и проблемы устойчивого раз­вития», а в книжечке, посвящен­ной той конференции и передан­ной в комитет, проблема впол­не популярно изложена. Но, как утверждают вузовские препода­ватели, «все глухо». Может, по­тому, что, по словам Владимира Балберина, «в школе есть чисто юридическая проблема: там за­конодательно рекомендовано использовать Windows. Вся сис­тема сдачи ЕГЭ ориентирована на использование только Windows. Также как и весь про­цесс обучения — методические материалы, многочисленные электронные учебники, тесты...»

Ну так и что теперь? И дальше будем кушать, что дают? Поче­му бы Петербургу не стать за­чинщиком некоторых процессов в школьном образовании? Го­род революций, как-никак.

...Против того сельского учи­теля тяжбу прекратили. Суд счел ущерб «Майкрософт» в четверть миллиона рублей «несущест­венным». Сам же преподаватель решил: пора обучать детей на «Линукс», хватит с нас «Майкро­софт».

Стране есть чему поучиться у того учителя.

Р. S. Эту статью я писала в Word’e под Windows. Иначе не умею.

Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 44 (3836) от 13 марта 2007 года.

#Операционные системы #«Линукс» #«Майкро­софт»

Материалы рубрики

Комментарии