...«Окон» негасимый свет
День заwinсимости
Два события с небольшой разницей во времени: сельского учителя судили за использование нелицензионного программного обеспечения «Майкрософт» в школе, а первый вице-премьер Дмитрий Медведев мило беседовал с главой «Майкрософт» Биллом Гейтсом...
Будь «Майкрософт» не фирмой, а человеком, любой психолог назвал бы мою к нему любовь не вполне здоровой. Психолог бы сказал: «Голубушка, это не теплая привязанность, а жесткая зависимость. Вы зациклились, будто на нем свет клином сошелся». А я бы ответила: «Да разве кто-то еще есть, доктор? Он единственный!».
Точно так же ответили бы 90% (если не больше) россиян, пользующихся компьютерами.
Подумать только: всего несколько лет понадобилось, чтобы самая большая страна в мире уверилась, будто «Майкрософт» и его операционная система Windows («Окна») — единственный свет в окошке. Нам невдомек, что правительства многих ведущих стран (США, Германия, Франция, Китай...) так не считают. Более того, в Штатах, на родине «Майкрософт», некоторые весельчаки празднуют 4 июля не только День независимости США, но и День HeзaWINcимости, (Wlndependance Day) — День независимости от Windows. В России впору отмечать День 3aWINcимости.
— Вот мы все время говорим о рыночной экономике, — отмечает Михаил ИГНАТЬЕВ, профессор, директор Международного института кибернетики и артоники. — Но ведь основа рынка — конкуренция. А какая может быть конкуренция при 90-процентном монополизме одной фирмы? Если не ошибаюсь, монополия — это незаконно? Более того, монополия одной зарубежной фирмы в такой области, от которой зависит безопасность страны, то есть в области обработки информации, — недопустима.
Кушать подано
Понять в общих чертах, что происходит, легко даже человеку, который с компьютером незнаком.
Предположим, приносят вам блюдо от шеф-повара. Из чего сделано — неизвестно. Секрет фирмы. Блюдо вполне съедобное, но вы бы на свой вкус, допустим, подсолили. Или поперчили. Однако нельзя, наказуемо. Поскольку заранее оговорено: блюдо, приготовленное по секретному рецепту, — собственность шеф-повара. Вернее, вы можете его есть, но добавлять в него что-либо запрещено. Если вы ученик кулинарного техникума, то не представляю себе, как вы при таких секретах и запретах научитесь готовить.
Другой пример. Вам приносят блюдо вместе с подробнейшим рецептом. Хотите усовершенствовать — да без проблем. Распробуете, поупражняетесь — и из вас, возможно, выйдет отличный кулинар. Будете стряпать что-нибудь свое.
Первый случай — так называемая система с закрытым кодом. Так работает «Майкрософт»: поставляет свой продукт, но «рецепт» (исходные тексты программ) не открывает.
Второй случай — «открытые системы»: даны не только готовые программы, но и все исходные тексты этих программ. Видно, как они построены и как работают. Готовое учебное пособие для программистов.
Открытых программ в мире многие тысячи, именно на них построена самая известная — операционная система Linux («Линукс»), Она разрабатывается с учетом открытых стандартов UNIX, благодаря чему написанные программы намного легче переносить на другие компьютеры и операционные системы. Большинство наших пользователей в лучшем случае только слышали о «Линукс», но не пробовали, — мы поголовно кушаем блюда от «Майкрософт». Ими начинают кормить еще в школе, на уроках информатики. Организм привыкает, а потом перейти на другое питание, сами понимаете, и сложно, и лень.
— Продукты «Майкрософт» — это как «черный ящик». Мы не знаем подробности того, как они устроены, — говорит Александр ГОРДЕЕВ, зав. кафедрой компьютерных систем проектирования Санкт-Петербургского университета аэрокосмического приборостроения (ГУАП).
Ну не знаем, и что? Я лично не страдаю от того, что не в курсе устройства этого «черного ящика». Но вот что самое неприятное:
— На закрытых системах можно готовить только пользователей и прикладных программистов, — констатирует профессор Гордеев. — Мы создаем все новых и новых потребителей чужих технологий, вместо того чтобы учить разработчиков.
— В конце концов у нас будет, как в Индии, где учат не полноценных разработчиков, а со школы готовят программистов- «чернорабочих», которые потом за небольшие деньги «пишут» код, толком не зная, что этот код делает, — добавляет доцент кафедры Владимир БАЛБЕРИН.
...Сейчас только «продвинутым» россиянам известно, что «Линукс» бесплатно предоставляет те возможности, которые у «Майкрософт» можно только купить; что серверная часть Интернета преимущественно функционирует на UNIX-системах, в том числе и на «Линукс». Что UNIX-системы поддерживают практически все форматы хранения и обработки данных, в том числе и форматы, используемые «Майкрософт».
Большинство из нас используют персональный компьютер для работы с документами и знают о программах Word и Excel, которые входят в известный пакет программ Microsoft Office, — именно необходимость работать с документами и привязывает нас к Windows. В то же время в мире открытых программ давно используется известный пакет OpenOffice, который по возможностям аналогичен Microsoft Office и поддерживает все виды документов. Он бесплатен и работает как в Linux, так и в Windows.
— Система Windows разрабатывалась для персонального компьютера, а есть задачи, которые под силу только мощным вычислительным системам. Например, невозможно с помощью персональных компьютеров, работающих под Windows, управлять движением многих судов в ограниченной акватории, чтобы они не столкнулись, — поясняет Александр Гордеев. — Для этого нужна другая производительность. Кстати, свыше 370 самых мощных компьютеров мира работают именно под операционной системой «Линукс». Она не только эффективнее управляет вычислениями, но и позволяет приспособить и настроить себя под специальное вычислительное оборудование.
...А у нас, как говорят 1Т-специалисты, почти все разрабатывается так, что может воплощаться только в Windows. Причем это относится и к государственным организациям — налоговой службе, пенсионному фонду и многим другим. Тем самым государство фактически заставляет все организации обязательно использовать системы Windows.
Закрытый перелом
Забавно, но если нашего учителя судили за использование «нелицензионки», то, скажем, во Франции ему бы не поздоровилось, вздумай он учить детей на программном обеспечении «Майкрософт», пусть даже лицензионном.
— Во Франции на законодательном уровне запрещено обучать в государственных учреждениях на закрытых системах, — рассказывает Гордеев. — В Германии и Китае — то же самое. В Штатах 80% используемых при обучении программ — открытые.
И ЮНЕСКО официально заявляет: в образовании надо использовать открытые программы. Да сами разработчики «Майкрософт» учились как раз на открытых системах.
Международные олимпиады по информатике проходят теперь на «Линукс» — и это здорово потрепало нервы нашим участникам, привыкшим работать в системах Windows. Конечно, в некоторых петербургских вузах (в тех же ГУАП или Университете ИТМО) учат работать в «Линукс», но студенты — это вчерашние школьники, которые на уроках информатики уже успели стать пользователями отгадайте какой системы. Windows — это их первая любовь. И попробуй убеди, что вторая любовь не хуже, а то и лучше.
— Мы считаем, что дети должны выходить из школы квалифицированными пользователями «Линукс», — уверен Гордеев.
В Москве уже несколько лет в некоторые школы поступают компьютеры, на которых стоит «Линукс». Но это частный проект, инициатива, к которой правительство страны не имеет никакого отношения. А в нашем городе и того нет. Это в Петербурге, с его уклоном в математику и информатику!
— У нас действительно очень грамотные специалисты в прикладных областях, — говорит Владимир Балберин, — но свои таланты они умеют реализовать только на Windows и если и становятся потом разработчиками, то опять же в системе «Майкрософт». Это потрясающе: мы за копейки предоставляем инофирмам свои интеллектуальные способности (а это самый дорогой товар), а потом программный продукт, в который заложен наш интеллект, нам же и продают.
А мы «пингвинчики»
Нечасто, но все же попадаются публикации с заголовками вроде «Пингвин закрыл окно» или что-то в этом роде. Окна, как вы знаете, эмблема майкрософтовского Windows; пингвин — символ «Линукс».
Это, конечно, любопытно — следить за соперничеством «пингвина» и «окон», потому что это борьба двух философий, двух идей — открытости и приватности. Систему «Линукс», противовес могучему закрытому Windows’y, создал в 1991 году финский студент Линус Торвальдс — ему надо было писать диплом по программированию. Сделав работу, он решил ее усовершенствовать, но что-то не получалось — и парень бросил клич в Интернете: граждане, помогите...
Граждане откликнулись. Результат этих мегаколлективных разработок вы уже знаете. В отличие от «Окон», закрытых не только от любопытных глаз, но и для возможных улучшений «со стороны», открытый «Линукс» ежедневно совершенствуют сотни тысяч программистов по всему миру.
Да, чрезвычайно интересно — кто победит? Но на самом деле цели «бить окна» и хулить «Майкрософт» — нет. Господа честно создают продукт. Назначают цену. Их право — предложить. Наше — согласиться или отказаться. Беда в том, что сейчас мы только соглашаемся. Потому что свои условия диктовать не можем. Своего продукта нет, учителя привыкли жить на готовеньком от «Майкрософт», госслужащие — тоже, работники частных фирм — тоже. Поэтому картина вырисовывается такая: мы сейчас платим за то, чтобы нас побыстрее лишили возможности делать что- то самим.
И дело не в деньгах, которые мы за это платим, а в их количестве. В том, насколько адекватен запрос продавца. И в том, что сейчас торговаться Россия не может. Россияне борются «с завышенными ценами» известным способом: «тырят у буржуев». Наш человек покупает не за полторы тысячи долларов лицензионный диск, а копию за 90 рублей. И уверен, что тем самым показывает Уильяму Гейтсу III дулю.
На самом деле дулю наш человек показывает самому себе: он себя еще больше привязывает к продуктам господина Гейтса. Причем по дешевке.
Так, по дешевке, к продуктам «Майкрософт» потихоньку привыкали госучреждения, частные лица и крупные предприятия. Правда, теперь нередко случается «сюрприз»: на предприятие приходит письмо с любезной и вполне справедливой просьбой заплатить за пользование продуктом фирмы «Майкрософт». У нас только госсектор должен фирме около трех миллиардов долларов. Сколько это в нефтяных скважинах?
Учат в школе
Что делать? Да известно, что. То же, что сделали другие страны, когда им надоело платить чужим дядям за лицензии. Эти страны: а) внедрили в школах обучение на открытых системах; б) вложили деньги в разработку собственного программного продукта.
Например, в Германии государством финансируется разработка открытого программного обеспечения для школ и вузов. А китайцы на недавнее предложение Билла Гейтса (он поехал в Поднебесную прямо из России) поставить новую модификацию Windows — Vista кивают: конечно, мистер Гейтс, ставьте, но в госучреждения — только бесплатно. Если что, у китайцев собственный продукт разработан, они вполне независимы. А мы на предложения главы корпорации согласились. И выдаем это согласие за достижение.
Кстати, госучреждения упомянутых стран «отвыкли» от закрытых систем довольно быстро. Лет за пять. Но в тех странах на государственном уровне было принято принципиальное решение: отвыкать.
Естественен вопрос: а почему мы все привыкаем и привыкаем? По недоумию или просто кому-то выгодно?
Знаете, по-разному. Кому-то не хватает дальновидности, кому-то — компетентности, кому- то — совести.
Вообще-то стыдно, что такое случилось со страной, которая еще лет 15 назад разрабатывала открытые системы. И где была запатентована идея персонального использования компьютера. И где молодежь в Зеленограде наплодила идей, из которых потом вырос «Пентиум»...
Нужно всего ничего. Политическая воля. Учить со школы пользоваться открытыми системами. Тому же OpenOffice вместо Microsoft Office. В обязательном порядке. Учить учителей — в обязательном порядке. Это недешево. Но все вложенные средства останутся в стране и потом будут работать на нас же.
— Кто нам нужен — разработчики системного уровня или разработчики прикладные? — спрашивает Александр Гордеев. — Прикладные разработчики у нас есть, а системных не хватает. Как только мы начнем готовить разработчиков-системщиков, мы станем более независимыми в развитии информационных технологий.
Сейчас любой вуз может принять решение: обучать работать с «Линукс» и в Open Office. Но школы не в компетенции вузов. Как говорят представители ГУАП, в городском комитете по образованию в курсе дел. Во всяком случае комитет числился в организаторах уже 25-й по счету (!) международной конференции «Школьная информатика и проблемы устойчивого развития», а в книжечке, посвященной той конференции и переданной в комитет, проблема вполне популярно изложена. Но, как утверждают вузовские преподаватели, «все глухо». Может, потому, что, по словам Владимира Балберина, «в школе есть чисто юридическая проблема: там законодательно рекомендовано использовать Windows. Вся система сдачи ЕГЭ ориентирована на использование только Windows. Также как и весь процесс обучения — методические материалы, многочисленные электронные учебники, тесты...»
Ну так и что теперь? И дальше будем кушать, что дают? Почему бы Петербургу не стать зачинщиком некоторых процессов в школьном образовании? Город революций, как-никак.
...Против того сельского учителя тяжбу прекратили. Суд счел ущерб «Майкрософт» в четверть миллиона рублей «несущественным». Сам же преподаватель решил: пора обучать детей на «Линукс», хватит с нас «Майкрософт».
Стране есть чему поучиться у того учителя.
Р. S. Эту статью я писала в Word’e под Windows. Иначе не умею.
Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 44 (3836) от 13 марта 2007 года.
Комментарии