Открытый разговор о закрытых системах
Петербург, Гатчина, Тосно — и в их ряду Вашингтон. Эти города объединила двухдневная международная конференция «Школьная информатика и проблемы устойчивого развития»». Именно так: в один день в Гатчине восьмиклассник докладывал об игре с трогательным названием «Звезда смерти-3», а в Вашингтоне обсуждали доклад, название которого я не то что по-англииски — по-русски не выговорю: что-то про линго-комбинаторную симуляцию.
Конференция — страшно сказать — 26-я по счету. «Страшно сказать» — потому что какие, ей-богу, четверть века назад в наших школах были компьютеры? А конференция уже шла, и именно она спровоцировала в 1985 году первое государственное постановление, после которого информатика стала не факультативным, а обязательным школьным предметом.
У истоков этого межшкольного и межвузовского мероприятия были академики Ж. Алферов, А. Воронов, А. Ершов, Н. Моисеев, А. Самарский, а также чемпион мира по шахматам М. Ботвинник. И сейчас в организаторах конференции — структуры от Российской Академии наук и Министерства образования до городского и областного комитетов по образованию и вузов.
Конференция рассеялась по всему городу и Ленобласти (и, как уже говорилось, заглянула в США), и при всем желании невозможно было прослушать полторы тысячи (!) докладов.
Первокурсники питерского Университета аэрокосмического приборостроения (ГУАП) говорили об искусственном интеллекте, работающем над лечением людей; об автоматизации автобусного сообщения в городе; о зависимости от сетевых игр; об электронном браслете для контроля за человеком.
Восьми — десятиклассники рассуждали то о «Построении графиков элементарных функций на Паскале», то презентовали проект о голливудской актрисе Дрю Берримор, не говоря уж о виртуальных докладах о Скпадовской-Кюри, семье Романовых и длинном перечне наших поэтов и прозаиков. Приправляя все это выступлением на тему «Инстинкт самоуничтожения».
В Библиотеке блокадной книги шестиклассники показывали созданные ими анимационные фильмы о блокаде (настолько мудро сделанные, что, казалось, это из программы кинофестиваля «Послание к человеку»). Тинейджер отчитывался по проекту, посвященному Синявинским высотам (парень был поисковиком, искал останки воинов). Школьники из Колпина рассказывали о том, как восстанавливали боевой путь 220-й танковой бригады, от Петрославянки до Берлина...
В общем, стоило посетить одну из 25 секций — и ты погружался в благостную уверенность относительно светлого будущего российской информатики. Однако. Еще на пленарном заседании конференции профессор ГУАП Александр Гордеев предупредил школьных преподавателей информатики: не все так превосходно.
Профессор поднял тему, о которой мы уже писали: в школах и вузах учат почти исключительно на продукте (часто — на пиратских копиях) фирмы «Майкрософт», с его закрытыми засекреченными кодами, тогда как в развитых странах принципиально обучают на открытых бесплатных системах с их абсолютно известной «рецептурой».
Напомним, высококлассного системного программиста можно взрастить, обучая его на открытых системах, тогда как на закрытых можно подготовить пусть замечательного, но всего лишь прикладного программиста, умеющего работать в одной известной ему системе.
В докладе профессора звучали жутковатые фразы «Угроза информационной безопасности страны», «Мы своими же руками себя топим» и «Мы зашли в тупик». И это притом что еще в 1980-х годах на уровне правительства страны было решено: отдавать предпочтение открытым системам.
К слову, в России срок за использование контрафактной продукции возрос до шести лет, так что по 90 процентам российских пользователей тюрьма плачет. Правда, председатель оргкомитета конференции профессор Михаил Игнатьев недоумевал: почему это монополизм господина Гейтса (а монополизм запрещен законом) не карается столь же сурово, как и пиратство?
Было любопытно, что скажет на это зампредседателя комитета по образованию Игорь Козлов, отвечающий за вопросы инженерно-технического обеспечения, — благо вузовские преподаватели ждут поддержки от комитета по образованию, а тема доклада представителя комитета звучала как «Проблемы модернизации образования на основе новых информационных технологий».
Из доклада мы вынесли две новости. Одна — то ли «условно хорошая», то ли «условно плохая»: первый вице-премьер Медведев и глава «Майкрософта» Гейтс договорились до того, что фирма будет поставлять свой продукт в Россию из расчета одно рабочее место — 700 рублей. Это сущие копейки (если не считать того, сколько таких «рабочих мест» России нужно). Но и сам Игорь Козлов отметил: мы в любом случае взращиваем «Майкрософту» новых пользователей-потребителей.
Вторая новость — безусловно хорошая: в Питере есть центр, представляющий одну из самых мощных открытых операционных систем, и этот центр готов предоставить преподавателям бесплатно и диски с программами, и обучение. А в Региональном центре оценки качества образования пройдет серия семинаров по открытым системам.
Но, судя по выступлению представителя комитета по образованию, наша привязанность к продуктам «Майкрософт» зашла так далеко, что отвыкание уже невозможно обеспечить «сверху», всяческими распоряжениями и указами. И, дескать, выбирать закрытые или открытые системы — это инициатива граждан. То бишь нас с вами. Это дело рук самих утопающих — если вспомнить выступление Гордеева о том, что «мы себя топим».
От себя все же добавим: инициатива «снизу» идет, и будь здоров. А в развитых странах правительства не считали зазорным этой инициативе помогать «сверху» — именно что указами и распоряжениями. В том числе — запретами обучать в госучреждениях на закрытых системах.
Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 73 (3865) от 23 апреля 2007 года.
Комментарии