Образование, которое нам дорого
Букет розовых роз в качестве извинений унесла вчера с пресс-конференции в Интерфаксе ректор СПбГУ Людмила Вербицкая. Извинения следовали от журналистов за ошибки в какой-то статье об университетской Высшей школе менеджмента в Михайловке — судя по размерам букета, ошибки были немаленькие.
Впрочем, о пресловутой школе говорили не в первую очередь. В первую очередь Людмила Алексеевна сообщила, что в пятницу в Москве, на Госсовете, поднимут вопрос о зарплате вузовских научных сотрудников и преподавателей. Потому что если представителям науки академической обещаны тысячедолларовые зарплаты в 2007 году, то в вузах финансируется научная тема, а не люди. «И зарплата 500 рублей в месяц на сотрудника — это не вымысел», — отметила Людмила Вербицкая.
К тому же оборудование в лабораториях, без которого наука не движется... Да, Госдума повышает статью расходов на оборудование для научных учреждений на 3 миллиарда рублей. Но в СПбГУ подсчитали, сколько нужно только им на оснащение лабораторий, — получилось почти 2,5 миллиарда рублей.
Как сказала Людмила Вербицкая (причем сказала не только как ректор, но и как зам. председателя Совета при президенте РФ по науке, технологиям и образованию), такого плотного обсуждения проблем образования, как в последнее время, она не припомнит. За то время, что эти проблемы обсуждались не столь активно, количество дошкольных учреждений в стране упало в 2 раза; реноме среднего профобразования сильно пострадало; среднее образование, конечно, осталось бесплатным, но обходится оно родителям все дороже.
Наконец, дети выходят из школ не только с аттестатом, но и с букетом заболеваний. Вот в СПбГУ недавно обследовали первокурсников (благо есть медицинский центр) и в ужас пришли: здоровых меньше 10 процентов. (Ремарка: оказалось, самые здоровые студенты СПбГУ учатся на экономическом факультете. Там нехворых — 18,3%.)
Ну, студенты у нас не очень здоровые, но, вероятно, очень умные? Так можно было бы предположить. Ибо если во всем СССР было чуть больше 900 высших учебных заведений, то сейчас в России больше 3200 вузов: около 640 из них — государственные, 1800 — коммерческие филиалы госов и, наконец, остальные — просто коммерческие. «Но мы думаем, что в стране не более 100 вузов дают образование мирового уровня», — утверждает Людмила Алексеевна. И добавляет, что впервые в аэропорту не увидела рекламы очередного новорожденного учебного заведения со слоганом вроде: «На лекции ходить не надо, диплом и так получишь».
О вхождении СПбГУ в Болонский процесс Вербицкая говорит, что «если мы хотим вписаться в международный процесс образования, когда студент может учиться по семестру в разных университетах в разных странах, — у нас просто нет другого пути. Да и путь неплохой». Своей специфики российское образование не потеряет, уверяет ректор. По ее словам, кому Болонский процесс жизнь затруднит — так не учащимся, а педагогам, которым придется перерабатывать свои учебные планы и программы. Людмила Вербицкая сама через это прошла: собственный курс лекций сокращала с 16 часов до 10.
Р. S. Да, Высшая школа менеджмента на базе университетского факультета менеджмента (который за 12 лет стал ведущим в России) получила «под себя» усадьбу Михайловка недалеко от Стрельны. За два года на школу (проект частно-государственный) будет выделено 1,5 миллиарда рублей. Первая группа в 50 человек начнет учебу 1 сентября 2007 года.
Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 49 (3596) от 23 марта 2006 года.
Комментарии