Мало им ЕГЭ...

Высшая школа по-своему адаптируется к единому госэкзамену и несколько изменяет правила игры Петербургские школьники отстрелялись по выпускным ЕГЭ по английскому, биологии, русскому и информатике. Осталась история России (i3 июня). Пора бы подумать о «Вступительных экзаменах по-петербургски. Особенностях стратегии поступления в вузы Петербурга в 2006 году» — так назывался «круглый стол», организованный газетой «АБИТУРИenter», собравшей ответственных секретарей приемных комиссии тридцати вузов Петербурга, а также представителей школ, средних специальных учебных заведений и городской администрации.

Мало им ЕГЭ... |

Стратегия изменяется

Что касается «стратегии по­ступления». Будь я выпускни­ком школы, моя стратегия бы­ла бы такова: стараюсь подо­брать в качестве выпускных эк­заменов те предметы, которые вуз назначает вступительными. И дико радуюсь, если эти пред­меты надо сдавать в формате ЕГЭ, поскольку набранные на выпускном баллы автоматичес­ки считаются вступительными. Допустим, сдаю ЕГЭ по русско­му (он все равно обязатель­ный), а из необязательных, по­ложим, ЕГЭ по английскому и истории. И поскольку это имен­но то, что нужно для поступле­ния на некий гуманитарный фа­культет, отношу сертификаты с баллами в приемную комиссию вуза и усиленно молюсь Николе-угоднику, чтобы мои баллы оказались проходными.

Однако на этот раз не исклю­чено, что одной молитвой не обойдешься. Не только школа и выпускник приспосабливают­ся к формату единого госэкзамена. К этому формату адапти­руются и вузы — по-своему.

Доверяют, но проверяют

На простой вопрос: «Хорош все- таки единый государственный для вузов или плох?» — предста­вители высшей школы отвечают сложно: «Нет однозначных отве­тов, есть отдельные критерии, по которым можно судить, насколь­ко этот эксперимент успешен, и успешность этого эксперимента разная в зависимости оттого, ка­кой критерий рассматриваем».

Вузы уже не ругают ЕГЭ, но продолжают ворчать — и тому есть причины. Возьмем, напри­мер, КИМ — контрольно-изме­рительные материалы (проще говоря, тесты ЕГЭ). Чтобы вы­брать лучшие КИМ, ежегодно рассматривается едва ли не шестисоткратное количество разнообразных тестов. Ото­бранные КИМ, может, хороши для школы, но, как сказано, «неидеальны для вуза».

— Проблема в том, что вуз должен оценить не только каче­ство знаний абитуриента, но и способность абитуриента к дальнейшему обучению, — го­ворит Илья Дементьев, прорек­тор по учебной работе СПбГУ. — Наш анализ результатов ЕГЭ показывает, что существую­щие контрольно-измеритель­ные материалы более или ме­нее оценивают знание предме­та, но на второй вопрос — спо­собен ли абитуриент пройти образовательную программу в вузе — они ответа не дают.

Еще одна проблема — спор­ность самих сертификатов, в которые выставляются баллы по ЕГЭ.

— Все сдающие единый гос- экзамен в Петербурге получат сертификаты вместе с аттеста­тами, без задержек, потому что за Петербургом сохраняется право печатать сертификаты самостоятельно, — сказал Ле­онид Илюшин, начальник отде­ла модернизации образования комитета по образованию, и на всякий случай добавил, что «это никак не связано с вопро­сами информационной без­опасности и не создаст воз­можности подменить баллы; печатание — это просто техни­ческий процесс».

Но сертификаты петербург­ских выпускников и так вне подо­зрений. Экспертная комиссия, проверяющая работы школьни­ков, во многом состоит из препо­давателей вузов, и, проявив из­лишнее снисхождение к знаниям выпускников (ради того, напри­мер, чтобы Питер оказался пер­вым в стране по какому-то пред­мету), вузовские преподаватели рискуют завтра маяться с «некон­диционными» студентами. Так что у нас, говорят, ЕГЭ сдают и принимают честно.

А вот то, что касается других регионов... Как бы это помягче сказать... По результатам ЕГЭ, лучшим знанием русского языка отличились те субъекты Федера­ции, которые раньше такими вы­дающимися показателями не блистали. Не то чтобы петербург­ские вузы категорически не до­веряют этим баллам, они просто «немножечко удивлены». В той же мере, в которой раньше удив­лялись обилию медалистов. Но медалистов хотя бы можно было проверить на собеседовании, а в случае с сертификатом вполне вероятна такая ситуация: прихо­дит иногородний абитуриент, в сертификате — 95 баллов из 100 возможных по русскому языку, а сам мальчик двух слов связать не может, но поскольку балл про­ходной — мальчика можно по­здравить с поступлением.

Усложняем задачу

Повторю: высшая школа уже не ругает ЕГЭ — она просто ищет выход из положения. Например, учитывая неидеальность КИМ и сомнительность некоторых сер­тификатов, большой Универси­тет «в ходе долгих и тяжелых об­суждений» пошел на довольно жесткую меру. По некоторым специальностям в СПбГУ ре­зультаты ЕГЭ станут лишь пер­вой частью экзамена, вдобавок к которой Университет проведет собственную, вторую, часть, про­веряющую то, что не в силах про­верить ЕГЭ, и о чем говорил Илья Дементьев, — способность вче­рашнего школьника быть успеш­ным студентом.

Что это за тесты, позволяющие выявлять такую способность, в подробностях рассказывать не стали, отметили лишь, что тесты разрабатывались в течение года и по содержанию полностью со­ответствуют школьной програм­ме. К тому же такая «усложнен­ность» коснется только профиль­ных предметов: английского язы­ка для филологов, биологии — для биологов и медиков, истории — для историков.

— Это даст нам возможность проанализировать, насколько со­относятся результаты ЕГЭ, кото­рые приносят нам школьники из разных субъектов Федерации, и готовы ли школьники у нас учиться, — поясняет Илья Дементьев.

Утверждают, что претензий по поводу этого экзаменационного дополнения пока не поступало; да и какие могут быть претензии, если через новые тесты абитури­енты пока не проходили. В лю­бом случае, подчеркивают, «это не конфликт вуза и абитуриен­тов, это конфликт прав разных абитуриентов-конкурентов»: кто справится — тот и молодец.

Будь я абитуриент-пессимист, я бы загрустила. Будь я оптимист — радовалась бы, поскольку вто­рая часть экзамена отсеет, дай бог, не меня, а того, у кого баллы сомнительные или которого из- за «неспособности учиться» все равно отчислили бы после перво­го семестра.

Другие способы поступления

Пока ЕГЭ существует в формате эксперимента, каждый субъект Федерации относится к нему по- разному: может выбирать пред­меты для ЕГЭ по своему усмот­рению, а может и вовсе не участ­вовать в эксперименте. Но в2008 году ЕГЭ войдет в штатный ре­жим во всех субъектах Федера­ции («если, конечно, ничего не изменится», добавляют работни­ки образования). Впрочем, и пос­ле 2008 года не ЕГЭ единым бу­дет жив выпускник.

— Единый госэкзамен будет хоть и основным, но не единст­венным путем, который позволит поступить в вузы, — утверждает Александр Матвеев, главный специалист городского комитета по науке и высшей школе. — Мы считаем, что необходимо дать возможность и образователь­ным учреждениям, и самим аби­туриентам использовать другие варианты, одним из которых ос­танутся олимпиады всероссий­ские и олимпиады, которые про­водятся в наших вузах. Получе­ние диплома в региональной олимпиаде позволяет вузу засчи­тывать ее результаты, а посколь­ку участвуют в таких олимпиадах 30 тысяч школьников, а дипломы получают 300, то получается очень высокий конкурс, сто чело­век на одно место.

Межрегиональная ассоциация дополнительного образования (МАДО) пытается убедить при­емные комиссии вузов учитывать и так называемое «портфолио» ученика. «Портфолио» —это лич­ные достижения школьника: спортивные, творческие, учеб­ные, грамоты-дипломы и т. п.

— Мы говорим детям: «Все ва­ши грамоты и дипломы собирай­те, это обязательно вам поможет при поступлении в вуз», — рас­сказывает Сергей Магкаев, за­меститель директора по инфор­мационной и издательской дея­тельности МАДО. — Мы техни­чески организовали проект, в ко­тором участвуют более 10 тысяч школьников, — создали «Банк личных достижений», где у каж­дого есть своя банковская кар­точка, на которой накапливают­ся не деньги, а достижения. На нашем сайте ученик может уви­деть свое место, свой рейтинг; появляется соревновательный момент, интерес, мотивация. Но мы столкнулись с тем, что дети приходят в приемные комиссии вузов, у них берут фото, справку, аттестат, а все остальное «не тре­буется». И нам стоило больших трудов убеждать ректоров вузов, с которыми мы сотрудничаем: «Посмотрите на эти достижения! Если пришли в вуз сто человек с четверками по ЕГЭ — они, что, все одинаковые? Нет! К сожале­нию, «портфолио» не имеет под собой нормативной базы и не яв­ляется критерием, который вузы могут учитывать.

Согласно банку личных дости­жений, в лидерах сейчас четыре девочки и один мальчик, все ино­городние. МАДО и занимается в основном иногородними, почти 10 лет пропагандируя петербург­скую высшую школу в других субъектах Федерации. Из абиту­риентов, поступающих в петер­бургские вузы, почти половина (44%) не местные; тем не менее в МАДО отмечают, что «в регио­нах существует очень большой информационный вакуум — ни дети, ни родители не имеют до­статочной информации по систе­ме высшего образования в Пе­тербурге и вообще по стране».

— В регионах мы провели мо­ниторинг — задавали школьни­кам вопрос: «Какую специаль­ность ты хочешь получить?», — комментирует Сергей Магкаев. — 30 — 35% выпускников школ не имеют четкого решения о сво­ей будущей специальности и не знают, в какой вуз идти учиться. Даже если они принимают реше­ние о поступлении в определен­ный вуз, то потому, что мама посоветовала или друг туда соби­рается.

МАДО создала первую в стра­не телефонную информационную службу по высшей школе (320-00- 50); с 2003 года ведет проект «Пе­тербургский класс» (в 100 горо­дах России в мультимедийных учебных профориентационных кабинетах дети узнают о вузах Пе­тербурга и даже слушают в он­лайн режиме лекции петербург­ских преподавателей); полтора года идет проект «Университет­ский профильный класс» (в таких классах в разных городах бес­платно занимаются человек 25 самых-самых умниц, готовясь по программе, максимально при­ближенной к университетской; га­рантий поступления в вуз нет, но, сами понимаете, бесплатные подготовительные курсы — это уже кое-что). Словом, не только выпускники ищут для себя подхо­дящие вузы, петербургские вузы тоже по всей стране ищут для се­бя подходящих студентов.

Только раз в году

Результаты ЕГЭ действуют толь­ко один год. Да что там год — один вступительный сезон. Как красиво отметили на «круглом столе», «31 декабря под бой ку­рантов сертификат можно торже­ственно сжечь».

Такой «короткий срок хране­ния» объясняется тем, что экза­менационные тесты совершенст­вуются год от года, да и шкали­рование оценки изменяется, так что прошлогодний ЕГЭ — совсем не то, что нынешний, и сравни­вать прошлогоднего сдающего с нынешним не корректно.

— Я лично считаю, что человек, не поступивший в вуз, должен опять сдавать ЕГЭ на следующий год, — утверждает Илья Демен­тьев. — Он должен доказать, что не просто когда-то хорошо учил­ся в школе, а что и в этом году способен выдержать конкурс и учиться дальше.

И на десерт приводят трога­тельный случай, когда в Петер­бурге сдавать ЕГЭ по русскому языку явился гражданин 1936 го­да рождения. Полученных 55 лет назад знаний оказалось доста­точно, чтобы получить «удовлет­ворительно». Для выпуска из школы и для поступления в тех­нический вуз — нормально. Но на филфак гражданин точно не про­шел бы.

Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 101 (3648) от 7 июня 2006 года.


#ЕГЭ #вузовские стандарты #вступительные экзамены

Комментарии