Мало им ЕГЭ...
Высшая школа по-своему адаптируется к единому госэкзамену и несколько изменяет правила игры Петербургские школьники отстрелялись по выпускным ЕГЭ по английскому, биологии, русскому и информатике. Осталась история России (i3 июня). Пора бы подумать о «Вступительных экзаменах по-петербургски. Особенностях стратегии поступления в вузы Петербурга в 2006 году» — так назывался «круглый стол», организованный газетой «АБИТУРИenter», собравшей ответственных секретарей приемных комиссии тридцати вузов Петербурга, а также представителей школ, средних специальных учебных заведений и городской администрации.

Стратегия изменяется
Что касается «стратегии поступления». Будь я выпускником школы, моя стратегия была бы такова: стараюсь подобрать в качестве выпускных экзаменов те предметы, которые вуз назначает вступительными. И дико радуюсь, если эти предметы надо сдавать в формате ЕГЭ, поскольку набранные на выпускном баллы автоматически считаются вступительными. Допустим, сдаю ЕГЭ по русскому (он все равно обязательный), а из необязательных, положим, ЕГЭ по английскому и истории. И поскольку это именно то, что нужно для поступления на некий гуманитарный факультет, отношу сертификаты с баллами в приемную комиссию вуза и усиленно молюсь Николе-угоднику, чтобы мои баллы оказались проходными.
Однако на этот раз не исключено, что одной молитвой не обойдешься. Не только школа и выпускник приспосабливаются к формату единого госэкзамена. К этому формату адаптируются и вузы — по-своему.
Доверяют, но проверяют
На простой вопрос: «Хорош все- таки единый государственный для вузов или плох?» — представители высшей школы отвечают сложно: «Нет однозначных ответов, есть отдельные критерии, по которым можно судить, насколько этот эксперимент успешен, и успешность этого эксперимента разная в зависимости оттого, какой критерий рассматриваем».
Вузы уже не ругают ЕГЭ, но продолжают ворчать — и тому есть причины. Возьмем, например, КИМ — контрольно-измерительные материалы (проще говоря, тесты ЕГЭ). Чтобы выбрать лучшие КИМ, ежегодно рассматривается едва ли не шестисоткратное количество разнообразных тестов. Отобранные КИМ, может, хороши для школы, но, как сказано, «неидеальны для вуза».
— Проблема в том, что вуз должен оценить не только качество знаний абитуриента, но и способность абитуриента к дальнейшему обучению, — говорит Илья Дементьев, проректор по учебной работе СПбГУ. — Наш анализ результатов ЕГЭ показывает, что существующие контрольно-измерительные материалы более или менее оценивают знание предмета, но на второй вопрос — способен ли абитуриент пройти образовательную программу в вузе — они ответа не дают.
Еще одна проблема — спорность самих сертификатов, в которые выставляются баллы по ЕГЭ.
— Все сдающие единый гос- экзамен в Петербурге получат сертификаты вместе с аттестатами, без задержек, потому что за Петербургом сохраняется право печатать сертификаты самостоятельно, — сказал Леонид Илюшин, начальник отдела модернизации образования комитета по образованию, и на всякий случай добавил, что «это никак не связано с вопросами информационной безопасности и не создаст возможности подменить баллы; печатание — это просто технический процесс».
Но сертификаты петербургских выпускников и так вне подозрений. Экспертная комиссия, проверяющая работы школьников, во многом состоит из преподавателей вузов, и, проявив излишнее снисхождение к знаниям выпускников (ради того, например, чтобы Питер оказался первым в стране по какому-то предмету), вузовские преподаватели рискуют завтра маяться с «некондиционными» студентами. Так что у нас, говорят, ЕГЭ сдают и принимают честно.
А вот то, что касается других регионов... Как бы это помягче сказать... По результатам ЕГЭ, лучшим знанием русского языка отличились те субъекты Федерации, которые раньше такими выдающимися показателями не блистали. Не то чтобы петербургские вузы категорически не доверяют этим баллам, они просто «немножечко удивлены». В той же мере, в которой раньше удивлялись обилию медалистов. Но медалистов хотя бы можно было проверить на собеседовании, а в случае с сертификатом вполне вероятна такая ситуация: приходит иногородний абитуриент, в сертификате — 95 баллов из 100 возможных по русскому языку, а сам мальчик двух слов связать не может, но поскольку балл проходной — мальчика можно поздравить с поступлением.
Усложняем задачу
Повторю: высшая школа уже не ругает ЕГЭ — она просто ищет выход из положения. Например, учитывая неидеальность КИМ и сомнительность некоторых сертификатов, большой Университет «в ходе долгих и тяжелых обсуждений» пошел на довольно жесткую меру. По некоторым специальностям в СПбГУ результаты ЕГЭ станут лишь первой частью экзамена, вдобавок к которой Университет проведет собственную, вторую, часть, проверяющую то, что не в силах проверить ЕГЭ, и о чем говорил Илья Дементьев, — способность вчерашнего школьника быть успешным студентом.
Что это за тесты, позволяющие выявлять такую способность, в подробностях рассказывать не стали, отметили лишь, что тесты разрабатывались в течение года и по содержанию полностью соответствуют школьной программе. К тому же такая «усложненность» коснется только профильных предметов: английского языка для филологов, биологии — для биологов и медиков, истории — для историков.
— Это даст нам возможность проанализировать, насколько соотносятся результаты ЕГЭ, которые приносят нам школьники из разных субъектов Федерации, и готовы ли школьники у нас учиться, — поясняет Илья Дементьев.
Утверждают, что претензий по поводу этого экзаменационного дополнения пока не поступало; да и какие могут быть претензии, если через новые тесты абитуриенты пока не проходили. В любом случае, подчеркивают, «это не конфликт вуза и абитуриентов, это конфликт прав разных абитуриентов-конкурентов»: кто справится — тот и молодец.
Будь я абитуриент-пессимист, я бы загрустила. Будь я оптимист — радовалась бы, поскольку вторая часть экзамена отсеет, дай бог, не меня, а того, у кого баллы сомнительные или которого из- за «неспособности учиться» все равно отчислили бы после первого семестра.
Другие способы поступления
Пока ЕГЭ существует в формате эксперимента, каждый субъект Федерации относится к нему по- разному: может выбирать предметы для ЕГЭ по своему усмотрению, а может и вовсе не участвовать в эксперименте. Но в2008 году ЕГЭ войдет в штатный режим во всех субъектах Федерации («если, конечно, ничего не изменится», добавляют работники образования). Впрочем, и после 2008 года не ЕГЭ единым будет жив выпускник.
— Единый госэкзамен будет хоть и основным, но не единственным путем, который позволит поступить в вузы, — утверждает Александр Матвеев, главный специалист городского комитета по науке и высшей школе. — Мы считаем, что необходимо дать возможность и образовательным учреждениям, и самим абитуриентам использовать другие варианты, одним из которых останутся олимпиады всероссийские и олимпиады, которые проводятся в наших вузах. Получение диплома в региональной олимпиаде позволяет вузу засчитывать ее результаты, а поскольку участвуют в таких олимпиадах 30 тысяч школьников, а дипломы получают 300, то получается очень высокий конкурс, сто человек на одно место.
Межрегиональная ассоциация дополнительного образования (МАДО) пытается убедить приемные комиссии вузов учитывать и так называемое «портфолио» ученика. «Портфолио» —это личные достижения школьника: спортивные, творческие, учебные, грамоты-дипломы и т. п.
— Мы говорим детям: «Все ваши грамоты и дипломы собирайте, это обязательно вам поможет при поступлении в вуз», — рассказывает Сергей Магкаев, заместитель директора по информационной и издательской деятельности МАДО. — Мы технически организовали проект, в котором участвуют более 10 тысяч школьников, — создали «Банк личных достижений», где у каждого есть своя банковская карточка, на которой накапливаются не деньги, а достижения. На нашем сайте ученик может увидеть свое место, свой рейтинг; появляется соревновательный момент, интерес, мотивация. Но мы столкнулись с тем, что дети приходят в приемные комиссии вузов, у них берут фото, справку, аттестат, а все остальное «не требуется». И нам стоило больших трудов убеждать ректоров вузов, с которыми мы сотрудничаем: «Посмотрите на эти достижения! Если пришли в вуз сто человек с четверками по ЕГЭ — они, что, все одинаковые? Нет! К сожалению, «портфолио» не имеет под собой нормативной базы и не является критерием, который вузы могут учитывать.
Согласно банку личных достижений, в лидерах сейчас четыре девочки и один мальчик, все иногородние. МАДО и занимается в основном иногородними, почти 10 лет пропагандируя петербургскую высшую школу в других субъектах Федерации. Из абитуриентов, поступающих в петербургские вузы, почти половина (44%) не местные; тем не менее в МАДО отмечают, что «в регионах существует очень большой информационный вакуум — ни дети, ни родители не имеют достаточной информации по системе высшего образования в Петербурге и вообще по стране».
— В регионах мы провели мониторинг — задавали школьникам вопрос: «Какую специальность ты хочешь получить?», — комментирует Сергей Магкаев. — 30 — 35% выпускников школ не имеют четкого решения о своей будущей специальности и не знают, в какой вуз идти учиться. Даже если они принимают решение о поступлении в определенный вуз, то потому, что мама посоветовала или друг туда собирается.
МАДО создала первую в стране телефонную информационную службу по высшей школе (320-00- 50); с 2003 года ведет проект «Петербургский класс» (в 100 городах России в мультимедийных учебных профориентационных кабинетах дети узнают о вузах Петербурга и даже слушают в онлайн режиме лекции петербургских преподавателей); полтора года идет проект «Университетский профильный класс» (в таких классах в разных городах бесплатно занимаются человек 25 самых-самых умниц, готовясь по программе, максимально приближенной к университетской; гарантий поступления в вуз нет, но, сами понимаете, бесплатные подготовительные курсы — это уже кое-что). Словом, не только выпускники ищут для себя подходящие вузы, петербургские вузы тоже по всей стране ищут для себя подходящих студентов.
Только раз в году
Результаты ЕГЭ действуют только один год. Да что там год — один вступительный сезон. Как красиво отметили на «круглом столе», «31 декабря под бой курантов сертификат можно торжественно сжечь».
Такой «короткий срок хранения» объясняется тем, что экзаменационные тесты совершенствуются год от года, да и шкалирование оценки изменяется, так что прошлогодний ЕГЭ — совсем не то, что нынешний, и сравнивать прошлогоднего сдающего с нынешним не корректно.
— Я лично считаю, что человек, не поступивший в вуз, должен опять сдавать ЕГЭ на следующий год, — утверждает Илья Дементьев. — Он должен доказать, что не просто когда-то хорошо учился в школе, а что и в этом году способен выдержать конкурс и учиться дальше.
И на десерт приводят трогательный случай, когда в Петербурге сдавать ЕГЭ по русскому языку явился гражданин 1936 года рождения. Полученных 55 лет назад знаний оказалось достаточно, чтобы получить «удовлетворительно». Для выпуска из школы и для поступления в технический вуз — нормально. Но на филфак гражданин точно не прошел бы.
Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 101 (3648) от 7 июня 2006 года.
Комментарии