2Vtzqv4Hz9U

Фестиваль «В музей — сегодня, в науку — завтра» проходит в Петербурге

В Петербурге проходит фестиваль «В музей — сегодня, в науку — завтра». Уже пятый по счету, «межмузейно-вузовский».

Фестиваль «В музей — сегодня, в науку — завтра» проходит в Петербурге | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Идея такой кооперации в свое время пришла именно музеям: для них средние и старшие классы (как объясняется в целях и задачах фестиваля) «наиболее проблемная аудитория». В том смысле, что вот так, «всуе», не посещают.

Для вузов в целом это аудитория как раз «не проблемная»: школьники присматриваются, куда поступать, так что приходят. Но каждый конкретный вуз заинтересован, чтобы приходили именно к нему. Поэтому для них фестиваль — возможность устроить своеобразный день открытых дверей, при этом рассказывая пока не про общежития и баллы ЕГЭ, а о чем‑то из своей славной истории. К примеру, о 111‑летнем музее-архиве Менделеева в СПбГУ. Или — способ открыться с неожиданной стороны. Скажем, наличие в Экономическом университете — Высшей школы кулинарного мастерства, а в Педагогическом имени Герцена — технопарка не самое очевидное.

Застрельщиком идеи в 2017‑м выступал не какой‑нибудь из знаменитых музеев искусств, а «естественнонаучный» Центральный музей почвоведения им. В. В. Докучаева. И заручился поддержкой не комитета по культуре, а комитета по науке и высшей школе. Сейчас петербургский музей — филиал московского Почвенного института им. В. В. Докучаева.

В первый год участников (музеев и вузов) было всего 11. В «допандемию» доросло до 40, в этом году — 35. Среди них и федеральные музеи вроде Русского (он сосредоточится на профориентации — знакомстве с музейными профессиями) до махоньких музеев при кафедрах, куда в обычное время не попадешь.

Гидами часто выступают студенты и аспиранты: справедливо сочтено, что школьникам они ближе, чем учителя или преподаватели вузов.

Надо сказать, потенциальным гостям фестиваля, чтобы найти его программу, изначально нужно проявить если не научный подход, то смекалку. Хорошо, на пресс-конференции в «Интерфаксе» объяснили, что искать стоит на страничке во «ВКонтакте». И называется она не так, как мы бы подумали (мы бы подумали — по имени фестиваля, но нет) — а «Музейный остров». Ищите сразу в соцсети, иначе поисковая страница выкатит первым делом тот «Музейный остров», который Museumsinsel в Берлине, а вам не туда.

Но дальше уже проще. В программе экскурсии разделены по блокам — естественные науки, технические, собранные вместе литература, история, этнография и библиотечное дело, а также искусство, дизайн, архитектура (тоже собранные), медицина и так далее.

Одни направления — для 14+, другие — 10+. Какие‑то экскурсии бесплатные, какие‑то можно оплатить по «Пушкинской карте», которая дает право в пределах лимита бесплатно посещать учреждения культуры.

Идут мастер-классы и квесты — например, в Музее денег научат отличать настоящие деньги от фальшивых, а в Герценовском университете школьникам предстоит обнаружить себя в мире рухнувшей науки, где нужно переизобрести все заново.

Вопрос об утрате технологий не праздный. Например, в Музее истории печати покажут дагерротипы и цветную пленку (которую нынешние школьники, разумеется, в глаза не видели) — но вот погрузить в волшебство проявки этой пленки уже затруднительно. Нужные химикаты и неразорительную по цене фотобумагу давно не найти.

В музее Зоологического института докажут, что если вымрут кораллы — вымрет и человечество. В институте уже семь лет поддерживают воду, привезенную с Белого моря в таком состоянии, чтобы в ней кораллам жилось хорошо — это можно расценивать как вклад и в наше выживание.


#вузы #фестиваль #школьники

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 54 (7137) от 28.03.2022 под заголовком «Подумать на каникулах».


Комментарии