Был бы миллион, а уж на что потратить...

«Как вам это удалось и что вы с этим счастьем делать будете?» — примерно так звучал на «круглом столе» в ИА «РосБалт» вопрос к представителям школ, получивших по миллиону рублей в рамках национального проекта «Образование». В России школ-«миллионеров», выигравших конкурс (то есть доказавших, что их инновационные программы наиболее убедительны), — три тысячи. В Петербурге — 58, в Ленинградской области — 28.

Был бы миллион, а уж на что потратить... |

Напомним, число выигравших — это не «сколько наскребли». Это квота, данная каждому субъекту Федерации, и квотой этой субъекты распоряжались по-своему. Например, так полу­чилось, что в Кронштадтском районе Петербурга школ-победительниц — ноль (это не зна­чит, что там учебные заведения из рук вон плохи; они могут быть замечательны и даже инноваци­онны, но не вписались в проект по какому-то из массы обяза­тельных требований). А больше всего «миллионеров» — в Вы­боргском, Кировском, Калинин­ском и Невском районах.

Елена Спасская, первый зам. председателя городского коми­тета по образованию, отметила, что в основном школы отличи­лись в «здоровьесберегающей деятельности, решении пробле­мы социальной адаптации, по­вышении интеллектуального и культурного потенциала учени­ков и учителей, повышении ка­чества и доступности образова­ния, профильном обучении».

Зато представитель област­ного комитета общего и про­фессионального образования Эдуард Колесников с гордос­тью заявил, что на их земле ни одно муниципальное образова­ние не осталось без победите­ля. Причем если 17 школ из 28 областных победителей город­ские, то 10 — сельские.

Как им всем удалось выиг­рать конкурс? Судя по коммен­тариям руководителей школ, удалось потому, что, собствен­но, к этому конкурсу они не го­товились. Точнее, вне всяких конкурсов давно и планомерно разрабатывали программы раз­вития своих учебных заведе­ний, а когда было объявлено со­стязание в рамках националь­ного проекта «Образование», оставалось только описать в до­кументах свою текущую дея­тельность.

На что потратят? Практичес­ки на все — на технику, на ком­пьютерные классы. Потому что, сказали, если у учеников дома нормальные компьюте­ры, а в классе — мел и доска, «то это несерьезно».

Между делом тут же, на «круг­лом столе», журналистам и дирек­торам школ было показано то, на что можно тратить деньги. Элек­тронная интерактивная доска. Ее можно сравнить с монитором компьютера — только размером с небольшую школьную доску. Ученица гимназии № 56 Даша Ду­дина лихо продемонстрировала, как с помощью доски проверять домашние задания учеников: на экране-доске всему классу видна работа ученика; обсуждать ошиб­ки можно всем классом и исправ­лять тут же, на экране (не знаю, как для вас — для меня это ско­рее тихий ужас, чем технологи­ческое достижение).

С помощью такой доски на уроке труда можно попутешест­вовать по кухням разных регио­нов мира. На уроке русского языка — вписывать пропущен­ные буквы (хоть пальцем, хоть локтем, говорят, удобно для де­тей с ограниченными возмож­ностями). На уроке географии на такой доске можно ухватить рукой частичку суши (скажем, Белоруссии) и рукой же перета­щить ее по карте на положенное место. Слов нет — зрелищно. К тому же все уроки могут хра­ниться в банке данных и дорабатываться другими учителями.

Правда, когда насчет «умной доски» поинтересовались мнени­ем Максима Пратусевича, замес­тителя директора физико-мате­матического лицея № 239 (лицей знаменит тем, что выпускает ка­кое-то непостижимое количество победителей всероссийских и международных олимпиад), он вспомнил свою любимую книжку по туризму, где говорится, что в поход надо брать не то, что может понадобиться, а то, без чего не обойтись. Дескать, если и без этого справляемся и можем сэко­номить 300 тысяч рублей — то и здорово. Даша, впрочем, возра­зила заместителю директора, за­явив, что уж по крайней мере уроки с такой доской гораздо инте­реснее. К тому же лицей № 239 все же подумывает о покупке ин­терактивной доски.

Помимо директоров школ-победительниц был и представи­тель петербургской школы-«не победительницы». «Не победи­тельницы» не по своей вине: эту школу (гимназию «Альма-Ма­тер»), как и все прочие негосу­дарственные учебные заведе­ния Петербурга и Ленинград­ской области, просто не допус­тили к соревнованию. Директор «Альма-Матер» Татьяна Щур уже сетовала на то, что это попросту несправедливо — игнорировать частные учебные заведения и детей, которые там учатся. На сей раз Татьяна Аяновна досадо­вать не стала, но повторила: де­ло не в том, кто выиграет мил­лион, и задача нацпроекта — не дать кому-нибудь миллион; за­дача — определить направле­ния, увидеть, в какую сторону школы (в том числе негосудар­ственные) развиваются.

...Прозвучало забавное срав­нение: работник одной из школ, получивших миллион, обмолвился, что у них только ремонтные работы тянут на не­сколько миллионов рублей. Так что миллион — это, конечно, очень много. По сравнению с отсутствием этого миллиона.

Школы-победительницы Санкт-Петербурга

Адмиралтейский район: школы № 255, 260, 564;

Василеостровский район: гимназия № 11, лицей № 30, школа с углубленным изучением французского языка и права № 29;

Выборгский район: школа № 110, гимназии № 74, 92, 622, лицей № 623;

Калининский район: школы № 79, 89, 619, гимназия № 470, ли­цей № 126;

Кировский район: школы № 244, 269, 378, 389, гимназия № 261;

Колпинский район: школа № 455;

Красногвардейский район: школы № 164,140, гимназии № 628, 405, лицей № 533;

Красносельский район: гимназия № 271, лицей № 395;

Курортный район: школа № 466;

Московский район: школы № 373, 508, школа с углубленным изу­чением английского языка № 525;

Невский район: школы № 323, 689, гимназия № 498, школы с уг­лубленным изучением английского языка № 593 и иностранных язы­ков — № 639;

Петроградский район: школа № 91, гимназия № 56, школа с уг­лубленным изучением английского языка № 80;

Петродворцовый район: Петергофская гимназия императора Александра II;

Приморский район: гимназии № 42, 49, 116, школа с углублен­ным изучением английского языка № 634;

Пушкинский район: школа № 462, гимназия № 406;

Фрунзенский район: гимназия № 587, школы с углубленным изу­чением химии и биологии № 230, физики — Ns 311, английского языка -№316;

Центральный район: гимназии № 166, 171,168, лицей № 239;

Учреждения городского подчинения: лицей при СПбГУТ, Фи­зико-техническая школа.

Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 161 (3708) от 31 августа 2006 года.


#школы #инновации #1 миллион

Комментарии