Был бы миллион, а уж на что потратить...
«Как вам это удалось и что вы с этим счастьем делать будете?» — примерно так звучал на «круглом столе» в ИА «РосБалт» вопрос к представителям школ, получивших по миллиону рублей в рамках национального проекта «Образование». В России школ-«миллионеров», выигравших конкурс (то есть доказавших, что их инновационные программы наиболее убедительны), — три тысячи. В Петербурге — 58, в Ленинградской области — 28.
Напомним, число выигравших — это не «сколько наскребли». Это квота, данная каждому субъекту Федерации, и квотой этой субъекты распоряжались по-своему. Например, так получилось, что в Кронштадтском районе Петербурга школ-победительниц — ноль (это не значит, что там учебные заведения из рук вон плохи; они могут быть замечательны и даже инновационны, но не вписались в проект по какому-то из массы обязательных требований). А больше всего «миллионеров» — в Выборгском, Кировском, Калининском и Невском районах.
Елена Спасская, первый зам. председателя городского комитета по образованию, отметила, что в основном школы отличились в «здоровьесберегающей деятельности, решении проблемы социальной адаптации, повышении интеллектуального и культурного потенциала учеников и учителей, повышении качества и доступности образования, профильном обучении».
Зато представитель областного комитета общего и профессионального образования Эдуард Колесников с гордостью заявил, что на их земле ни одно муниципальное образование не осталось без победителя. Причем если 17 школ из 28 областных победителей городские, то 10 — сельские.
Как им всем удалось выиграть конкурс? Судя по комментариям руководителей школ, удалось потому, что, собственно, к этому конкурсу они не готовились. Точнее, вне всяких конкурсов давно и планомерно разрабатывали программы развития своих учебных заведений, а когда было объявлено состязание в рамках национального проекта «Образование», оставалось только описать в документах свою текущую деятельность.
На что потратят? Практически на все — на технику, на компьютерные классы. Потому что, сказали, если у учеников дома нормальные компьютеры, а в классе — мел и доска, «то это несерьезно».
Между делом тут же, на «круглом столе», журналистам и директорам школ было показано то, на что можно тратить деньги. Электронная интерактивная доска. Ее можно сравнить с монитором компьютера — только размером с небольшую школьную доску. Ученица гимназии № 56 Даша Дудина лихо продемонстрировала, как с помощью доски проверять домашние задания учеников: на экране-доске всему классу видна работа ученика; обсуждать ошибки можно всем классом и исправлять тут же, на экране (не знаю, как для вас — для меня это скорее тихий ужас, чем технологическое достижение).
С помощью такой доски на уроке труда можно попутешествовать по кухням разных регионов мира. На уроке русского языка — вписывать пропущенные буквы (хоть пальцем, хоть локтем, говорят, удобно для детей с ограниченными возможностями). На уроке географии на такой доске можно ухватить рукой частичку суши (скажем, Белоруссии) и рукой же перетащить ее по карте на положенное место. Слов нет — зрелищно. К тому же все уроки могут храниться в банке данных и дорабатываться другими учителями.
Правда, когда насчет «умной доски» поинтересовались мнением Максима Пратусевича, заместителя директора физико-математического лицея № 239 (лицей знаменит тем, что выпускает какое-то непостижимое количество победителей всероссийских и международных олимпиад), он вспомнил свою любимую книжку по туризму, где говорится, что в поход надо брать не то, что может понадобиться, а то, без чего не обойтись. Дескать, если и без этого справляемся и можем сэкономить 300 тысяч рублей — то и здорово. Даша, впрочем, возразила заместителю директора, заявив, что уж по крайней мере уроки с такой доской гораздо интереснее. К тому же лицей № 239 все же подумывает о покупке интерактивной доски.
Помимо директоров школ-победительниц был и представитель петербургской школы-«не победительницы». «Не победительницы» не по своей вине: эту школу (гимназию «Альма-Матер»), как и все прочие негосударственные учебные заведения Петербурга и Ленинградской области, просто не допустили к соревнованию. Директор «Альма-Матер» Татьяна Щур уже сетовала на то, что это попросту несправедливо — игнорировать частные учебные заведения и детей, которые там учатся. На сей раз Татьяна Аяновна досадовать не стала, но повторила: дело не в том, кто выиграет миллион, и задача нацпроекта — не дать кому-нибудь миллион; задача — определить направления, увидеть, в какую сторону школы (в том числе негосударственные) развиваются.
...Прозвучало забавное сравнение: работник одной из школ, получивших миллион, обмолвился, что у них только ремонтные работы тянут на несколько миллионов рублей. Так что миллион — это, конечно, очень много. По сравнению с отсутствием этого миллиона.
Школы-победительницы Санкт-Петербурга
Адмиралтейский район: школы № 255, 260, 564;
Василеостровский район: гимназия № 11, лицей № 30, школа с углубленным изучением французского языка и права № 29;
Выборгский район: школа № 110, гимназии № 74, 92, 622, лицей № 623;
Калининский район: школы № 79, 89, 619, гимназия № 470, лицей № 126;
Кировский район: школы № 244, 269, 378, 389, гимназия № 261;
Колпинский район: школа № 455;
Красногвардейский район: школы № 164,140, гимназии № 628, 405, лицей № 533;
Красносельский район: гимназия № 271, лицей № 395;
Курортный район: школа № 466;
Московский район: школы № 373, 508, школа с углубленным изучением английского языка № 525;
Невский район: школы № 323, 689, гимназия № 498, школы с углубленным изучением английского языка № 593 и иностранных языков — № 639;
Петроградский район: школа № 91, гимназия № 56, школа с углубленным изучением английского языка № 80;
Петродворцовый район: Петергофская гимназия императора Александра II;
Приморский район: гимназии № 42, 49, 116, школа с углубленным изучением английского языка № 634;
Пушкинский район: школа № 462, гимназия № 406;
Фрунзенский район: гимназия № 587, школы с углубленным изучением химии и биологии № 230, физики — Ns 311, английского языка -№316;
Центральный район: гимназии № 166, 171,168, лицей № 239;
Учреждения городского подчинения: лицей при СПбГУТ, Физико-техническая школа.
Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 161 (3708) от 31 августа 2006 года.
Комментарии