Золото в пустыне: обнаружить его и другие виды сырья в аравийской земле берутся петербургские геологи

Сырьевая копилка крупнейшего в мире Аравийского полуострова площадью 3,2 млн кв. км пополнится стараниями петербургских геологов. Обстоятельно изучив его недра, они представят специальные карты и другие материалы, необходимые для успешного поиска там твердых полезных ископаемых. Соглашение, предусматривающее такое взаимодействие, Институт Карпинского (Всероссийский научно-исследовательский геологический институт, носящий имя этого выдающегося ученного) подписал недавно с партнерами из Саудовской Аравии. Оно рассчитано на долгий десятилетний период.

Золото в пустыне: обнаружить его и другие виды сырья в аравийской земле берутся петербургские геологи | ФОТО: пресс-служба Института Карпинского

ФОТО: пресс-служба Института Карпинского

Богатый бассейн

Признаки наличия в этом обширном ближневосточном регионе нефти и газа были получены давным-давно, больше сотни лет назад. Но тогда, имея скудные на ту пору данные, мало кто предполагал, насколько богата запасами углеводородов Саудовская Аравия.

Убедиться в этом помогла геологоразведка, проводимая на ее территории в 1930‑х годах на условиях международной концессии. Советские геологи не имели отношения к этим работам, которые впервые привели к открытию крупного неф­тяного месторождения (извлекаемые запасы месторождения Даммам оценивались в 142 млн тонн). Но они сыграли важнейшую роль в развитии минерально-сырьевой базы этой страны, которая ныне считается одним из ведущих в мире производителей нефти.

Почти вся ее необъятная площадь — около 80 % территории Аравийского полуострова — входит в неф­тегазоносный бассейн Персидского залива. В разное время там были открыты десятки месторождений нефти и газа с внушительными запасами (включая месторождения Гавар, Манифа, Абкайк и другие, относящиеся к категории особо крупных).

Недра Саудовской Аравии, как убедились геологи, богаты и многими другими полезными ископаемыми. На ее геологической карте отображены данные, благоприятствующие поиску меди, цинка, свинца, золота и серебра. В этой земле среди гор и горных плато, каменистых и песчаных малозаселенных или вовсе безлюдных пустынь имеются также железорудные мес­торождения. Встречаются там проявления редких и редкоземельных металлов.

Ну а вклад советских геологов (главным образом, ленинградцев и москвичей) в достижение этих результатов трудно переоценить, и аравийцы это признают. Они в целом очень ценят российскую геологическую школу, оказавшую существенное влияние на становление и развитие в их стране горного дела и нефтегазовой отрасли. В 1990‑е годы влияние этой признанной в мире школы из‑за известных причин, правда, ослабло. Но в последнее десятилетие стало воз­рождаться, и довольно заметно, чему немало свидетельств.

Гравиметрия в помощь

Так, несколько лет назад российский геологоразведочный холдинг «Росгеология» заключил соглашение о сотрудничестве с Арабской геофизической и сервисной компанией Саудовской Аравии. Договор (подписанный в рамках международной нефтегазовой выставки-форума ADIPEC) предусматривал проведение геофизических работ на суше и в море с применением электроразведки, гравиметрии, аэросъемки, магнитометрии и других современных методов.

Такая работа дает определенное представление о геологическом строении потенциально привлекательных для дальнейшей разведки участков. «Росгеология» обязалась получить эти полевые данные, обработать их, проанализировать и представить свое экспертное заключение. Компания привлекла к этим работам и сотрудников «Зарубежгеологии», своего дочернего предприятия.

Договор, надо сказать, не предполагал сотрудничества в сфере нефтегазовой геологоразведки: степень изученности недр в этом отношении там достаточно высока. Саудовская Аравия, входящая в Организацию стран — экспортеров нефти (ОПЕК), в настоящее время занимает первое место в мире по экспорту нефти и третье (после США и России) по добыче «черного золота». Продажа нефти за рубеж, как известно, составляет около 95 % всего экспорта этой страны и формирует порядка 75 % ее доходов.

В данном же случае, если говорить о «Росгеологии», речь шла о других полезных ископаемых (вполне конкретных, а не по большому перечню видов сырья), предположительно, имеющихся на некоторых слабо ­изученных участках страны. По мнению специалистов, работа по поиску и освоению таких месторождений связана с диверсификацией экономики этого значимого игрока на неф­тяном рынке.

Когда она стала разворачиваться, министр промышленности и минеральных ресурсов Саудовской Аравии Бандар аль-Хурейф отметил, что его страна подготовила хорошую программу по геологоразведке. И готова предоставить россиянам новые проекты в этой сфере, открыв для них отраслевой рынок и способствуя развитию горнодобывающей отрасли. То есть аравийцы заявили о намерении усилить поисково-разведочные работы при содействии партнеров из РФ.

В прошлом году Россия и Саудовская Аравия подписали меморандум о сотрудничестве в изучении и освоении минеральных ресурсов и подземных вод этой ближневосточной страны. Если точнее, имелось в виду исследование Аравийского щита, крупной и древней (2,5 млрд лет) геологической структуры, расположенной на этом полуострове, и довольно протяженного шельфа Красного моря.

Перечень таких шагов должна была наметить совместная рабочая группа, которую тогда же решено было создать. В этом году глава Минприроды РФ Александр Козлов вновь встретился с руководителем профильного министерства Саудовской Аравии. Разговор зашел об усилиях по реализации принятых ранее договоренностей. Причем в широком контексте, с учетом привлечения инвестиций в отрасль и укрепления технологического суверенитета двух стран.

Фундамент щита

Российские геологи обеспечили нашему государству колоссальный задел по запасам угля, природного газа и критически важных видов минерального сырья, включая редкоземельные металлы, подчеркнул по итогам той встречи Александр Козлов. Геологи России имеют опыт изучения недр и проведения геологоразведки в разных условиях на разные виды сырья (включая поиск подземных источников питьевой воды, так необходимой жителям Аравийского полуострова). И готовы помочь партнерам, которые в этом крайне заинтересованы, добавил министр.

Более сотни видов полезных ископаемых, которые числятся на государственном балансе, позволяют нашей стране планировать и осуществлять разные сценарии работ по обеспечению отечественной экономики сырьем. Меморандум о сотрудничестве с аравийцами в геологоразведке направлен на достижение аналогичных результатов, резюмировал министр.

В подготовительную работу по выполнению пунктов этого соглашения были вовлечены сотрудники Министерства иностранных дел России и посольства нашей страны в Саудовской Аравии. Позже стало известно, что за масштабное изучение Аравийского щита и выявление там перспективных площадей (для открытия месторождений твердых полезных ископаемых) возьмется Институт Карпинского. Для его сотрудников это далеко не первый международный проект.

По условиям соглашения, они зай­мутся этой масштабной работой при содействии геологической службы Китая и коллег-аравийцев. Такая связка объяснима: лучше аравийских геологов эту землю, где предстоит прокладывать новые полевые маршруты, не знает никто. А китайцы владеют компетенциями и передовыми технологиями мирового уровня. Нужными знаниями располагают, впрочем, и петербургские геологи.

Большинство месторождений твердых полезных ископаемых и рудопроявлений в этой стране приурочены к докембрийскому фундаменту Аравийской платформы, отмечает генеральный директор Института Карпинского кандидат технических наук Павел Химченко.

«Аравийский щит — уникальный геологический объект, он представляет собой основательный выступ докембрийского фундамента на северо-востоке Африканской платформы, — рассказал глава института. — Рифт Красного моря рассекает осевую часть Нубийско-Аравийского щита. Поэтому одна его половина находится в Африке (где Нубийская пустыня), а другая занимает западную часть Аравийского полуострова».

Аравийский щит образовала мощная, сильно дислоцированная (то есть трансформированная под воздействием тектонических процессов) толща горных пород-гнейсов, а также кристаллических и метаморфических сланцев с пачками кварцита и мрамора, пояснил эксперт. Эти породы, один из слоев которых насчитывает ни много ни мало от 1650 до 500 млн лет, относятся по возрасту к верхнему протерозою.

Очень глубокий взгляд

Судя по предварительным оценкам, благоприятные прогнозы на поиск там разных видов твердых полезных ископаемых должны сбыться. Есть в этой земле, надо полагать, и редкоземельные металлы, довольно востребованные ныне в разных отраслях экономики.

Аравия2.jpg
ФОТО: пресс-служба Института Карпинского

Данные, которыми геологи располагают, дают основание считать, что на территории Аравийского щита можно открыть другие рудные площади. Среди его перспективных участков могут быть руды железа и меди, свинца и цинка, золота и серебра, а также пирита, фосфоритов, магнезита, мрамора, известняков и др.

Но это, само собой, пока только предположение, добавляет специалист. Ведь комплексного (глубокого во всех смыслах) изучения этой территории никто прежде не осуществлял. Петербуржцы, получается, пойдут по этому пути первыми, разбив программу работ по реализации крупного международного проекта на несколько этапов.

Сначала, по классической схеме, им предстоит выполнить ретроспективный анализ, осмыслив имеющиеся (впрочем, пока весьма скудные) данные о недрах в этой части страны. Затем нужно провести работы, связанные с геологической картографией — имеется в виду картирование и описание наиболее важных обнажений. Для этого потребуется собрать полевые данные и провес­ти лабораторные исследования образцов.

И только потом на основе этих лабораторно-аналитических изыс­каний, а также геологических и металлогенических прогнозных карт, которые намечено подготовить, можно будет переходить к поисково-разведочным работам. А они в свою очередь позволят расширить минерально-сырьевую базу всего этого громадного региона.

Комплексные исследования зай­мут лет десять, как указано в соглашении (собственно, не такой уж большой для геологии период). Хотя, возможно, выполнить их удастся и за более короткий срок.

Так или иначе, для Института Карпинского реализация этого проекта необычайно важна, подчеркивает его руководитель. Это существенный этап в развитии научно-технического сотрудничества института, который не раз демонстрировал высокий уровень компетенций и сильные стороны отечественной геологической школы, востребованной за рубежом.

Читайте также:

Проект «классы Карпинского» расширяется: новая образовательная площадка открыта в Казахстане

Индустрия под боком: как Горный «добывает» для студентов нужные навыки


#геология #Аравийский щит #Институт Карпинского

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 204 (8026) от 31.10.2025 под заголовком «Золото в пустыне».


Комментарии