Водопад у Разлива. Как вместо фонтанов появился памятник инженерного искусства

Мало кто, не остановившись, переходит узкий перешеек, соединяющий берега Южного водосливного канала в Сестрорецке. Кажется, можно стоять здесь часами, завороженно глядя на катящиеся по его уступам бурные воды и слушая их несмолкаемый рокот. Да и виды кругом уж больно красивые. Сюда часто привозят гостей и показывают местную достопримечательность — плотину Гаусмана. Деревянный ее предшественник, построенный на этом же месте в Петровскую эпоху, не сохранился. Тем не менее она по праву считается одним из старых гидротехнических сооружений (ГТС) на окраинах Петербурга. И поныне выполняет свое назначение, помогая регулировать уровень воды в здешнем водохранилище.

Водопад у Разлива. Как вместо фонтанов появился памятник инженерного искусства | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Следы Ржавой канавы

Виды тут и впрямь живописные, глаз не оторвать. Над водной гладью, которую плотной стеной опоясывают зеленые насаждения, парят чайки. Недалеко от плотины возвышается над деревьями храм Петра и Павла, возведенный на месте старой деревянной церквушки. А вот часовня чудотворца Николая, установленная поблизости в память о погибших моряках-подводниках, среди густой зелени едва заметна.

Других строений по берегам этого ответвления Сестрорецкого Разлива, где стоит плотина, почти нет. А здания местного оружейного завода, прекратившего свое существование, расположены чуть в стороне. Ради него три с лишним века назад и был создан этот рукотворный водоем, ставший неотъемлемой ­частью городского пейзажа.

Облюбовав эти края, Петр I собирался устроить здесь свою резиденцию и разбить парк с фонтанами вроде петергофских. По его замыслу, вода к ним поступала бы от реки Сестры, перегороженной запрудой. Но когда он изучил топографию окрестных мест, то передумал. Перепады высот были здесь значительно меньше, чем в Петергофе. А значит, фонтанные струи поднимались бы над землей совсем невысоко.

Поступили иначе: в 1721 году по распоряжению царя начали строить завод для производства оружия. Через два года эти работы завершились. А на водотоке Сестра, в который впадала река Черная, появилась деревянная плотина. Вода затопила прилегающую к заводу местность, где тоже устроили водоспуск, потекла на его территории по особому руслу, приводя в действие станки и механизмы.

После сильных дождей и во время паводка заводчане сбрасывали избыток воды в старое русло Сест­ры через водоспуск (бейшлот). Но конструкция плотины была несовершенна. К тому же она оказалась не очень прочной: то и дело выходила из строя. Ее чинили и восстанавливали в нужном виде водохранилище (таких случаев было очень много). И все же прослужила почти сотню лет, пока окончательно не обветшала.

В начале XIX века ее заменили каменной, выполненной по проекту инженера Франца де Волана. Но и новое водосливное сооружение не всегда могло удержать воду: прорываясь, она вновь и вновь разрушала заводские постройки, принося убытки. Чтобы покончить с этим, укрепили берега водохранилища. И сделали выше завода дополнительный водоотвод — прорыли канал. Его сохранившиеся остатки здешние жители называют Ржавой канавой.

А в 1863 году инженер-полковник Карл Гаусман, бывший инспектор завода, соорудил на прежней насыпи еще более основательную каменную плотину, приняв во внимание недочеты предшественников. Для этого недалеко от упомянутого храма отгородили край водохранилища земляной дамбой (от нее остались два поросших зеленью островка), осушили, а затем приступили к работам.

Ангар без посторонних

Детище инженера-умельца прослужило без капитального ремонта больше 120 лет. Весьма основательным был и рукотворный канал, по которому проходящая через плотину вода до сих пор катится по извилистому руслу — ложбине одного из промывов — к Финскому заливу и впадает туда между парком «Дубки» и лесопарком «Гагарка».

Проверку временем выдержал, впрочем, весь комплекс здешних исторических ГТС: подпорные земляные плотины, по гребню которых проходит ныне дорога, и плотина заводская, через которую вода поступала в проложенный через это предприятие канал (лет десять назад его восстановили) и далее в речку Малую Сестру. А попутно заставляла работать турбины в одном из корпусов, которые вырабатывали для завода электричество.

Водосливная заводская плотина считается памятником истории (равно как корпуса уже не действующего предприятия) и охраняется государством. Но с точки зрения инженерного дела трехпролетная плотина Гаусмана, культурно-историческая ценность которой для знатоков очевидна, куда интереснее.

До 1985 года она пребывала в ведении Инструментального завода имени Воскова, бывшего оружейного. Деревянные затворы — щиты из лиственницы — и другие части плотины к тому времени сильно износились. Город взял ее, так сказать, под свое покровительство, и творение Гаусмана (кроме заводских строений) обрело новую жизнь. А затем перешло на баланс ГКУ «Ленводхоз», профильного городского учреждения.

Его сотрудники поведали о том, как шли эти работы. Вначале отсекли от водохранилища нужный участок рядами металлических шпунтов (их остатки сейчас возвышаются кое‑где над водой) и разобрали старое сооружение. А затем по историческим проектам сделали точно такое же, используя бетон и металл.

На том же месте возникла доб­ротная бетонная конструкция. Появились более современные затворы, а также механизмы для их спуска-подъема, которые укрыли металлическим ангаром, протянувшимся по телу плотины. Сделали это, во‑первых, чтобы не проникали посторонние. А во‑вторых, чтобы удобнее было работать и обслуживать механизмы, пояснил Игорь Усанин — начальник службы эксплуатации ГТС предприятия, которое уже 113 лет поддерживает в должном состоянии такие ­сооружения.

По краям плотины тогда установили фонари. Обновили дорожное полотно, по которому вдоль ангара ходят машины. Каменные опоры ГТС и береговые устои по обе его стороны остались прежними, но гранитные блоки подрядчик укрепил. Капитальный ремонт затронул также береговую часть на противоположной стороне объекта и верхний бьеф, по которому из‑за перепада высот несется вода, натыкаясь на валуны (они гасят ее скорость, не давая размывать берега).

«Шипучка» не смолкает

Мы заходим со специалистом внутрь ангара, имеющего вид полусферы, куда иногда приводят на экскурсии школьников. Здесь расположены девять затворов, по три на каждое водосливное окно, состоящих из двух половин. Пожалуй, это главное, что принципиально отличает эту плотину от подобных исторических объектов в Петербурге. Скажем, от той, что стоит на Ржевском водохранилище (см. «Страж Ильинской слободы» — «СПб ведомости» от 9 сентября 2020 г.), созданной по указу Петра I для Охтинского порохового завода.

Там затворы цельнометаллические, а здесь они сделаны по‑другому. Нижние их части почти никогда не показываются над поверхностью: извлекают их крайне редко, когда нужно быстро сбросить большой объем воды, рассказал собеседник. Такое происходило на его памяти всего раза три. А верхние части затворов, над которыми проходит кран-балка, постоянно в работе. Ими‑то обычно и оперируют, регулируя уровень воды в Сестрорецком водохранилище.

Когда стоишь у самого края окна плотины, рядом с одним из затворов, проносящийся внизу поток воды грохочет так, что собеседника едва слышно. Снаружи ее говор тоже громок, хотя местные жители иронично называют этот своеобразный водопад «шипучкой». Правда, зимой, когда водоем покрыт льдом, напор воды заметно ослабевает и она рокочет потише.

Тяжеленный затвор рабочие поднимают без усилий, нажав кнопку грузоподъемного устройства (на случай перебоев с электро­энергией здесь есть и ручные тали). Как правило, одной-двух железных перегородок хватает, чтобы поддерживать нужный для естественного стока Малой Сестры уровень воды.

В паводок и при обильных дождях открывают другие, отводя избыток воды через плотину в Южный водо­сливной канал (северный протекает к Финскому заливу от реки Малой Сестры). Иначе водохранилище, которое служит в наши дни для резервного водоснабжения Сестрорецка, может разлиться, подтопив прибрежные территории.

Ориентируются специалисты по рейке с делениями, стоящей у одной из опор плотины с противоположной от бьефа стороны. Подпорный уровень воды, превышать который опасно, составляет восемь метров по общепринятой Балтийской системе высот. Другими словами, вода здесь на несколько метров выше, чем в Финском заливе.

«Если синоптики обещают ливни, заблаговременно понижаем этот уровень, чтобы без опаски принять воду, — делится Игорь Усанин. — Бывает, дожди выпадают выше по течению реки Сестры, например, в районе Белоострова, и мы, узнав об этом, тоже вовремя реагируем. Не менее важно это делать в межсезонье, то есть в весеннее половодье, когда интенсивно тают снега, или в период осеннего паводка».

Многое, по его словам, зависит от того, какой была осень. Если снег ложится на замерзшую землю, значит, вода не уйдет в грунт и паводок будет сильнее. Таких нюансов немало, и нужно хорошо в них разбираться, чтобы знать, когда открывать затворы, какие именно (по краям или в центре плотины) и на какой срок. А понимание всего этого приходит с опытом. Конечно, есть инструкция по эксплуатации ГТС, где расписано, что и как делать. Но опыт в таком деле незаменим, уверяют сотрудники «Ленводхоза».

Картинки на экране

Все двенадцать больших и малых ГТС Курортного района, включая Сестрорецкий участок, обслуживает бригада, в которую входят пять человек. Плотину Гаусмана они навещают, проверяя работоспособность ее устройств, дважды в смену — утром и вечером. Если что‑то вышло из строя, сообщают диспетчеру, который отправляет туда бригаду ремонтников.

А мелкие неисправности устраняют сами. Небольшое пространство в ангаре отведено под мастерскую, где имеются инструменты — болгарка, тиски и прочее. Текущий ремонт перед паводковым сезоном ежегодно проводят на ГТС тоже работники предприятия: красят отдельные части сооружения, что‑то чинят, смазывают детали механизмов.

Приезжая ежедневно на плотину Гаусмана, члены бригады снимают показания водомерной рейки, записывают данные в рабочий журнал, передают диспетчеру и едут дальше. А объект остается под контролем видеокамер, присматривающих за ним с разных точек. Картинки выводятся на экран дисплея, стоящего в отгороженном помещении ангара, где рабочие могут переодеться и отдохнуть, а видеозапись остается на жестком диске.

Это не часть системы мониторинга «Безопасный город», благодаря которой наблюдение ведется по всему мегаполису. Предприятие установило здесь свой видеокомплекс. После капремонта сестрорецкой плотины вместо него здесь появится более современная система видеонаблюдения.

Как показали инженерно-техническое обследование и проведенные в прошлом году водолазные работы, в обновлении нуждается сам этот объект — его бетонные конструкции и металлические части. Так что перерождение плотины не за горами, продолжает Игорь Александрович.

Капитальный ремонт продлится около двух лет. Он будет идти опять же «насухо». И поэтапно, чтобы во время замены деталей на одном водосливном окне, закрытом от воды шпунтами, действовали другие. Стало быть, плотина и в этот период продолжит выполнять свои важные функции. А жители Сестрорецка будут и впредь приходить сюда, чтобы полюбоваться говорливым водопадом. Или посидеть с удочками недалеко от сбегающей по каменным уступам воды — из Финского залива в канал заходят окуньки и плотва…

Но есть и такие, кто оставляет пос­ле себя мусор: гуляя по обе стороны плотины, норовят бросить в воду картонный стаканчик, пластиковую бутылку или целлофановый мешок. Сильное течение может унести этот сор подальше, и его удержат кусты, растущие вдоль петляющего русла канала. Рабочим «Ленводхоза» приходится хотя бы раз в неделю проводить генеральную уборку закреп­ленной за ними территории.

Бывает, соберут несколько мешков мусора, а иной раз (в теплую погоду или после праздников), глядишь, набирается на половину «Газели». Впрочем, с годами мусора в округе становится все же меньше, а люди, надо полагать, воспитаннее, замечают сотрудники предприятия.

Читайте также:

Когда вода не точит камень. Петербургские гидротехники «усмиряют нрав» бурных рек по всей стране

«Дворники» на Фонтанке: как работает природоохранный флот Северной столицы?


#плотина #ГТС #Сестрорецк

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 108 (7930) от 19.06.2025 под заголовком «Водопад у Разлива».


Комментарии