«Дворники» на Фонтанке: как работает природоохранный флот Северной столицы?

Природоохранный флот Петербурга вроде бы не так давно, с открытием очередной навигации, возобновил работы по очистке рек и каналов. А его узнаваемые катера уже успели, кажется, примелькаться. Ежедневно в любую погоду они выходят на дежурство по всему городу, чтобы содержать в чистоте 367 судоходных водных объектов. Именно столько, почти на 20 больше, чем в 2024‑м, вошло нынче в эту городскую адресную программу, которая с каждым годом расширяется. Что ж, для Северной столицы, где вода занимает почти 20 % ее большой территории, это вполне объяснимо.

«Дворники» на Фонтанке: как работает природоохранный флот Северной столицы? | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

В самом деле, прогуливаясь по петербургским набережным, то в одном месте города, то в другом видишь небольшие суда с белоснежной надстройкой. Они неспешно плывут по фарватеру, оставляя за кормой пенный след. А в носовой части такого катера стоит обычно член экипажа в ярком спасательном жилете и внимательно осматривает водную гладь — нет ли где мусора.

Это петербургские речные «дворники», только в руках у них не метла, а сачок с длинной ручкой. И «подметают» они не улицы, а голубые артерии, которых в Северной столице предостаточно. Правда, к началу прошлого века на территории города было засыпано или заключено в трубу больше полусотни ручьев и каналов. А еще позже около двухсот водоемов успели исчезнуть в местах новой застройки, и общая протяженность гидрологической сети в черте города уменьшилась на 35 км. Но она по‑прежнему остается внушительной.

Отсюда и масштабные планы по уборке городских акваторий. Да и не каждый город, даже если там много рек и речушек, может позволить себе тратить на это значительные средства. А в Петербурге из городской казны только на эти цели (содержание флота, покупка топлива, инвентаря и т. д.), не считая дноочистительных работ, ежегодно уходит более 300 млн рублей.

Музей под открытым небом с его водным богатством, конечно, нужно поддерживать в чистоте. Когда в реке отражаются изумительные по красоте дворцы и другие архитектурные шедевры, а рядом качается на волнах всякий сор, это определенно режет глаза. Потому‑то ежегодная «чистая» программа, которую формируют вместе с чиновниками сотрудники «Экостроя» (предприятия, подведомственного городскому профильному комитету), из года в год растет.

Причем на всех включенных в нее объектах их работники появляются каждый месяц (зимой тоже частенько навещают покрытые льдом акватории), и не один раз, а минимум дважды. Фонтанку, например, несколько лет назад очищали четыре раза в месяц, теперь — вдвое чаще. А за всю навигацию, с середины апреля до середины ноября, приходится экостроевцам выходить для этого бессчетное число раз.

Основные адреса присутствуют в этой программе постоянно. Расширяется она в основном за счет тех, что находятся на окраинах города. К некоторым из них теперь проще попасть, соответственно, антропогенная нагрузка на них возрастает. Но не сказать, что по мере развития города его реки-каналы становятся грязнее. Этого не происходит, уверяет Николай Тихомиров, первый заместитель директора ГБУ «Экострой», а вот характер загрязнений меняется.

Так, прошлым летом течение несло по Неве тростник со стороны Ладожского озера — целые острова. Убирать его было нелегко, на это уходило много времени и сил. Погода тоже влияет: налетит сильный ветер — сдует с набережных в воду бумажные стаканчики и другой сор. Повышение в черте города уровня воды, к которой сплошь и рядом ведут ступени, имеет те же последствия.

Когда вода поднимается и не все катера могут пройти под низкими петербургскими мостами, в нужные места направляются весельные лодки. А часть мусора, который прибивает к берегам ветром, экостроевцы собирают, передвигаясь по суше. Основные направления уборки они выбирают в тот или иной день на основании мониторинга. Проще говоря, отправляются утром на дежурство и по рации сообщают коллегам, где какая обстановка.

Ну и многолетний опыт работы нельзя сбрасывать со счетов. Скажем, на Неве есть места, где за счет вихревых явлений постоянно скапливается мусор, и туда нужно отправляться без всякого мониторинга. А уж о том, что после городских праздников и массовых народных гуляний работы у речных «дворников» становится больше, известно всем и подавно.

В то же время прилегающие к воде городские территории, где принято отдыхать, районные власти стараются благоустроить, и это дает о себе знать. Туда приходит больше людей, но мусора не прибавляется: вдоль пешеходных дорожек теперь стоят урны, продолжает Николай Тихомиров.

Вообще самые разные факторы влияют на состояние водной поверхности. В пандемию коронавируса по воде плавали медицинские маски. А когда стало больше электросамокатов, которые оставляют порой где придется, противники СИМ принялись кидать их в пруды. Такое бывало, скажем, в парке Победы и у реки Ждановки. Извлечь оттуда самокат нетрудно — лежит бедолага прямо у берега. Но попавшие в воду аккумуляторы очень опасны для экосистемы любого природного объекта, поясняет собеседник.

«В центральных районах города наши работники обычно достают из воды упаковки, бутылки и фантики, — продолжает Тихомиров. — А в пригородных территориях мусор, прямо скажем, крупнее. Там в воду бросают иной раз автопокрышки и старую мебель, на окраинах города в прудах и реках плавает больше веток и поваленных ветром старых деревьев».

Водная растительность, ясное дело, добавляет забот: чем теплее лето, тем ее больше. Когда она пошла в рост, за дело принимаются экостроевские лодки-косилки и «труксоры», то есть машины-амфибии, — начинают выкашивать водоросли и камыши. Это тоже считается мусором, только природным, и он входит в общую статистику уборки.

По итогам прошлого года с водной поверхности городских акваторий было собрано около 3 тыс. кубов наплавного мусора, доставленного на полигон отходов «Северная Самарка». Много это или мало? Кузов самосвала рассчитан в среднем на 20 кубометров. Путем нехитрых вычислений узнаем, что весь «вод­ный» городской мусор к концу навигации уместился в 150 таких грузовых машин. Хотя лет десять назад его было на порядок больше, подчеркивают специалисты, — при менее масштабной адресной программе…

Уборкой городских акваторий в этом году занимаются около 60 сотрудников «Экостроя»: десять наземных бригад и экипажи шести судов. Его базы находятся в трех местах — на реках Охте и Екатерингофке, а также на Малом Резвом острове. И маршруты катеров выстраивают так, чтобы, покинув базовую площадку, они аккуратно «подхватывали» по пути весь встречный мусор, рассказывает эксперт. Благодаря этому удается охватить больше ­водных объектов.

Флот предприятия, содержащий в чистоте городские реки-каналы, насчитывает 24 единицы техники: это водометные катера, лодки-косилки, шаланды и т. д. Возраст большинства катеров весьма почтенный — отработали уже больше полувека. И хотя морально они устарели, к техническому их состоянию не придраться: капитаны за этим следят.

Такие речные «внедорожники», подходящие петербуржцам по габаритам и осадке, просто незаменимы. Капитан одного из них, Владимир Жигаленко, без устали нахваливает свой надежный маневренный катер с безотказным двигателем. А ему, бывшему моряку, есть с чем сравнивать: на каких только судах не доводилось прежде работать.

«Приятно делать свой город опрятнее и чище, тем более когда техника не подводит, — говорит он. — Плывешь в центре Петербурга, любуешься его красотами — и душа радуется…»

Но ничто не вечно. В прошлом году по программе обновления природоохранного флота города предприятие получило катер КС-110 «Кронштадт» и судно другого типа. Выпускает их Костромской судозавод. Правда, катера КС-100, что поменьше, предприятие уже не строит. Но вся его новая техника по‑прежнему отвечает требованиям Северной столицы.

Заменить старые размывочные комплексы, используемые на дноочистительных работах, однако, сложнее. Типовые тут не годятся, да их давно в России не строят, эти навыки нужно восстанавливать. А спроектировать и сделать для Петербурга новые, учитывая его специ­фику, мало кто способен. Но такая работа идет, и обновление флота продолжается. Экостроевцы рассчитывают приобрести в этом году еще два костромских катера, которые, скорее всего, будут двигать шаланды с донными отложениями.

Рабочим, занимающимся дно­очисткой, предстоит нынче изрядно потрудиться. Помимо реки Новой, русло которой они очищают от донных отложений не один год, в программу-2025 вошли Черная речка, пруды Царского Села и Петергофа, рассказал Николай Тихомиров. По его словам, не сегодня завтра земснаряд выйдет на Черную речку, где в текущий сезон намечается очистить (со стороны Невы) около 500 метров, двигаясь вверх по течению. Этот трехлетний проект будет выполняться, главным образом, на средства городского бюджета.

А три объекта ГМЗ «Царское Село» (Лебяжьи прудки, Верхние и Продольный) вошли в новый нац­проект «Экологическое благополучие», который был запущен вместо аналогичного прежнего. Работы там начнутся после инженерных изысканий и проектирования с июня и будут идти в основном благодаря федеральному финансированию. Очистка дна позволит спасти от заболачивания эти рукотворные водоемы, образующие единую водную систему, вернув им прежний вид и глубину.

Но земснаряд там не понадобится. Царскосельские водоемы специалисты хотят восстановить по‑другому, применяя после их осушения экскаватор. Такой метод использовался и при обновлении Никольского пруда, одного из объектов водоподводящий системы, позволяющей работать петергофским фонтанам. А теперь вот очередь дошла и до Саперного пруда, находящегося там же, на территории ГМЗ «Петергоф».

Что же касается реки Новой, то этот проект близится к завершению. В следующем году — после полной очистки дна — водоток преобразится на всем своем протяжении.

Читайте также:

Его величество ноль. Больше трех веков за дыханием Балтики следит футшточная служба

Идём на новый рекорд. В Петербурге официально стартовала навигация по рекам и каналам


#реки и каналы #уборка #навигация

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 89 (7911) от 21.05.2025 под заголовком ««Дворники» на Фонтанке».


Комментарии