Не цокайте по мостовой! Из центра Петербурга хотят убрать гужевой транспорт
Когда едешь в карете по Дворцовой или Исаакиевской площадям, словно попадаешь в далекое прошлое, когда единственным средством передвижения в городе была лошадь. Сегодня эти животные в историческом центре — экзотика. С одной стороны, туристическая услуга, которая привлекает приехавших гостей, с другой — бизнес, на деятельность которого и обратили внимание депутаты Законодательного собрания (в течение мая они собирают предложения горожан по его регулированию).

Все понимают, что кареты на улицах мегаполиса — это не столько экзотика, сколько доходный бизнес. Недолгая поездка может стоить до 5 тысяч рублей./ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Спросите: с чего вдруг? Ответ достаточно прост: прогулочные кареты, которые так красиво выглядят на фоне исторических памятников, не так безобидны, как кажутся на первый взгляд. ЧП с ними случаются довольно часто.
Напомним самые резонансные. В 2007 году на Дворцовой набережной при столкновении экипажа с автомобилем погибла пятилетняя девочка. В 2016‑м кучер кареты устроил ДТП на Невском, направив свою повозку прямо на людей на пешеходном переходе. В 2023‑м неадекватный мужчина на Дворцовой площади попытался оседлать лошадь, та с перепугу понеслась в толпу и покалечила троих человек. А недавно ДТП с каретой произошло у Исаакиевского собора: из‑за лопнувшей рессоры она завалилась набок. К счастью, люди и лошади не пострадали. Однако у многих горожан возник резонный вопрос — нужен ли такой далеко не безопасный вид транспорта на наших улицах?
Лошадь, как известно, животное достаточно пугливое и непредсказуемое. Она легко может шарахнуться или понести от звука клаксона или сирены, сметая попавшихся на ее пути людей или автомобили. Сможет ли человек, который управляет каретой, вовремя на это среагировать? Лично я не уверена. Ведь, как правило, таким транспортом управляют хрупкие барышни. Если не верите — приглядитесь сами.
Несколько лет назад петербургские парламентарии выступили с инициативой выдавать кучерам водительские права, а на кареты устанавливать номера. Однако ГИБДД выступила категорически против, мотивируя это тем, что тогда пришлось бы сдавать на права и деревенским жителям, которые возят на телегах удобрения на поля и сено для скота.
Не будем забывать, что от круглосуточной эксплуатации в городских условиях страдают и лошади. «Даже людям не полезно без амортизирующей обуви бегать по асфальту, — отмечает кандидат биологических наук Павел Глазков. — Для этого у человека есть кроссовки со специальной подошвой. А лошадь получает мощную нагрузку на копыта, и, если ее к тому же напугать, она может непредсказуемо себя повести. Поэтому такие развлечения лучше практиковать не на дорогах, а где‑то за городом, на лесной территории, как элемент экологического туризма».
Сегодня к депутатам уже начали поступать «каретные» инициативы. Какие‑то предусматривают полный запрет гужевого транспорта в центре города, какие‑то предлагают создать специальные маршруты, по которым можно ездить на лошадях, и выдвигают определенные требования к извозчикам. В частности, чтобы кареты были как новенькие, лошади ухоженны — хоть на парад выводи, все извозчики в униформе с номерами и со знанием истории города.
Что ж, требования вполне разумные. Например, в Вене, где запряженные парой лошадей кареты считаются символом города, существует закон об аренде фиакров и конных экипажей. Он, в частности, гласит, что в прокате «могут использоваться только хорошо откормленные лошади без явных травм или отклонений по здоровью». Деятельность по предоставлению подобных услуг лицензируется. Кучер должен получить «Австрийский значок водителя в бронзе» и подать заявление на допуск к экзамену по вождению в венском департаменте «фиакр». Да, еще лошадей там подковывают пластиковыми подковами, чтобы не портить асфальт.
Нам же остается только ждать, какие решения будут приняты в нашем городе.

ИСТОЧНИК ВЦИОМ/ФОТО freepik.com/ИНФОГРАФИКА Анны ВАНЕЕВОЙ
Читайте также:
Поводок раздора: как в Петербурге относятся к правилам выгула собак
Тема развития приютов для бездомных животных вышла на самый высокий уровень
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 90 (7912) от 22.05.2025 под заголовком «Не цокайте по мостовой!».
Комментарии