К волонтерскому движению в России все чаще присоединяется молодежь

К волонтерскому движению в России все чаще присоединяется молодежь  | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Волонтерское движение в России растет и расширяет возрастные рамки. Наряду со студентами среди добровольцев становится все больше школьников. Творить добро сегодня готовы даже первоклашки. И нередко проявляют при этом больше искренности и бескорыстия, чем старшие ребята.

Нарисуем и найдем

Официально самостоятельным волонтером может стать любой желающий в возрасте от 14 лет. Дети младше этого возраста могут принимать участие в волонтерских проектах только в сопровождении официальных представителей. Кроме того, несовершеннолетним ребятам необходимо иметь разрешение от родителей. Однако эти ограничения не мешают современным детям становиться добровольцами.

Казалось бы, какую помощь могут оказать первоклассники? Наоборот, это им надо помогать – адаптироваться в школе, не растеряться на проезжей части, разобраться с программой для дистанционной связи с учителем. Но, как показывает практика, ученики начальной школы в роли волонтеров очень эффективны.

Например, в приюте для брошенных животных маленькие добровольцы с удовольствием рисуют портреты местных собак и кошек, сопровождая свои рисунки просьбой взять животных в семью. Такая трогательная социальная реклама работает намного лучше стандартных объявлений – и одинокие животные обретают хозяев.

«Мы ездим в приют всем классом и стараемся уделить внимание каждой собаке, – рассказывает ученица петербургского лицея № 597 Ульяна Саломатова. – Животные радуются, когда мы к ним приходим. Они понимают, что такое любовь, радость и боль».

С нетерпением ждут юных волонтеров и в домах для пожилых людей. Одно дело, когда к одиноким бабушкам и дедушкам приходит уставший социальный работник, и совсем другое, когда делятся своей безграничной энергией мальчишки и девчонки.

«Мне понравилось, как мы ездили в дом для пожилых людей, – делится ученица школы № 318 Настя Капленко. – Мы дарили подарки бабушкам. Разговаривали с ними. И одна бабушка прочитала нам детские стихи. Навещать одиноких людей очень важно, иначе они замыкаются в себе».

А еще ребята создают своими руками поделки для благотворительных ярмарок, устраивают праздники для детей из детских домов, принимают участие в экологических мероприятиях.

Огоньки добра

Одна из крупных петербургских организаций, которая работает с юными добровольцами, – это социальный проект для школьников, педагогов и родителей «Огонек добра». Он появился еще в 2012 году. Его автор и руководитель – дочь известного петербургского писателя драматурга-сказочника Валерия Зимина – Мария.

«Работа с детьми предполагает особый формат, поэтому участие в нашем волонтерском проекте начинается с посещения спектакля «Брысь! или Истории кота Филофея» по пьесе Валерия Зимина, – рассказывает Мария. – Знакомясь с героями этой доброй поучительной сказки и принимая участие в мероприятиях проекта, дети в игровой форме узнают, что такое благотворительность, милосердие, сострадание. Учатся, как и кому можно и нужно помогать. Важно, что дети не только сопереживают, но и действуют».

Проект «Огонек добра» выполняет функцию мостика между школой, родителями и некоммерческими благотворительными организациями. За несколько лет он объединил и вдохновил на добрые дела более двадцати тысяч детей и подростков. Только в этом учебном году почетное звание волонтеров уже готовы получить полторы тысячи юных участников проекта.

«Добрые сердца» из школы № 219 Красносельского района, «Светлячки» из школы № 364 Фрунзенского района, «Добряки» из школы № 156 Калининского района, «Добродетели» из школы № 491 Красногвардейского района, «Теплые ладошки» из школы № 318 Фрунзенского района... Список петербургских школьных волонтерских команд растет в геометрической прогрессии.

«Прежде всего, мы ориентируемся на начальную и среднюю школу – младших волонтеров (1 – 4-й класс) и юных волонтеров (5 – 7-й класс), хотя в мероприятиях проекта участвуют и старшеклассники, – объясняет Мария Зимина. – В начале каждого учебного года формируются команды от классов и от школ. А поскольку сейчас очень много активных молодых семей, которые с удовольствием включаются в подобные проекты, у нас стали появляться и семейные разновозрастные команды».

В начале своего доброго пути каждый новый отряд под руководством школьного педагога или родителя в торжественной обстановке получает дорожную карту в виде индивидуальной программы волонтерской деятельности на год. Согласно разработанному маршруту, ребята участвуют в благотворительных и экологических акциях, посещают уроки доброты, экоуроки, помогают на культурно-массовых событиях и учатся у старших волонтеров. В конце года проводится итоговый «Праздник добра и радости», на котором собираются все участники проекта – и те, кто помогал, и те, кому помогали. Определяются самые активные участники, выдаются волонтерские книжки, грамоты и памятные статуэтки в виде огоньков.

Два года назад проект выиграл грант на развитие гражданского общества из Фонда президентских грантов. В этом году были подведены итоги реализации поддержанных проектов 2018 года, и петербургский «Огонек добра» попал в список топ-100 лучших проектов России. Недавно проект получил второй грант, благодаря которому подключил к своей деятельности Екатеринбург. В перспективе «огоньки добра», возможно, зажгутся и в Ленинградской области.

От интуиции к профессионализму

«Девять лет назад, когда рождался наш проект, мы не задумывались о том, что воспитываем волонтеров, а просто на интуитивном уровне учили ребят доброте, – вспоминает Мария Зимина. – Сегодня наш проект стал популярным, а волонтерская деятельность по своей сути, форме и содержанию приближается к профессиональной. Радует, что волонтерство поддерживается на государственном уровне».

Действительно, чтобы волонтерские «огоньки» горели, нужны грамотные педагоги и качественные методики. И с этим сегодня проблем нет. Разнообразные образовательные ресурсы, методические встречи и семинары по вопросам добровольчества и благотворительности для педагогов и родителей проводятся и в онлайн, и в офлайн-формате. Например, недавно добровольческий центр Университета ИТМО совместно с молодежным центром Петроградского района «Среда» при поддержке федеральной программы Ассоциации волонтерских центров анонсировали бесплатный образовательный курс по созданию и наставничеству школьных волонтерских отрядов – «Ты нужен людям! Tutors», который стартует в октябре. Его участники кроме новых знаний и навыков получат удостоверение о повышении квалификации.

«Сегодня востребованность в таких мероприятиях очень высока, – подтверждает специалист по развитию управления студенческих инициатив Университета ИТМО Алена Тарасова. – А их основная цель – формирование сообщества лидеров волонтерского движения в школах. При этом акцент делается на то, чтобы школьники не только были участниками этого движения, но и становились инициаторами новых проектов».

Уровень искренности

И все-таки стоит признать, что сегодня волонтерство – это не только модная, но и в какой-то степени выгодная история. Например, старшеклассники за свои добрые дела получают бонусы, самый популярный из которых – дополнительные баллы к ЕГЭ при поступлении в вуз. Не формирует ли это корыстное отношение к волонтерству?

«Безусловно, самые искренние волонтеры – это ребята из младшей и средней школы, – соглашается Мария Зимина. – Но чтобы закрепить это отношение к жизни, мы обязательно поощряем эту деятельность. Отмечаем активистов грамотами, выдаем волонтерские книжки, в которых фиксируются их добрые дела».

«При этом даже те ребята, которые приходят в волонтерство ради баллов, вовлекаясь в эту деятельность, зажигаются, – отмечает Алена Тарасова. – Невозможно помогать собакам в приюте только ради баллов. Для ребят, которые занимались волонтерством в школе, добровольчество становится образом жизни. Кроме того, многие продолжают развивать начатые еще в школе проекты уже в своей студенческой деятельности. Например, один школьник создал квест-игру по пожарной безопасности. А поступив в наш вуз, он развернул эту работу в серьезный IT-проект».

Сегодня образовательных программ и проектов для школьников и молодежи становится все больше.

«Очень важным для нас вопросом является расширение охвата наших программ, причем не только за счет традиционных целевых аудиторий, – подчеркнул в недавней встрече с Владимиром Путиным глава Росмолодежи Александр Бугаев. – Важно вовлекать новые аудитории за счет расширения возрастных рамок и групп. Поэтому мы начинаем работать с нашими партнерами со школьного возраста. Это и программа «Российское движение школьников», и всероссийский конкурс для школьников «Большая перемена», в котором сейчас принимают участие более миллиона учеников из всех регионов страны, а одно из его тематических направлений называется «Делай добро!» и посвящено волонтерству».



Комментарии