Расти вместе с музеем
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Маргарита СТРЕЛЬЧИНИНА приехала в Петербург из Ейска — города-курорта на берегу Азовского моря. Там родилась, выросла, окончила школу. По ее словам, решение о ее поездке в Северную столицу было принято на семейном совете. Цель — получить хорошее образование. Маргарита поступила в Санкт-Петербургский государственный институт культуры, по своему первому образованию она специалист по реставрации.
— Как же вы оказались в музее?
— Уже будучи студенткой, поняла, что мне больше нравится музейная специфика, возможность взаимодействовать с людьми. По совету преподавателей поступила в магистратуру на кафедру музеологии и охраны объектов культурного и природного наследия. Что же касается Военно-медицинского музея, то в него я пришла в 2018 году по объявлению: требовался сотрудник, который бы помогал музейному педагогу в работе с детьми. До этого, признаюсь, я в этом музее ни разу не бывала.
Поначалу я работала как подмастерье, но для меня этот период был очень ценным накоплением музейного опыта. А поскольку моя мама — воспитатель в детском саду, я часто бывала у нее, помогала ей, работа с детьми не представляла для меня особой сложности. И хотя сейчас я уже занимаю должность заместителя директора по экспозиционно-выставочной работе, если нужно кого‑то подстраховать, я с удовольствием провожу музейные занятия с детьми. Для меня это настоящая творческая отдушина…
Постепенно от музейной педагогики я перешла к выставочной деятельности. В нашем музее хранится большое число личных воспоминаний, часть которых пока не изучена, не введена в научный оборот. Готовя выставочные проекты, связанные с рождением музея (а это произошло как раз в годы Великой Отечественной), я из документов узнала о том, как в действующую армию отправлялись специальные бригады, как они собирали экспонаты, делали фотографии, зарисовки, записи… И все это зачастую на переднем крае, нередко под огнем врага.
Особенно меня тронули письма художников, которые по заданию музея выезжали на фронт. Из них можно узнать немало подробностей. Они рассказывали, с каким трепетом и уважением относились на фронте к сотрудникам музея, понимая, насколько важна их работа по фиксации происходивших событий. Художники рисковали своей жизнью, ночевали в блиндажах, окопах, рисовали под снегом и под дождем, но они понимали свою миссию и считали, что должны были выполнить ее, невзирая ни на какие обстоятельства.
Работавшие в составе бригад известные художники Николай Котов и Николай Яковлев создали несколько десятков диорам. Основой послужили эскизы, которые они сделали во время фронтовых поездок. Николай Яковлев участвовал в осаде Бреслау, во взятии Берлина и в освобождении Праги…
— В каких еще выставочных проектах музея вы участвовали?
— Для меня очень важным оказался тот, что был посвящен 350‑летию со дня рождения Петра Великого. Мы осуществляли его совместно с Ассамблеей петровских музеев. Наши выставки были представлены в четырех городах — Казани, Азове, Архангельске и Калининграде.
Для меня это была возможность побывать в Казани, где я прежде никогда не бывала, познакомиться с коллегами, узнать об их опыте. В прошлом году мне посчастливилось поучаствовать в программе «Музейные маршруты России» в Москве, познакомиться с коллегами из других регионов.
— У Военно-медицинского музея есть своя достаточно узкая «специализация»…
— Я со своими близкими об этом тоже много говорила. Когда я пришла сюда, то, честно говоря, была довольно далека от военной медицины. Но потом поняла, что это очень интересная тема, которая отзывается в моем сердце.
Меня поражает героизм представителей этой профессии: не только во время войны, но и в мирной жизни медики готовы рисковать собственной жизнью ради спасения чужих. Мы постоянно говорим об этом посетителям. И когда я вижу горящие глаза ребят, слушающих о том, как работали медики во время блокады Ленинграда, о том, как их сверстники наравне со взрослыми работали в тех же госпиталях, в этот момент понимаю, что свою миссию выполнила: знания передала…
Я очень горжусь своей работой, потому что имею возможность прикоснуться к истории нашей страны, рассказать о великих людях, о спасении жизней, о милосердии. Видимо, это был мой путь, поскольку многие представители нашей семьи были так или иначе связаны с защитой страны.
Мой прадедушка, Федор Григорьевич Стрельчинин, был начальником заставы в Среднеазиатском военном округе. В ноябре 1944 года он был награжден орденом Красной Звезды. Другой прадедушка был мобилизован в первые дни Великой Отечественной войны и пропал без вести на фронте… Один из моих дедушек участвовал в проектировании новых типов самолетов на авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре.
Со временем я поняла, что многие выставочные проекты, к которым я оказалась причастна, в какой‑то мере связаны с теми сферами деятельности, которыми занимались мои предки.
— А пригодились ли вам знания и умения реставратора, полученные в вузе?
— Я работаю в музее уже семь лет и могу точно сказать, что пригождается абсолютно любой опыт, полученный в жизни. У нас есть экспонаты, которые требуют определенной консервации и реставрации, и, если это необходимо, я могу что‑то подсказать, проконсультировать, чем‑то помочь.
Музей — это такое уникальное место, где никогда не бывает скучно, где можно одновременно искать себя сразу в нескольких направлениях. Музей постоянно развивается, выходит на новые темы. И очень приятно ощущать, как ты сам растешь вместе с ним. В нашем музее трудится много молодежи, мы вместе делаем самые разные проекты, и, когда ты видишь результат коллектива, это тоже очень вдохновляет, мотивирует и заряжает…




Комментарии