Актер Алексей Смирнов: «Воевал, как все»
Тунеядец Федя и незадачливый гангстер Билл в комедиях Леонида Гайдая, механик эскадрильи Макарыч в военном фильме Леонида Быкова — роли, которые принесли актеру Алексею Смирнову всесоюзную известность и непроходящую любовь нескольких поколений зрителей. Если первые две роли — полная противоположность ему как человеку, то третья — полное с ним совпадение.
Смирнов умел так виртуозно перевоплощаться в отрицательных героев, что во время обсуждения будущей картины «В бой идут одни «старики» и кастинга по выбору актеров комиссия категорически возражала против его приглашения. Чиновники ссылались на «несоответствие образа» и невозможность доверить ему серьезную роль механика-фронтовика. Режиссер Леонид Быков настаивал, говоря, что без Смирнова он ставить картину отказывается.
Но комиссия упорно стояла на своем. Тогда режиссер принес и положил перед ней на стол два ордена Славы, орден Красной Звезды, медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За освобождение Праги» — награды фронтовика Алексея Смирнова, спросив: «Кто может быть достойнее?». Алексей Смирнов был утвержден единогласно…
Когда началась Великая Отечественная, будущему всенародно любимому актеру был двадцать один год. Война оставила такой глубокий след в его душе, что он никогда и никому, кроме самых близких, не рассказывал о своем фронтовом прошлом, не оставил о войне каких‑либо письменных записей, почти не встречался с однополчанами. Память о прошлом была для него только его личными, спрятанными в сердце воспоминаниями.
За четыре года на передовой он столько раз терял боевых товарищей и видел столько тяжелых моментов, что эти переживания остались незаживающей раной. Во время съемок финальной сцены фильма «В бой идут одни «старики», когда его герой прощался с погибшими летчиками, актеру стало плохо, не выдержало сердце. Срочно вызвали скорую, а режиссеру пришлось отказаться от принятой практики — снимать несколько дублей. Алексей Макарович сказал, что второй раз он эту сцену повторить не сможет.
Для его коллег по киностудии «Ленфильм» стало просто шоком, когда через несколько лет совместной работы они узнали, что рядом с ними — фронтовик, имеющий одиннадцать боевых наград. На вопросы он отвечал: «Что тут рассказывать? Воевал, как все…». Что было далеко не так, о чем лучше всего говорят выдержки из наградных листов. Приведем некоторые из них.
«В районе деревни Пилява после мощных артналетов два батальона противника при поддержке 13 танков перешли в контратаку. Несмотря на то что снаряды врага рвались непосредственно вблизи от опорного пункта, тов. Смирнов, презирая смерть, открыл мощный минометный огонь своим взводом по немецкой пехоте. В этом бою огнем его взвода было уничтожено 4 становых и 2 ручных пулемета, 110 фашистских солдат и офицеров. Контратака немцев была отбита. 415-й стрелковый полк восстановил прежние рубежи».
«В районе высоты 293 противник силами до 40 гитлеровцев атаковал батарею. Товарищ Смирнов, воодушевляя бойцов, бросился в бой и отбил нападение немцев. Сам лично взял в плен 7 гитлеровцев».
«В районе деревни Журавка, выходя из окружения, взял в плен 5 гитлеровцев».
«Товарищ Смирнов с тремя бойцами близ деревни Посташевце бросился на немцев и лично из автомата убил трех гитлеровцев и двух взял в плен».
«Несмотря на интенсивный ружейно-пулеметный и артиллерийско-минометный обстрел, тов. Смирнов с расчетом переправил на себе миномет на левый берег реки Одер. Откуда огнем из миномета уничтожил 2 пулеметные точки и до 20 гитлеровцев. Овладел деревней и плацдармом на левом берегу реки Одер»…
Он был награжден орденами Славы II и III степеней. Такие знаки отличия присваивались только за личный подвиг на поле боя. По своему статусу и цвету ленты эти ордена почти полностью повторяли одну из самых почитаемых в дореволюционной России наград — Георгиевский крест. Полный кавалер ордена Славы по статусу был приравнен к Герою Советского Союза.
Старший сержант Смирнов тоже мог бы им стать, поскольку за один из своих подвигов был представлен к награждению орденом Славы I степени. Но документы затерялись в штабах. Алексей разыскивать «заблудившиеся» наградные листы не стал…
В действующей армии он находился почти до самого конца войны. Но до Берлина дойти не успел. В одном из боев был сильно контужен и после лечения в госпитале комиссован. После Победы бывший фронтовик, окончивший перед началом войны Театральную студию при Ленинградском театре музыкальной комедии, снова вернулся в профессию.
На съемочных площадках ему не раз приходилось выполнять физически сложные задания. Играя того же незадачливого гангстера Билла в киноновелле «Вождь краснокожих», он вертелся как белка в колесе: быстро бегал, прыгал, кувыркался. И все трюки выполнял сам, без дублера.
Георгий Вицин, его напарник по этому фильму, рассказывал: «Алексей был хороший человек, общительный, справедливый, честный, обаятельный. Этакий крепкий мускулистый мужик. Терпел любые издевательства режиссера, ни на какие трудности не обращал внимания. Сказалось, наверное, военное прошлое».
Алексей Смирнов всегда действовал так, как было принято на фронте: сам погибай, а товарища выручай. Актер Владимир Талашко вспоминал, что однажды во время поездки на съемки автобус «Ленфильма» попал в аварию и перевернулся. Особенно не повезло одной молоденькой актрисе: ее зажало обрушившимися конструкциями. Тот, кто взялся бы ее вытаскивать, рисковал, поскольку мог пострадать сам.
На помощь бросился Алексей Смирнов, обладавший большой физической силой. Актрису спас, однако сам не уберегся: повредил ногу. Во все время съемок он хромал, но не унывал, шутил, опекал молодежь, кормил коллег бутербродами…
В его фильмографии восемьдесят работ, в большинстве — роли второго плана. Но это были маленькие роли большого артиста. Каждый эпизод с его участием — яркий, запоминающийся, будь то вахтенный матрос Кныш в «Полосатом рейсе», атаман запорожских казаков в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» или завхоз пионерлагеря в «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»…




Комментарии