Родственная навигация. «Те, кто учился и учится в "аэрокосмическом" изобрели или изобретут что‑то экстраординарное»

Родственная навигация. «Те, кто учился и учится в "аэрокосмическом" изобрели или изобретут что‑то экстраординарное» | Дмитрию говорят, что у него актерские способности. Пригодятся, чтобы вдохновлять школьников поступать в «аэрокосмический»./ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Дмитрию говорят, что у него актерские способности. Пригодятся, чтобы вдохновлять школьников поступать в «аэрокосмический»./ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Двоюродный прадед Дмитрия БОРОДАЕВА летчик-испытатель Виктор Козуля в 1935 году установил мировой рекорд. Прыгнул с самолета без кислородного прибора с высоты 8200 м. А двоюродный дед участвовал в создании многоразовой космической системы «Энергия-Буран». Сам же Дмитрий в своем Санкт-Петербургском государственном университете аэрокосмического приборостроения уже стал «спутником».

— Дмитрий, с такой динас­тией, наверное, неудивительно, что ГУАП выбрали.

— На самом деле у меня очень давняя любовь к самолетам. Еще в дошкольном возрасте я любил наблюдать, как они взлетали и садились, а в школе коллекционировал и собирал их модели.

Так получилось, что в детстве я часто летал в разные страны и города — на самых разнообразных самолетах. Специально скачивал приложение, которое показывает скорость: я сравнивал взлетные и посадочные скорости разных моделей.

В 11-м классе защищал в школе проект на тему аэро­динамики. Рассматривал физические законы — в том числе гидродинамики. Ведь влияние воздуха на объект было бы трудно изучать, если бы сначала не поняли, как влияет на него вода. А историю авиации прослеживал даже не с братьев Райт, а с Аристотеля. У него были теории относительно полетов.

— Школа была с физическим уклоном?

— В том‑то и дело, что нет. В гимназии № 526 я учился в «химбио» — в химико-биологическом классе. И вот одноклассники готовятся сдавать биологию, химию… А я корпел над физикой и профильной математикой.

Честно говоря, в свое время хотел учиться на пилота, но понял, что по разным причинам не получится. А вот устройство всяких летающих средств всегда интересовало. ГУАП — один из немногих вузов, которые специализируются в этой сфере.

Самое интересное, наверное, начнется с третьего курса: будем учиться на кафедре. На нашей, например, недавно открылась новая лаборатория — аэрокосмической мик­ромеханики. Там установки, на которых проверяется устойчивость навигационных систем к различным условиям. К примеру, навигационную систему самолета испытывают, естественно, на устойчивость в условиях турбулентности, перепада давления, температур и прочего.

Из-за слова «аэрокосмический» в названии вуза может показаться, что у нас занимаются приборами только для самолетов, вертолетов, ракет… Ну еще беспилотников. На самом деле выпускники работают абсолютно во всех направлениях: от вод­ного и подводного до общест­венного транспорта, до городской инфраструктуры. Навигация‑то есть везде.

И выпускники очень востребованы. Ушло множество зарубежных компаний, по­этому российские предприятия активно сейчас развиваются. К себе зовут, особенно ребят с моего направления — «Система управления движения и навигации». Оно самое широкое в вузе. Смотрите: когда я поступал, в группе было 25 бюджетных мест. В прошлом году, кажется, 34. В этом — 65!

На самом деле такую гордость испытываешь, когда понимаешь: те, кто тут учился и учится, изобрели или изобретут что‑то экстраординарное! 

Какой‑нибудь прибор, спутник. Например, 50 % всей технической начинки знаменитой системы «Энергия-Буран» разработана нашими выпускниками.

— У вас в соцсетях фото: на одной вы в военной форме, на другой — в такой «народной» рубахе…

— В военной форме — потому что учусь в военном учебном центре при ГУАП. Это то, что раньше в вузах называлось военной кафедрой. Мы «авиаторы», так что помимо занятий в нашем вузовском Институте аэрокосмических приборов и систем будет еще практика на военном аэродроме.

То, что я фото в форме выставил, — это, видимо, к 9 Мая. Наш вуз — единственный из гражданских, который участвует в параде Победы на Дворцовой площади.

Сколько же мы тренировались, чтобы синхронно маршировать! Потом смотрели видео с Дворцовой площади — все равно заметили недочеты. Но телекамера задержалась на нас гораздо дольше, чем в предыдущие годы. Мы это расцениваем как знак того, что неплохо идем.

А «фольклорная» рубашка — это я помогал в проекте коллеге, который тоже учится в нашем университете. Мы записывали диалекты из разных краев нашей страны: в университете ведь учатся много иногородних, со всех регионов и округов. Делали такую аудиобиблиотеку.

В прошлом году тот проект победил. А в этом я уже свой проект запускаю. Хотим организовывать экскурсии для школьников и студентов в разные места, связанные с развитием авиации. Я замечаю, что очень многие к окончанию школы не могут определиться с будущей профессией или с конкретным направлением в ней. Надеюсь, такая профориентация поможет.

У нас в вузе есть классная программа, называется «Спутник»: ребята со вторых-третьих курсов выступают такими советчиками, наставниками для первокурсников, помогают адаптироваться в вузе. Вот я еще и спутник.

— Вам так общественная деятельность нравится? Откуда время берете?

— Нравится. Просто очень душу греет, когда вижу, что кому‑то получилось помочь.

А время беру… Да у меня, честно говоря, с детства: бассейн, репетиторы, танцы… С трех лет занимался бальными спортивными танцами. Как говорили тренеры и жюри, к 14 годам у меня был уровень второго взрослого разряда, называли даже «Король ча-ча-ча». В подростковом возрасте забросил: да ну, какие танцы, какие ча-ча-ча! Сейчас скучаю немного по тому времени, по соревнованиям, поездкам.

Так что к нагрузкам и занятости я привык.

— У вас в семье много гуаповцев. Расскажите…

— У меня немало родственников учились или работали в этом вузе.

Бабушка, Элеонора Никитична Бородаева, преподавала здесь материаловедение. У нее много патентов на изобретения. Например, на особую защитную обмазку. С моим дедушкой (он в другом вузе трудился) вместе изобретали. Названия разработок такие, что я их только по бумажке смог бы прочитать. Что‑то, связанное со сплавами.

Папа также окончил ГУАП — по специальности «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети». Сейчас он работает в другой сфере, но знания, которые получил в период обучения, использует до сих пор.

Дядя тоже окончил наш вуз, он программист. Кстати, он — доказательство того, что наши выпускники работают в абсолютно разных сферах. Дядя — сотрудник Русского музея! Правда, в технической сфере: заведует сектором развития технических средств комплексной системы без­опасности.

Так что, наверное, как любовь к самолетам, так и сам ГУАП у меня, можно сказать, «в генах».


Раньше к «Алым парусам» все результаты единого госэкзамена были известны.

В этом году по указанию президента страны старшеклассникам дали еще два дня на возможные пересдачи — 4 и 5 июля, так что окончательные итоги впереди.

экзамен.jpg
ФОТО freepik.com/ИНФОГРАФИКА  Инны ПАВЛОВОЙ



Комментарии