Отдохнуть душой в операционной. Хирурги Осиповы выбрали свою профессию «почти случайно»

Отдохнуть душой в операционной. Хирурги Осиповы выбрали свою профессию «почти случайно» | Хирурги Осиповы только что провели сложнейшую операцию./ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Хирурги Осиповы только что провели сложнейшую операцию./ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Стать врачом, если родители медики, и продолжить династию — не такой очевидный шаг. Редко кто решится каждый день иметь дело со страданиями, особенно если страдает ребенок. Правда, детские хирурги Игорь Борисович Осипов и Антон Игоревич Осипов считают свою профессию благодарной, хотя и выбрали ее «почти случайно».

Мы беседовали в Санкт-Петербургском государственном медицинском педиатрическом университете, которому в следующем году исполнится 100 лет. Это старейший педиатрический вуз даже не в стране, а в мире.

Вот такая потрясающая история.

Мальчик из Волгограда, множественные тяжелые врожденные пороки развития, и к девяти годам накопилось больше перенесенных сложнейших хирургических вмешательств, чем собственно лет жизни. Та операция, которая все кардинально изменила, длилась 12 часов. Ее делали в петербургском Педиатрическом университете. Создали искусственный мочевой пузырь.

Дальше будет много имен, но это важно. Оперировал — заведующий 1‑м хирургическим отделением университетской клиники Антон Игоревич Осипов. Методику таких операций впервые у детей применил его отец Игорь Борисович Осипов, заведующий университетской кафедрой урологии. Он в свою очередь учился у Гирея Алиевича Баирова, одного из основоположников детской хирургии в нашей стране. А тот набирался опыта у Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого. Последний был и доктором медицинских наук, и доктором богословия, известен как Лука Крымский. Так вот мальчика тоже зовут Лука.

В Педиатрическом университете спасены уже тысячи детей: сюда их везут со всей страны. Ректор университета, выпускник вуза, в котором «сделал себя сам», тоже потомственный врач Дмитрий Иванов говорит: нет слова «безнадежный», он как руководитель организует прием самых тяжелых, с непонятным течением болезни, детей. Это идеология учреждения, в котором круглосуточно работает крупнейший детский стационар на 1000 коек. Урология в нем занимает видное место.

— Когда родители говорят, что были во многих медицинских учреждениях, а вот у нас им помогли, испытываешь двойственное чувство, — признается Антон Осипов. — С одной стороны, жаль, что они не сразу получили необходимую помощь. С другой — гордость за команду.

***

— В медицину я пришел почти случайно, — рассказывает Игорь Борисович. — Школу оканчивал в Севастополе, а там для молодежи было два основных пути. Первый — военно-морское училище. Это было бы логично, поскольку отец военный, я тоже мог бы стать морским офицером. Второй путь, по «гражданке» — в Крымский медицинский институт. Я выбрал медицину, и сразу педиатрию. Многие болезни взрослых идут из детства — и тогда же могут быть исправлены.

В Ленинграде Игорь Осипов работал с начала 1970‑х, а теперь представьте себе дилемму. 1977 год, в городе открывается новейшая 1‑я детская городская больница, и молодому врачу предлагают стать там заведующим отделением. А Педиатрический институт (университетом вуз стал позже) приглашает в свою клинику, но простым врачом.

— Что выбрал? Конечно, Педиатрический. Простым врачом. Потому что тогда я мог бы работать рядом с моими учителями, целыми днями и ночами находиться в операционной. То, кем я стал, — их заслуга.

Антон Игоревич Осипов в выборе профессии шел другим путем. Отметал то, к чему точно душа не лежала.

— Математика, физика были совсем не по моему складу ума. В старших классах пошел в медицинский класс и, если честно, хотел быть ветеринарным врачом. Но, когда встал вопрос о поступлении в вуз, понял, что эта сфера для меня закрыта. По состоянию здоровья. Аллергическая реакция на пыльцу (а у студентов ветеринарного вуза много практики в полях), на животных. Пошел в медицинский. На втором курсе обратился к профессору, спросил, нет ли возможности заниматься научной деятельностью…

«К профессору» — это к отцу.

Научная тема, которую посоветовал профессор, и определила дальнейший путь: детский хирург, уролог-андролог.

***

Сейчас трудно себе представить, но детская хирургия, а тем более детская урология — молодые специальности. Раньше считалось, что дети — просто такие «маленькие варианты» взрослых пациентов.

— Методы обследования и профиль патологии одинаковые, но «взрослое» и «детское» — это два совершенно разных направления, — говорит Игорь Борисович. — «Взрослое» занимается в основном мочекаменной болезнью, онкоурологией, возрастными нарушениями. «Детское» — в основном хирургия врожденных пороков, которые нужно исправить.

Сфера, в которой они работают, благодарная, уверены Осиповы. Если правильно прооперировать ребенка, то во многих случаях можно избавить его от недуга на всю жизнь. Дети легче взрослых идут на поправку: больше запас восстановительных сил. Сложность в том, что маленький ребенок, тем более новорожденный, не может сказать, что у него болит. Поэтому быстро распознать отклонение или осложнение бывает трудно.

***

Профессор Осипов «унаследовал» рабочий кабинет своего учителя Г. А. Баирова. На стене его портрет.

— Всех людей можно разделить по характеру на лидеров, звезд и… так далее. Гирей Алиевич был и звездой, и лидером одновременно. Был руководителем и при этом совершенно блестящим хирургом. Наблюдать, как он оперирует, будто интересное кино смотреть. Как я люблю говорить: учитель — это не тот, который учит, а тот, у которого учатся. Он никого не поучал: «Делай то, делай это». Просто сам делал, все смотрели. Те, кто мог, повторяли.

Другой портрет на стене — еще одного учителя, Елены Аркадьевны Остропольской, ее называют «мамой детской урологии» на всем Северо-Западе. По меньшей мере она одна из основоположников этого направления, и первая докторская диссертация, посвященная порокам развития почек, именно ее.

В год на отделении оперируют около двух тысяч маленьких пациентов. Ко времени нашей беседы закончилась «повторная» операция. Сложнейшая. Это когда где‑то неудачно прооперировали или возникло осложнение, которое приходится исправлять.

Отец и сын оперировали вместе.

— Иногда из операционной выходишь изможденный, а иногда ловишь себя на мысли, что за операционным столом спрятался от всех прочих проб­лем, — признается Антон Осипов. — Там рядом твои единомышленники, многое зависит от тебя и тех, кто рядом, кому ты и кто тебе доверяет…

— Я им горжусь, — говорит Игорь Борисович о сыне. — Он 16 лет возглавляет одно из лучших отделений хирургического цикла.

Про себя объясняет: так поставил работу на кафедре, что его ученики все знают и умеют. 

— Иногда они приносят новые идеи или методики, которые после обсуждения мы с удовольствием применяем. Не зря говорят: воспитай ученика так, чтобы мог у него поучиться. Ленинградская-петербургская школа детской урологии, созданная нашими учителями, признана как в России, так и за рубежом.

— Профессор скромничает, — вмешивается сын. — Он, конечно, научил многих молодых хирургов. Но когда возникает спорный или неординарный случай, то Игорь Борисович — «мудрейший Каа» и мы обращаемся к нему.

Ученики профессора Осипова повторяют его крылатые фразы: «Что бы я сделал, если бы это был мой ребенок», «Надо, чтобы операция была не тяжелее, чем сама болезнь», «Лучшие операции — те, которые можно не делать».

***

Сколько поколений студентов повидал Игорь Борисович — а много ли студентов оказывается в медицине случайно?

— В последние годы таких стало гораздо меньше. Молодые люди заинтересованы в том, чтобы стать профессионалами. Когда я оканчивал институт, был совершенно спокоен: знал, что меня распределят, будет зарплата 110 или 120 рублей и место работы мне точно обеспечено. А теперь, чтобы получить мес­то, нужно его заслужить. Нынешнее поколение, думаю, это прекрасно понимает. Я всегда говорю на занятиях: «Ребята, не гонитесь за деньгами. Гонитесь за профессионализмом. Когда станете профессионалами, достаток сам к вам придет».

Сам Игорь Борисович родился в Татьянин день — тем самым, поясняет, как бы всю жизнь связал со студенчеством. А Антон Игоревич ­появился на свет в День медицинского работника. Резюмируют: «Теперь хочешь не хочешь, а надо держать марку».



Комментарии