Камень актерской удачи. «Соединить счастливые дары природы с охотою и старанием»

Камень актерской удачи. «Соединить счастливые дары природы с охотою и старанием» | ФОТО Paolo Chiabrando on Unsplash

ФОТО Paolo Chiabrando on Unsplash

«Любители русского театра, на котором Вера и Надежда Самойловы с честью занимают первые места, задумали отблагодарить даровитых артисток», — сообщали «Санкт-Петербургские ведомости» в марте 1850 года. Цветы и подарки сестрам вручили прямо на сцене, при открытом занавесе, на что потребовалось получать специальное царское разрешение. Все артисты вышли на сцену с двумя огромными венками и прочли стихи, которые начинались так: «Алмаз и жемчуг русской сцены, благодарим вас всей душой…».

Вера и Надежда были вторым поколением знаменитой театральной династии, родоначальником которой был Василий Самойлов. Его отец, московский купец, человек крутого нрава, определил сына «сидельцем» в лавке, не желая, чтобы тот получил хоть какое‑то образование. А тот урывками учился читать и писать у пономаря. И еще его влекла музыка. Этот интерес привел его в церковный хор. Вскоре о певце, обладателе чудесного голоса, заговорили в теат­ральных кругах…

Узнав об этом, отец страшно разгневался, ругал и даже побил ослушника-сына. Но Василий, понимая, что его призвание — театр, тайком отправился в Петербург. Добирался до него где пешком, а где на попутных подводах.

В столице его взяли в церковный хор церкви Спаса-на-Сенной. Среди слушателей, оценивших красоту его голоса, оказался директор Императорских театров Александр Нарышкин, предложивший молодому певцу поступить в оперную труппу, и в 1803 году состоялся его дебют. А уже через непродолжительное время певец Самойлов начал исполнять большинство ведущих партий и стал любимцем петербургской публики.

«Сей редкий певец и актер служит доказательством, до какой степени совершенства возвыситься можно, если соединить счастливые дары природы с охотою и старанием», — писал о нем журнал «Сын Отечества».

Женился Василий Самойлов на дочери артистов Черниковых, Софье, тоже актрисе, выступавшей в опере, драмах и водевилях. У них была дружная большая семья. Из их одиннадцати детей некоторые унаследовали актерские дарования родителей. Император Александр I, ценивший талантливого певца, помог ему дать детям хорошее образование: мальчикам — в Горном кадетском корпусе, девочкам — в пансионах.

Театральный путь отца продолжил сын Василий. В 1834 году он дебютировал в опере, а потом стал драматическим актером Александринского театра. За сорок лет пребывания на сцене он сыграл множество характерных ролей. Его талант особенно раскрылся в пьесах Александра Островского, Алексея Писемского, Александра Сухово-Кобылина, Петра Боборыкина.

Выступал он и в водевилях «с переодеванием», причем был настолько убедителен, что зрители порой даже не верили, что это один и тот же артист. Как вспоминали современники, Самойлов вообще был большим шутником и, бывало, разыгрывал своих знакомых, неузнанным являясь к ним в каком‑либо неожиданном образе.

В Музее-квартире актеров Самойловых хранятся эскизные портреты его персонажей, которые актер набрасывал, готовясь выступать в новой пьесе. Рисовал он очень хорошо, это признавали и его друзья-живописцы. В музее можно увидеть его морской пейзаж, который художник Айвазовский лишь немного подправил. А на маленькой картине, написанной его другом и изображающей домашнюю собачку Самойлова Тютьку, он сам сделал небольшую добавку, пририсовав мышку и объяснив, что «негоже оставлять животное без пропитания»…

Среди особо памятных вещей в экспозиции выделяются семейные реликвии — небольшая ладанка с ликом Александра Невского, которую старший Самойлов носил с собой и считал своим талисманом, хранящим его от бед. В той же витрине — еще один семейный оберег, хризопраз — «камень актерской удачи».

…Вера, младшая дочь Самойловых, была тихой и молчаливой. В пансионе госпожи Ферей, где она воспитывалась, ее называли «плакучая ива». Вера впервые выступила в театре совсем юной вместе с сест­рой Надеждой и братом Василием и сразу понравилась публике. Новую артистку приняли в состав драматической труппы как «Самойлову-2», а ее мать, Софию Васильевну, стали именовать «Самойлова-1», под этими именами они вошли в театральную историю.

Все в жизни Веры было посвящено театру. Даже в дни отдыха она вместе с сестрой ездила в оперу, в Михайловский театр, наблюдала за игрой своих коллег и училась. На сцене Александринского театра Вера Самойлова сыграла около двух сотен разных ролей. Писатель Иван Тургенев специально для нее написал пьесы «Провинциалка» и «Где тонко, там и рвется», в которых она исполняла главные роли.

Семейную артистическую династию продолжила ее дочь Вера Аркадьевна Мичурина-Самойлова, ставшая драматической актрисой. Как и мать, она выступала на сцене Александринского театра. В ее репертуаре было много замечательных ролей, причем, как ни странно, отрицательных персонажей. В своей книге «Шестьдесят лет в искусстве» актриса отмечала, что таким образом она бичует ханжество, жадность, эгоизм, себялюбие и глупость.

Так случилось, что ее талант был отмечен самыми высокими наградами в разные исторические эпохи: в 1905 году она стала заслуженной артисткой Императорских театров, в 1939‑м — народной артисткой СССР, в 1943 году — лауреатом Сталинской премии. Полученные 100 тысяч рублей она передала в Фонд обороны Ленинграда. Вера Мичурина всю блокаду находилась в осажденном городе, выступала с концертами в госпиталях, вела театральные передачи на радио.

…Самойловы были одной из самых ярких театральных династий в нашей стране. Хотя, без сомнения, многие знают и других Самойловых — кинематографических. Одну из кинодинастий составили Евгений Самойлов («В шесть часов вечера после войны»), его дочь Татьяна Самойлова («Анна Каренина») и сын Алексей («День за днем»). Основателем другой стал Владимир Самойлов, которого помнят по его роли в музыкальной комедии «Свадьба в Малиновке». Актерами стали его сын Александр, внуки и внучка.

Вообще в творческих кругах «династийность» весьма популярна. Среди современных актерских династий — Бондарчуки, Ефремовы, Михалковы, Янковские…



Комментарии