Яхтинг как стратегия

Владимир ЛЮБОМИРОВ | ФОТО предоставлено пресс-службой Яхт-клуба Санкт-Петербурга

ФОТО предоставлено пресс-службой Яхт-клуба Санкт-Петербурга

Гость редакции — председатель Санкт-Петербургского парусного союза Владимир ЛЮБОМИРОВ

Парусный сезон в Северной столице подходит к концу. Время подводить итоги. И не только спортивные. Питерский яхтинг — сфера неспокойная. О «бурях и штормах», бушующих там, «СПб ведомости» неоднократно рассказывали. Наш сегодняшний собеседник, безусловно, знает ситуацию в парусном мире во всех деталях. Сам — яхтенный капитан, победитель многих регат. Не первый год возглавляет наиболее успешный в городе Яхт-клуб Санкт-Петербурга, который выстроил практически с нуля. Видит стратегию развития отрасли и имеет свой взгляд на ее перспективы. Согласитесь, с таким человеком поговорить интересно.

Давайте, Владимир Александрович, все‑таки начнем с итогов яхтенного сезона. Можно ли, на ваш взгляд, считать его успешным?

— Судите сами. Три месяца важных соревнований, крупных юбилеев, рекордов на дистанциях и в количестве участников регат. Северная столица по праву стала главной точкой притяжения российских яхтсменов. В этом году мы отмечали 10‑летие главной регаты для начинающих яхтсменов — «Оптимисты Северной столицы. Кубок «Газпрома». Ее четвертый этап собрал рекордные 211 участников. Отметили 175‑летний юбилей большой Санкт-Петербургской парусной недели, в которой приняли участие свыше 1400 яхтсменов и более 600 яхт. На этот период пришлось и 170‑летие старейшей маршрутной гонки России «Кубка 100 миль». С успехом прошли спартакиада сильнейших спорт­сменов, кубки и первенства России, чемпионаты России в классе «Дракон», «Л-6» и SB20, этап Национальной парусной лиги, чемпионат и первенство города, различные бизнес-регаты, чемпионаты и первенства для детей, юношей и профессионалов.

Тут обязательно надо отметить высокое качество проводимых в Петербурге соревнований. Это касается и технической части, и береговой программы, и информационного сопровождения. К нам хотят приезжать спорт­смены, организаторы выходят с предложениями проводить свои всероссийские старты именно в нашем городе. За последнее десятилетие мы смогли заработать репутацию парадной площадки для проведения самых статусных мероприятий на воде.

Кроме того, в этом году мы отмечали 350‑летие со дня рождения Петра I. Яхт-клуб Санкт-Петербурга при поддержке ПАО «Газпром» организовал недельный исторический фестиваль «Окно в Европу». На набережной Лейтенанта Шмидта развернули судостроительную верфь и воинский городок. А на воде устроили реконструкцию абордажного боя с грохотом пушек, пиротехникой и трюками каскадеров. Более 60 тысяч человек стали гостями праздника. Впервые в акватории Невы собрался весь исторический парусный флот Яхт-клуба Санкт-Петербурга. Внимание зрителей неизменно приковывал 54‑пушечный линейный корабль 4‑го ранга «Полтава». Гости фестиваля с удовольствием фотографировались на фоне шхуны «Надежда», яхты «Лукулл» и марсельной шхуны «Леди Л».

В воинском городке можно было примерить костюм солдата-преображенца и узнать о военных традициях, на верфи — попробовать себя в роли плотника и прочувствовать, как непросто было строить парусный флот. Каждый день на фестивале работал лекторий, где собирали слушателей историки и эксперты по Петровской эпохе, такие как Кирилл Назаренко, Борис Кипнис, Борис Мегорский, Татьяна Бахарева, Мария Элькина, и другие. В целом сезон оказался очень активным и насыщенным.

Теперь о перспективах развития яхтинга в нашем городе. Как видит ее сегодня руководство Санкт-Петербургского парусного союза?

— Одной из приоритетных задач на ближайшее будущее становится создание благоприятной среды и условий для появления в парусе активных людей, готовых помогать общественной организации и парусному спорту в городе активно развиваться. 

— Наша организация должна следовать даосистской философии — создавая возможности и благоприятные условия, в которых такие личности смогут комфортно для себя реализовывать знаковые для нашего вида спорта проекты и создавать новые продукты.

И такие люди есть. Например, Александр Филиппов с верфью по строительству национального флота MX700 (лодка производится в Петербурге и построено уже более ста яхт) — доступной, легкой, быстрой, изящной и маневренной яхтой отечественного производства. Его партнер — Дмитрий Жайворонок с его командой парусного клуба ZigZag, которые активно занимаются проведением корпоративных регат, не забывая развивать студенческий спорт, курируя проведение Студенческой парусной лиги. Игорь Ковалевский и Андрей Васильев — руководители парусных клубов «Сила ветра» и «Республика Шкипер». Все эти компании привлекают к яхтингу сотни новых людей, вовлекают их в парусную жизнь, обучают и прививают любовь к морской практике, к отдыху на воде.

Еще один пример берет начало в 2000‑х, когда несколько успешных бизнесменов с помощью профессионалов парусного спорта очень быстро развили класс SB20. Сегодня в Петербурге это очень значимое парусное сообщество, которое активно развивается и привлекает к гонкам яхтсменов практически со всей страны. Сюда приходят новички из любительского яхтинга и вырастают в настоящих профессионалов.

Такой же позитивный пример — работа Ассоциации класса «Дракон» в Петербурге под управлением Бориса Латкина. Этот исторический класс получает «новую кровь», появляются новые экипажи, восстанавливаются лодки, идет очень качественная работа по формированию календаря и проведению регат, в которых заслуженные ветераны паруса передают свой опыт и знания более молодым яхтсменам.

В течение нескольких последних лет все питерское парусное сообщество с тревогой наблюдало за ситуацией в Санкт-Петербургском речном яхт-клубе…

— К настоящему моменту напряженность там снята — в том числе и благодаря работе СППС. Сегодня «у штурвала» — новая команда, возглавляемая эффективным яхтенным менеджером Анной Шумейко. Я считаю этих людей и коллектив региональной общественной организации (РОО) «Спортивный коллектив яхтсменов Санкт-Петербургского речного яхт-клуба» под руководством Игоря Дементьева и Никиты Бриллиантова достоянием парусной культуры и спорта на российском уровне. В настоящее время установился статус-кво, позволяющий яхтсменам РОО осуществлять свою деятельность.

В ближайшей перспективе — улучшение бытовых и технических условий для летней и зимней стоянки крейсерских яхт РОО на основе работы с собственниками зданий и сооружений клуба. Еще одна задача на предстоящий период — восстановление домика Ропса, с размещением там центрального офиса СППС.

Как вы считаете, есть ли у руководства города понимание всех проблем яхтинга и желание ему помогать?

— В 2013 году было подписано соглашение между городом, компанией «Газпром» и Яхт-клубом Санкт-Петербурга. Его целью было развитие и популяризация парусного спорта, в том числе детско-­юношеского, массового и спорта высших достижений. В 2019 году это соглашение было пролонгировано. К счастью, оно живет не только на бумаге. Благодаря этому сотрудничеству на протяжении уже почти десяти лет парусный спорт в нашем городе набирает обороты в разы быстрее, чем в любом другом регионе России.

Олимпийская и молодежная сборные, детский и любительский спорт, крейсерский и туристический яхтинг в Петербурге развиваются хорошими темпами. Важнейшим аспектом остается формирование политики города по развитию инфраструктуры для яхтинга. В настоящее время достроен суперсовременный яхтенный порт «Геркулес» в Лахте, спроектирован и строится порт в Стрельне. В 2022 году в рамках ПМЭФ подписано соглашение по созданию северо-западного яхтенного хаба с обеспечивающей инфраструктурой, объектами туризма и спорта «Горская».

Если можно, об этом поподробнее…

— В рамках проекта планируется создание яхтенного порта с полным комплексом инженерно-технических сооружений, многофункционального развлекательного центра, туристской и спортивной инфраструктуры, общественно-делового пространства. Береговая часть Горской, бесспорно, обеспечит создание новой достопримечательности Петербурга. Это будет эффективным ответом на возрастающую потребность населения в доступности внутренних водных путей, обеспечении спортивной активности и досуга на воде. Расширяя пространство полезной социальной и спортивной инфраструктуры, мы «сшиваем» различные густонаселенные районы города, увеличиваем инвестиционную привлекательность большого района, создаем новые рабочие места и предпосылки для развития.

Есть ли, по вашему мнению, у современной молодежи интерес к яхтингу? Можно ли рассчитывать на эффективную смену поколений?

— Эта смена активно происходит, хотя еще с советских времен наш вид спорта был достаточно келейным. Но работу по привлечению молодежи необходимо активно продолжать и поддерживать. Нужно дать горожанам возможность воспользоваться водными ресурсами нашего города — ведь сегодня большинство петербуржцев о такой возможности просто не знают. Здесь на первый план выходит работа по популяризации водных видов спорта, туризма и отдыха на воде.

Имеет ли, на ваш взгляд, перспективы Межвузовский студенческий яхт-клуб?

— Во все времена самыми активными проводниками всего нового были студенты. Наша задача — создать условия для них. И многое уже делается — например, совсем недавно в Санкт-Петербургском речном яхт-клубе завершились соревнования этапа Кубка Студенческой парусной лиги и чемпионат вузов Санкт-Петербурга по парусному спорту, которые курирует парусный клуб ZigZag. В течение летнего сезона проводятся студенческие гонки на Кубок губернатора города.

В Яхт-клубе Санкт-Петербурга мы реализуем программу «Надеж­да морей», это ранняя профориентация старшеклассников и студентов. Знакомим ребят с морским делом, проводим походы на парусно-гребных «капитанских гичках» и на больших парусниках яхт-клуба, экскурсии на судостроительные предприятия и в морские вузы. Это очень важная задача, и мы стараемся поддерживать любые начинания вузов и парусных активистов по работе со студенческой аудиторией.

Достаточно ли сегодня детских парусных школ? Всем ли они доступны?

— Детских парусных школ всегда недостаточно. Но если сравнивать с любым регионом России, то мы далеко впереди всех. Упомянутое выше соглашение между Санкт-Петербургом, компанией «Газпром» и Яхт-клубом Санкт-Петербурга включало в себя развитие и популяризацию массового парусного спорта, в том числе детско-юношеского. Благодаря энтузиастам-яхтсменам в нашем городе появились и развиваются очень сильные детские парусные школы — Академия парусного спорта и «Крестовский остров». Эта конкуренция дает огромный толчок к повышению результатов наших спортсменов в детских, юношеских и олимпийских классах яхт. Задача СППС по этому направлению — работать с собственниками новых строящихся яхт-клубов, например, в Стрельне и Кронштадте, для открытия новых детских парусных школ и секций, организации новых детских парусных мероприятий. Нужно сохранить тренд по увеличению числа занимающихся парусным спортом детей и довести это количество за ближайшие годы до полутора тысяч.

Не прекратится ли деятельность Академии парусного спорта в связи с намечающимся строительством новых объектов в «Лахта-центре»?

— Ни в коем случае. Все воспитанники продолжат обучение. На эту зиму мы перемещаемся в спортивный комплекс БЦ «Морской фасад». В дальнейшем, по мере введения в строй объектов в Горской, яхт-клуб и академия перебазируются туда. Уже в следующем сезоне там начнется тренировочный процесс. При этом в БЦ «Морской фасад» учебная база сохранится. Но и в «Лахта-центре» после окончания строительства также предусмотрены места и объекты для работы академии. Таким образом, мы расширяем деятельность детской парусной школы и возможность детям заниматься яхтингом.

Каковы, на ваш взгляд, наши шансы на развитие яхтенного туризма? Его перспективы были довольно проблематичны и до санкций (отсутствие пункта пропуска в Выборге, недостаточно комфортная яхтенная инфраструктура в городе и т. д.). А что будет теперь?

— Думаю, все же не стоит впадать в пессимизм. Яхтенный туризм в мире генерирует существенный процент притока средств в экономику. Традиционно привлекательными для него местами являются города или природные кластеры, обладающие уникальными видовыми или климатическими особенностями. Петербург привлекает яхтенных туристов как архитектурно-исторический центр, доступный с воды и имеющий прямую связь с традиционными маршрутами яхтенных путешествий. Даже с учетом санкционного давления он остается местом притяжения для внутреннего туризма, в том числе для спортивного и чартерного.

Да, конечно, есть проблемы с неразвитостью инфраструктуры Северо-Запада, а также с отсутствием большого чартерного флота. Со спортивными яхтами проблема постепенно решилась, в том числе благодаря работе по производству уже упомянутой мною отечественной яхты MX700 — она идеально подходит для прибрежных регат, проведения корпоративов и однодневных путешествий. Однако большие обитаемые парусные яхты, которые могли бы использоваться для чартера (сдачи в аренду), сегодня в регионе практически отсутствуют. И здесь, на мой взгляд, нужны меры поддержки государства. Полезно вспомнить опыт СССР — в свое время там построили большое количество крейсерских яхт класса Л-6, которые до сих пор в строю и гоняются на наших акваториях.

Второй важнейший аспект внутреннего яхтенного туризма — это развитие системы портов в Ленинградской области. Яхтенные маршруты из Петербурга на Валаам, Коневец, в Старую Ладогу, Выборг и Кронштадт сегодня развиваются. Правительством России разработана концепция развития яхтенного туризма на период до 2030 года. Государство — важнейший игрок, определяющий перспективы роста в этой отрасли, ибо частные инвесторы проблему с отсутствием необходимой инфраструктуры никогда решить не смогут. На пути следования у яхты должны быть убежища на случай погодных неприятностей. Необходима также развитая сеть марин, стоянок и заправок. И положительные примеры такого развития есть. Посмотрите, например, на Турцию, где государством была создана инфраструктура, которую потом бизнес осваивает и активно развивает. Такие проекты должны быть и у нас. Эффективная программа развития яхтенного туризма Санкт-Петербурга возможна только в сотрудничестве с Ленинградской областью и при поддержке федерального центра.


Комментарии