«Золотая ступня» против наездника

Немногим известно, что один из очагов спортивной жизни старого Петербурга был на месте нынешней станции метро «Петроградская»: здесь находился Каменноостровский трек. Появился он в конце XIX века, когда столица переживала настоящий велосипедный бум.

«Золотая ступня» против наездника | Старт гонщиков на двухместных велосипедах. Начало 1900-х гг. Фотограф К. Булла. Из Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга

Старт гонщиков на двухместных велосипедах. Начало 1900-х гг. Фотограф К. Булла. Из Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга

В сентябре 1893 года петербургское Общество велосипедистов-любителей открыло велотрек (официально – иппо-циклодром) на Семеновском плацу – теперь это Пионерская площадь. Спустя два года появился Каменноостровский циклодром – его устроило то же общество, взяв немалый кредит. («Циклодром – иначе велодром, место, на котором происходят велосипедные гонки», – объяснялось в «Полном словаре иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке» 1907 года издания.)

«Недостаток средств и другие причины до сих пор мешали осуществлению этой мечты, – сообщал «Петербургский листок» в июле 1895 года. – Наконец, нынешней весной им удалось приобрести у г. Фельтена в аренду большое место на Каменноостровском проспекте, против Большого проспекта».

Торжественное открытие велодрома с дорожкой 400 метров состоялось 15 августа 1895 года. «Удобно, красиво, уютно – вот три термина, которыми можно определить качества нового велодрома, – восторгался репортер «Петербургского листка». – Гоночная дорожка по всему протяжению обложена дерном и обнесена изящной решеткой. Самый пол дорожки более чем хорош, он лоснится как паркет».

Чего только не довелось повидать взыскательной столичной публике на Каменноостровском циклодроме! К примеру, 30 августа 1898 года здесь состоялось состязание, которое Общество велосипедистов-любителей объявило уникальным и никогда ранее не случавшимся: велосипедист соревновался с наездником. Началось все с того, что московский наездник высшей школы верховой езды Эжен прислал в столичное Общество велосипедистов-любителей вызов на состязание с ним на велодроме. Условия состязания он предлагал следующие: дистанция 40 верст, право менять лошадей по своему усмотрению и пересаживаться с одной лошади на другую на полном ходу.

Очевидцы назвали развернувшееся действо «матчем велосипедиста с цирковым наездником». «Стальной конь» пробовал свои силы в состязании со скаковой лошадью или, вернее, с целым табуном скаковых лошадей, – отмечал обозреватель. – Зрелище вышло довольно занимательным: публика заполнила к часу этого редкого состязания все трибуны и ложи Каменноостровского циклодрома».

Соперником наездника Эжена выступил Михаил Дьяков – кумир «велосипедных мальчиков», про которого говорили, что у него «золотая ступня». Выпускник Петровского коммерческого училища, по должности – заведующий магазином игрушек, который принадлежал его деду, Дьяков был настоящей велозвездой столицы. Свою спортивную карьеру он начал в 1890 году, когда ему было 18 лет, а уже через три года праздновал первую победу в гонке на 100 верст, став «первым ездоком Петербурга». Очень скоро он поборол многих петербургских ездоков, а в 1890-х годах выиграл несколько гонок в Петербурге и Москве, в том числе первенства страны, и установил ряд всероссийских рекордов на различных дистанциях. C успехом выступал на многих гонках в Англии, а потом и в Дании, а после окончания своей спортивной карьеры открыл магазин по продаже велосипедов...

Публика, собравшаяся на Каменноостровском циклодроме, болела исключительно за велосипедиста Дьякова. На долю московского наездника почти не досталось аплодисментов. Результат соревнования не разочаровал зрителей: Дьяков опередил наездника на 16 минут, пройдя всю дистанцию за 1 час 10 минут. «Да здравствует почтенный изобретатель «стального коня»! – восклицал обозреватель одной из газет. – Да здравствуют ноги наших чемпионов!»

Спустя почти год, в июне 1899 года, Каменноостровский циклодром вновь стал ареной не виданных прежде соревнований. На сей раз тут состязались дамы – в искусстве езды на велосипедах и автомобилях. Правда, по словам очевидцев, нельзя сказать, что принявшие участие в состязании дамы-велосипедистки отличались особенной резвостью, по крайней мере на велодроме. Лучшая из них прошла дистанцию полторы версты за три с половиной минуты, то есть медленнее самых посредственных ездоков...

В первые годы ХХ века велоспорт, по крайней мере в его трековом варианте, превратился в своего рода средство наживы для антрепренеров. Деятельность велокорпораций стала угасать, гонки уже не собирали такого количества публики, как раньше. Кассы велообществ пустели, и почти все они в обеих столицах лишились своих циклодромов, содержать которые оказалось дорого. На смену трековым гонкам пришли шоссейные. В середине 1900-х годов прекратил свое существование и Каменноостровский трек. Петроградская сторона переживала строительный бум, и через территорию бывшего велодрома, занимавшего пространство между нынешними улицами Льва Толстого и Каменноостровским проспектом, вскоре проложили продолжение фешенебельного Большого проспекта...

Сегодня в нашем городе есть только один велотрек – на Крестовском острове. Он был открыт в 2008 году. Наклон его виражей составляет 47 градусов, покрытие – 16-миллиметровый клееный брус. Трибуны рассчитаны на 800 зрителей, в случае крупных соревнований – на 2500. Двумя годами ранее был закрыт существовавший с 1956 года велотрек в Выборгском районе у Поклонной горы – как морально и технически устаревший.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 075 (5692) от 28.04.2016.


Комментарии