Знаменитая в прошлом игрок Ирина Плешакова рассказала о том, что такое баскетбол «3 на 3»
На недавнем Кубке России по баскетболу «3 на 3» в Челябинске трехкратные чемпионки страны из команды СOP-Petersburg стали вторыми, уступив на последних секундах финального матча столичному клубу МБА. Тренирует петербургскую команду заслуженный мастер спорта Ирина ПЛЕШАКОВА.
ФОТО Brocreative on Shutterstock
— Для вашей команды, Ирина, второе место, наверное, уже неудача?

Фото Дмитрия СОКОЛОВА
— Естественно, хотелось выиграть — тем более что в Кубке России мы еще ни разу не побеждали. Но помешала усталость игроков — перед этим турниром они на протяжении недели играли в турнире Молодежной баскетбольной лиги (МБЛ) по классическому баскетболу, провели по шесть матчей и в Челябинске выглядели уже утомленными. Могли, конечно, опытом «взять» молодую команду МБА, но в целом соперницы оказались в тот день лучше нас. Значит, будем и дальше биться за этот Кубок.
— Показалось, что в финальной игре вашей команде очень не хватило самого опытного игрока Майры Сергазиновой…
— Тут опять можно вернуться к той самой теме усталости. Майра действительно очень опытный и классный игрок, но, к сожалению, возрастной. И ей необходимо больше времени на восстановление. А она отыграла турнир МБЛ перед Кубком России фактически без замен. Плюс у нее были небольшие проблемы со здоровьем. Майра выглядела физически очень уставшей, и ее оптимального состояния нам, конечно, очень не хватило. Хотя и Маша Яцемирская, и Даная Белькович, и Настя Рыкова старались как могли.
— Мы уже не раз упоминали суперфинал МБЛ по большому баскетболу, но для ваших девчонок главным и профильным стал все‑таки баскетбол «3 на 3», где команда трижды брала чемпионский титул?
— Наверное, да, хотя трое наших молодых игроков выступают за ГУТиД в большом баскетболе, и это для них тоже важные соревнования. Даже притом что Маша Яцемирская попала в молодежную сборную России (до 20 лет) и отлично провела в ее составе матчи в Белоруссии. Так что в целом девчонки свой выбор сделали, хотя сознательно идут на режим жизни с двумя тренировками в день — в классическом баскетболе и в игре «3 на 3». А Майра Сергазинова педагог, она преподает в университете Лесгафта, и для нее «3 на 3» та отдушина, которая позволила ей раскрыться гораздо больше, чем это было в классическом баскетболе.
— Со стороны тайм-ауты, которые игроки в «3 на 3» проводят без тренера, выглядят немножко странно. Почему такие строгости?
— В правилах, между прочим, прописано, что, если тренер даже с трибуны что‑то скажет, а игрок на площадке повернет голову в его сторону или как‑то иначе отреагирует, это сразу технический фол команде. Но объяснение этому есть. «3 на 3» — игра не такая длинная, матчи у нас короткие по времени, на площадке все меняется чрезвычайно стремительно, и повлиять на происходящее тренеру очень-очень сложно. Так что свою главную задачу, как тренера, я вижу в том, чтобы игроки сами на площадке могли правильно оценивать ситуацию и принимать решения, а в сложной ситуации изменять ход игры. Я в своих девчонках уверена на сто процентов. И от этого мне очень радостно.
— У вас в числе четырех игроков есть очень опытная баскетболистка, которая может отчасти взять на себя и функции тренера непосредственно на площадке…
— Да, это важно, когда есть такой человек, который скажет — и остальные его услышат. Есть ведь команды, где одновременно говорят все четыре человека — они за короткое время матча успевают и поссориться, и поспорить. На месте Майры в теории могла быть и более молодая баскетболистка — главное, чтобы ее лидерские качества сплотили команду, а остальные девчонки ей доверились. Начало прошлого сезона у нас было очень непростым, и потребовалось время, чтобы девочки друг друга услышали. В такой ситуации один человек должен всех объединить вокруг себя, и у нас Майра взяла эту ответственность на себя. Большую ответственность на самом деле.
— В теннисе до самого недавнего времени подсказки тренера с трибун тоже наказывались, что периодически оборачивалось громкими скандалами. В итоге правило было отменено. Может ли «3 на 3» пойти по этому же пути, эти ограничения выглядят несколько искусственно?
— Искусственно они смотрятся сейчас, но можно вернуться к истории этой игры. Это же была улица, собирались ребята группами — и просто играли. Все это, конечно, происходило без всяких тренеров. Да, возможно, как и в любом виде спорта, правила будут трансформироваться, как‑то меняться. И так как это уже олимпийский вид спорта, мы тоже придем к присутствию тренера на скамейке. Просто должно пройти какое‑то время.
— У вас была замечательная игровая карьера — вы были чемпионкой страны, чемпионкой Европы, призером чемпионата мира. Но нет ли сейчас все‑таки легкого сожаления, что в те годы не существовало такой разновидности баскетбола, как «3 на 3»?
— Моей задачей на площадке было больше всех забивать — и трехочковые, и в проходах. Кроме того, мне всегда надо было обороняться против самого сильного игрока соперника — как правило, атакующего защитника. В сборной я почти всегда знала, что если в команде соперника есть «второй» или «третий номер», который забивает по 30 очков за игру, то это мой клиент, и я должна буду его остановить. Но при этом и сама набрать свои очки. То есть по игре это было идеальное совпадение с требованиями баскетбола «3 на 3». Можно сказать, что я уже играла в эту игру, только в баскетболе «5 на 5». Так что в этом смысле мой переход в «3 на 3» — неожиданный для меня самой, никак не предполагала, что могу быть тренером в этом виде спорта, — получился довольно естественным. И в то же время сложным, потому что баскетбол «5 на 5» и «3 на 3» — все‑таки разные виды спорта. Начинала практически с нуля. Пришлось перестраиваться, штудировать правила, пересмотреть много видео. Характеристики игроков и требования к ним в «3 на 3» тоже сильно отличаются от обычного баскетбола. Сложностей было много, но я нисколько не жалею, что волею случая оказалась в этом виде.
— О чем сожалеть, если ваша команда трижды подряд выиграла чемпионат России. Какая из побед была самой памятной?
— Каждое из этих чемпионств — это разные истории, разные обстоятельства, разные игроки. Мои эмоции после третьей победы были связаны с тем, что в целом это был крайне сложный сезон. В какой‑то момент вспомнила свою историю, когда я оказалась единственным опытным игроком в команде в окружении молодых, которых надо было как‑то «в кучу» собрать. А наш тренер Евгений Кожевников тогда как бы немного ушел в сторону, позволив именно мне, находившейся рядом с ними на площадке, объяснять девчонкам и говорить им, что надо делать в каких‑то ситуациях. Он тогда отвел мне как бы роль играющего тренера — мол, разбирайся с девчонками сама, тебе ведь с ними на площадке находиться. И в какой‑то момент по ходу прошлого сезона у меня возникло ощущение, что я попадаю в ту же самую ситуацию, но уже как тренер, и поняла, что самым правильным будет дать девчонкам самим разобраться друг в друге — переругаться, помириться, понять и проанализировать, что и как каждая из них может делать на площадке. Я их в каком‑то смысле «отпустила» — выплывайте сами. Это был большой риск, и даже сами девчонки временами смотрели на меня с недопониманием, но в итоге они нашли комфортные им самим взаимодействия, а я стала строить тренировки, отрабатывая, например, броски и какие‑то технические элементы именно исходя из тех позиций, которые были максимально удобны им во взаимодействиях между собой. Рискнув тогда по ходу сезона, я все сделала, как выяснилось, правильно, вот и расплакалась на радостях.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 193 (7522) от 13.10.2023 под заголовком «Тренеру слово не давали».




Комментарии