«Зенит» теряет внимание

Уже 30 июля у «Зенита» первый в новом сезоне домашний матч. На «Петровский» приедет московский «Локомотив», афиша вроде бы яркая, но вокруг билетов на эту игру и сезонных абонементов в Петербурге никакого ажиотажа, как было прежде.

«Зенит» теряет внимание | Фото предоставлено ФК «Зенит».

Фото предоставлено ФК «Зенит».

Отлично помню, как в студенческие годы, еще не имея возможности ходить на футбол по служебному пропуску, приходилось выстаивать многочасовые очереди у касс «Петровского» за абонементом. Никогда не был фанатом «Зенита», но все равно испытывал невероятную радость, когда заветная книжечка оказывалась у меня в руках. Все-таки футбол у телевизора и футбол на стадионе, где волей-неволей проникаешься уникальной атмосферой, – это разные вещи.

С тех пор поменялось многое – и футбол, и собственный взгляд на игру, и обстановка на домашних матчах «Зенита», и сама команда, и отношение к ней болельщиков. Абонементы на «Петровский» нынче уже не в дефиците. Не помогают и развешанные по всему городу рекламные постеры со слоганом «Вместе мы сила» – срок реализации абонементов был даже продлен. Хотя цены, на которые прежде жаловались болельщики, не так уж и кусаются: абонемент на хорошие места в 1-й и 17-й сектора обойдется в 28 тысяч, то есть меньше двух тысяч за матч. Когда я позвонил в понедельник в билетный отдел «Зенита», обладательница приятного женского голоса оказалась не готова предоставить данные о том, сколько абонементов на матчи «Зенита» в новом сезоне уже продано. Меня пытались переключить на кого-то «повыше», но после десятиминутного ожидания рекомендовали обратиться непосредственно в клуб. Там информацию собирали едва ли не целый день, после чего сообщили, что продано около девяти тысяч абонементов, а год назад к этому времени реализовали порядка 10 тысяч.

Если это действительно так, то разница небольшая, тем более если учесть, что в этом году будут увеличены сектора безопасности на фанатском «вираже». Между тем практика ведущих европейских клубов (хозяева «Зенита» себя позиционируют именно таким образом) подсказывает, что по абонементам реализуется заметно больше половины всех доступных мест. Показатель дортмундской «Боруссии», например, превосходит отметку 50 тысяч на 80-тысячном «Вестфаленштадионе». Продавали бы и больше, просто хозяева клуба не хотят лишать возможности попасть на стадион и тоже «заболеть» командой нерегулярных болельщиков.

Почему буксует продажа абонементов на далеко не самый вместительный стадион? Ценовая политика здесь, думается, ни при чем – в почти шестимиллионном городе, безусловно, найдутся 20 тысяч (именно столько вмещает сегодня «Петровский») представителей среднего класса, неравнодушных к футболу. С тем, что наш старенький стадион далеко не самое безопасное место в городе, пожалуй, стоит согласиться. «Мы ходим на «Петровский» время от времени с сыном, ему очень нравится футбол, но все время находимся в напряжении, приходится следить за тем, чтобы ничего не случилось. Может быть, на новом стадионе вход на арену будет более безопасным, а сама атмосфера более располагающей для походов с детьми», – рассказывают родители Екатерина и Александр.

Да, разочарование от того, что «Зенит» никак не может переехать на Крестовский остров, безусловно, присутствует. Сказалось, конечно, и бездарное выступление сборной России на Евро-2016 – публика обижена на всех без исключения футболистов. Но и это никак не ключевой фактор, что подтвердило общение с болельщиками со стажем. Станислав Мирончук, привыкший ходить на игры в центральные сектора много лет: «Выбираться на стадион буду от случая к случаю. Раньше в предвкушении первой игры было особенное ощущение, а сейчас матч с «Локомотивом» не вызывает особенных чувств. Дело в футболе, который показывает «Зенит» в последние годы. Я не вижу страсти, нет ощущения, что игроки бьются на поле до последнего. В этом сезоне в команде, правда, новый тренер, только мне не верится, что с ним все сразу изменится».

В том же духе высказался завсегдатай «виража», известный в фанатских кругах как Француз: «Выскажу мнение многих своих друзей: хочется видеть футбол, в который команда играла при Петржеле и раннем Спаллетти, пусть бесшабашный, но привлекательный, а несколько последних сезонов «Зенит» играет откровенно скучно. Результаты нужны руководителям клуба, а мы хотим яркого зрелища. Такого футбола, в который на недавнем Евро играла Исландия, а не Португалия, ставшая чемпионом».

И выхода из этой ситуации не видно. Современный футбол, нацеленный на результат, требует предельного прагматизма, а болельщики хотят обратного. При этом задачи побеждать с «Зенита» никто не снимает, а состава, как у «Барселоны», чтобы было и зрелищно, и эффективно, у «сине-бело-голубых» нет, и непонятно, что ожидает команду в дальнейшем. Если сейчас 16 – 17 тысяч человек на стадионе не портят общей визуальной картины, то на новой арене, если ее все-таки сдадут в эксплуатацию, эти болельщики совсем потеряются. В этом же сезоне будет трудно сохранить даже прежнюю среднюю посещаемость в отсутствие Халка, ради которого многие и шли на «Петровский».

Правда, у болельщиков появилась альтернатива в виде «Зенита»-2. На Малой арене «Петровского» атмосфера заметно более душевная, многие знают друг друга, как это было прежде на трибунах, ближе публике и футболисты – в большинстве своем воспитанники питерских школ. Команду Владислава Радимова все активнее земляки поддерживают и на выездных матчах: на последней игре – с «Шинником» в Ярославле – болельщиков петербургской команды было слышно лучше, чем местных фанатов. Так что нового наставника главного «Зенита» Мирчу Луческу ждет конкуренция не только со стороны соперников по премьер-лиге, но и внутри клуба.

В ТЕМУ

Началась свободная продажа билетов на матч «Зенит» – «Локомотив». Стоят они значительно дешевле, чем в прошлом сезоне, – от 700 до 2600 рублей, что симптоматично в то время, когда все остальное только дорожает. Есть возможность приобрести билеты и бизнес-класса за 9400 рублей, где предусмотрены всевозможные удобства вплоть до ресторанного обслуживания непосредственно на трибуне.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 132 (5749) от 22.07.2016.


Комментарии