«Зенит» стал самым посещаемым футбольным клубом в чемпионате России

После 12 туров футбольной премьер-лиги «Зенит» стал самым посещаемым клубом чемпионата России. Петербуржцы опережают в сводной таблице даже московских спартаковцев, хотя провели на своем поле всего пять матчей, тогда как красно-белые сыграли дома уже восемь раз. Средняя посещаемость матчей премьер-лиги в этом сезоне заметно выросла, хотя поклонники «Зенита» посещают стадион на Крестовском не столь активно, как в прошлом году.

«Зенит» стал самым посещаемым футбольным клубом в чемпионате России | ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ТАСС

ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ТАСС

В среднем на матчи премьер-лиги в этом году приходят около одиннадцати тысяч человек. Динамика после снятия ковидных ограничений и введения карт болельщика (Fan ID) положительная — в прошлом году средняя посещаемость была на уровне около 9400 человек, в позапрошлом — пиковом с точки зрения комплекса ограничений для посещения болельщиками стадионов — и вовсе около 7400. Так у руководителей РПЛ есть повод говорить о том, что публика возвращается на трибуны после провала предыдущих лет, с оптимизмом. «Я помню матч в Химках «Торпедо» — «Урал» на старте предыдущего чемпионата, на котором были 200 человек. Помню первые три тура минувшего сезона, когда средняя посещаемость была около пяти тысяч зрителей. Это самая низкая посещаемость за всю историю российского футбола, включая 1990‑е годы, — говорит, в частности, президент РПЛ Александр Алаев. — В этом году я уже не вижу полупустых стадионов, часть активных фанатов возвращаются на трибуны, с ними у ряда клубов идет диалог. Главное, чтобы это была тенденция, а не всплеск».

К «Зениту» проблемы прошлого сезона относились в меньшей степени. Даже потеряв из‑за неприятия ими системы Fan ID болельщиков на фанатском вираже, петербургский клуб собирал на домашних матчах год назад в среднем около 30 600 зрителей. Пусть даже не все они платили за билеты — активность клуба по привлечению болельщиков на трибуны имела самые разные креативные формы, но факт остается фактом: в год Fan ID-кризиса именно «Зенит» удержал всю лигу от еще более впечатляющего провала по средней посещаемости. Достаточно сказать, что вторым в этом списке шел тогда «Краснодар» с показателем 19 100 человек в среднем на матче, а остальные уступали петербуржцам как минимум в три раза.

В этом сезоне на пяти первых домашних матчах «Зенит» собирает в среднем около 26 100 человек. Это меньше, чем год назад, но надо учесть, что соперники у команды Сергея Семака на старте чемпионата в Петербурге были не самыми кассовыми — «Спартак», ЦСКА, лидирующий в чемпионате «Краснодар» еще приедут на Крестовский.

Но даже при этом временном снижении «Зенит» уверенно продолжает лидировать в лиге по количеству зрителей на своем стадионе. Ближайший конкурент — все тот же «Краснодар» (20 700 в среднем на матче), который добился в последние годы в этом плане настоящего прорыва. До сих пор это происходило благодаря отличной арене и футбольным традициям города, а в нынешнем сезоне к этим факторам добавился еще и как никогда успешный старт в чемпионате.

Любопытно, что качество и комфорт арены работают на посещаемость далеко не всегда. В этом году девять клубов РПЛ из 16 принимают соперников на стадионах, на которых проходили матчи ЧМ-2018. И пять из них находятся глубоко в нижней половине таблицы посещаемости своих арен — «Балтика», «Крылья Советов», «Рубин», «Пари НН» и «Сочи». Но каждая из этих команд в смысле привлечения зрителей на трибуны «несчастлива по‑своему». Где‑то городу не хватает футбольной истории (как в Нижнем Новгороде), где‑то этот вид спорта остается в тени хоккея (как в Казани), где‑то замечательная арена расположена не слишком удобно с точки зрения логистики (как в Самаре), а из Сочи матчи пришлось переносить из‑за плохого качества газона. Но факт есть факт: сами по себе стадионы мундиаля кассу не делают.

Чемпионат мира-2018 сейчас вспоминается и еще по одному поводу. Именно после него в российском футболе начался последний полностью благополучный для зрителей сезон — не омраченный ковидными и организационными ограничениями, которые потом стали возникать на пути болельщиков на стадион. Тогда «Зенит» на 15 домашних матчах собирал в среднем по 48 200 зрителей, а, подводя итоги чемпионата, руководитель клуба Александр Медведев пообещал в следующем сезоне преодолеть планку 50 тысяч. Тогда, конечно, никто не мог предположить приближающихся — поначалу из Китая, а затем и из недр регулирующих правила посещения стадионов органов — проблем. Сейчас об этих цифрах сезона-2018/19 можно только вспоминать, но, похоже, в этом чемпионате РПЛ в смысле посещаемости действительно сдвинулась с «точки замерзания», на которой находилась еще совсем недавно, буквально год назад.

Лучшие клубы РПЛ по общей посещаемости в сезоне-2023/24

1. «Зенит» — 235 414 зрителей (5 домашних игр)

2. «Спартак» — 224 809 (8)

3. «Краснодар» — 171 324 (6)

4. ЦСКА — 146 029 (5)

5. «Локомотив» — 144 008 (6)

Лучшие клубы РПЛ по средней посещаемости домашних матчей в сезоне-2023/24

1. «Зенит» — 26 127

2. «Краснодар» — 20 790

3. «Спартак» — 16 453

4. «Факел» — 12 188

5. «Ростов» — 11 482

Средняя посещаемость на домашних матчах «Зенита»

Сезон 2023/24 – 26 127

Сезон 2022/23 – 30 693

Сезон 2021/22 – 20 401

Сезон 2020/21 – 19 726

Сезон 2019/20 – 39 430

Сезон 2018/19 – 48 244


#Зенит #посещаемость #лидер

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 202 (7530) от 26.10.2023 под заголовком «На своей трибуне».


Комментарии