«Зенит» отмечает 30-летие со дня первого матча в чемпионате России

Последние два чемпионата СССР «Зенит» провел в первой лиге, втором по силе футбольном дивизионе страны. В 1991 году команда заняла только 18‑е место и по спортивным показателям должна была опуститься во вторую лигу — выручил болельщиков развал Советского Союза.

«Зенит» отмечает 30-летие со дня первого матча в чемпионате России | За «Зенитом» в матчах чемпионата России на сегодняшний день числится 1576 голов, самый первый из них забил Владимир Кулик. / ФОТО Вячеслава ЕВДОКИМОВА/ФК «Зенит»

За «Зенитом» в матчах чемпионата России на сегодняшний день числится 1576 голов, самый первый из них забил Владимир Кулик. / ФОТО Вячеслава ЕВДОКИМОВА/ФК «Зенит»

Вместо чемпионата СССР хотели проводить сначала открытое первенство, потом турнир команд СНГ, всю зиму проходили многочисленные пленумы и конференции, учреждались всевозможные ассоциации и федерации и шли ожесточенные споры между потенциальными участниками. Только в середине февраля 1992 года был учрежден Российский футбольный союз во главе с Вячеславом Колосковым, взявшийся за организацию чемпионата страны. Москва настаивала на 14 командах, провинция рассчитывала на большее и была услышана — к первому турниру допустили двадцать коллективов — шесть из бывшей высшей лиги чемпионата СССР, одиннадцать из первой лиги (в их числе «Зенит») и три представителя второй, которые должны были подняться выше по итогам последнего советского первенства. По географическому принципу всех разделили на две группы по десять, дальше четыре лучшие из каждой группы продолжали спор за медали, остальные между собой определяли аутсайдеров. Интересно, что апробированную тогда единственный раз многоступенчатую схему розыгрыша предлагают футбольные реформаторы в России и сегодня.

Тридцать лет назад «Зениту» откровенно подфартило, однако к возвращению в когорту сильнейших команда, состоявшая преимущественно из совсем молодых воспитанников городского футбола, оказалась не готова. Как в игровом, так и в материальном плане. В Петербурге тоже все межсезонье кипели страсти. Ленсовет инициировал письмо на имя мэра города в надежде на льготы по налогообложению для организаций, способствующих развитию футбола. Дело это небыстрое, поэтому главный тренер «Зенита» Юрий Морозов пригласил журналистов на обед в еще котировавшийся с советских времен «Метрополь» (официально мероприятие называлось пресс-конференцией) и поспешил поделиться проблемами: «Мы не способны не только пригласить к себе игрока высокого класса, но и уберечь своих футболистов от соблазнов богатых столичных клубов». Той зимой «Зенит» как раз остался без талантливого защитника Дениса Машкарина, сделавшего вскоре себе имя в ЦСКА. От очередного падения в пропасть команду могло спасти только создание акционерного общества с участием нескольких состоятельных фирм — Морозов знал, как устроен футбол в мире, и понимал, что пришло время перенимать опыт. Реакция последовала незамедлительно — президент клуба Владислав Гусев, прежде известный как телекомментатор, заявил, что все необходимые для организации такого АО с солидными учредителями документы давно находятся в Смольном.

О том, что между главным тренером и президентом нет должного контакта, свидетельствовали и последующие события: Морозов беспокоится, что зенитовцев за неуплату аренды выселяют с базы в Удельной, демонстрируя соответствующее распоряжение, Гусев в ответ — вопрос давно решен; Морозов жалуется, что команда два года играет в одной и той же форме, Гусев уверяет, что новая экипировка, приобретенная за валюту в Финляндии, уже на таможне; Морозов договаривается о переносе одного из летних матчей в Москве, а Гусев планирует в те же даты товарищескую встречу в Англии («Норвич» потом еще и в Петербург с ответным визитом приехал). В вопросах приглашения иногородних футболистов, материального стимулирования, организации футбольного дела у президента и главного тренера тоже были едва ли не диаметрально противоположные точки зрения.

И Морозов ушел буквально за пару недель до старта чемпионата — уже в мае он начал тренировать в Эмиратах. А в Петербурге оставил за себя одного из своих помощников, никогда прежде не работавшего самостоятельно в профессиональном футболе Вячеслава Мельникова. Разве что игроков ­команды 38‑летний тренер знал, как никто другой, по городскому футболу — в обойме у него была одна в большинстве своем зеленая молодежь.

Первые матчи первого чемпионата России проходили 29 марта, «Зенит» по календарю стартовал 1 апреля на своем поле. Играть решили в Спортивно-концертном комплексе на проспекте Гагарина, и это был единственный в российской истории «Зенита» матч под крышей до появления арены к ЧМ-2018 на Крестовском. Самым старшим в команде Мельникова оказался Сергей Варфоломеев, которому в феврале исполнилось 24, на год младше был капитан команды Михаил Левин, а в большинстве своем в стартовом составе вышли 19 – 20-летние ребята. Практически все те же, что по осени не устояли в первой лиге. Только если тогда до стадиона имени Кирова добирались по двести — триста человек, то на стартовую игру российского чемпионата собрались больше десяти тысяч. Новый сезон — новые надежды! Так было и всегда будет…

Соперник, конечно, тоже был интересен. Играть неустроенному по большому счету «Зениту» 1 апреля 1992 года выпало, как назло, против первой в перестроечной России частной команды, собранной на деньги иракского предпринимателя Хусама Аль-Халиди. «Асмарал» организовали на базе одного из фарм-клубов московского «Спартака», тренером был сам Константин Бесков, а играли у него сплошь и рядом опытные мастера футбольного дела во главе с Юрием Гавриловым. Один из самых ярких игроков советского футбола был даже старше главного тренера «Зенита», но, несмотря на возраст, вел игру своей команды. Зенитовцы свой первый гол в матче (и в чемпионатах России) сумели провести только на 75‑й минуте, когда проигрывали 0:3. Едва вышедший на замену Сергей Ильин обыграл на подступах к штрафной площади двух соперников, отдал мяч Владимиру Кулику, и тот точно пробил под перекладину. Примечательно, что отличился именно тот футболист, который в скором времени станет главной ударной силой «Зенита» и его лучшим бомбардиром до появления в команде Александра Кержакова.

«Асмаралу» зенитовцы в итоге уступили со счетом 2:4, затем были поражения 1:6 в Волгограде от «Ротора» и 0:1 в Самаре от «Крыльев Советов», первая победа случилась в четвертом туре над ярославским «Шинником» (2:0) на стадионе имени Кирова. С тем же счетом петербуржцы обыграют в мае и «Спартак» Олега Романцева, при­ехавший на Крестовский в не самом лучшем составе, но с Валерием Карпиным. Красно-белые тем не менее станут победителями первого чемпионата России, «Зенит» же финиширует только 16‑м и будет вынужден покинуть высшую лигу на три года. Вернется в элиту петербургская команда только в 1996 году с Павлом Садыриным на тренерском мостике и четырьмя участниками самого первого матча против «Асмарала» в составе — Владимиром Куликом, Максимом Боковым, Олегом Дмитриевым и Артуром Белоцерковцом.

КАК ЭТО БЫЛО

«Зенит» (СПб) — «Асмарал» (Москва) — 2:4 (0:2)

Голы: 0:1 Путилин (24); 0:2 Хахалев (28); 0:3 Губернский (69); 1:3 Кулик (75); 1:4 Асланян (77); 2:4 Гусаков (81).

Предупрежден: Губернский (87, «Асмарал»).

Состав «Зенита»: А. Заикин, Н. Усачев, А. Белоцерковец (Р. Игнатов, 70), М. Боков, А. Наумов, С. Варфоломеев, М. Левин, О. Дмитриев (С. Ильин, 66), Ю. Гусаков, В. Кулик, А. Иванов (Р. Решетов, 46).

1 апреля 1992 года. Петербург. Спортивно-концертный комплекс. 10 125 зрителей. Судья В. Ярыгин (Волгоград).


#Зенит #футбол #РПЛ

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 58 (7141) от 01.04.2022 под заголовком «С 1 апреля, «Зенит»!».


Комментарии