Завтра у волейболисток «Ленинградки» в Москве состоится полуфинальный матч Кубка России с «Динамо»
Через неделю состоится ответная встреча в нашем городе. С предстоящих игр мы и начали наш разговор со связующей петербургской команды Анной ОЗЕРОВОЙ (на снимке).
ФОТО Александра КУЛЕБЯКИНА
— Соперник грозный, но в последнее время матчи с ним для вашей команды складываются довольно удачно…
— Несмотря на результаты наших предыдущих матчей, все равно эта команда остается московским «Динамо» — очень сильным и организованным коллективом. Мы бдительности не теряем, и настрой на эти игры у нас будет максимальным.
— В чемпионате России «Ленинградка» одержала уже девять побед в десяти матчах. Ожидали, что стартовый отрезок сезона будет столь успешным?
— В какой‑то степени да, ожидали. Тем более что перед чемпионатом проходил Кубок легенд, и у нас была возможность посмотреть на соперников, которые по итогам предыдущего сезона заняли высокие места. Убедились, в частности, что именно казанское «Динамо — Ак Барс», которое сейчас очень хорошо выглядит, можно считать нашим основным и самым принципиальным соперником. А с остальными командами, хоть и тяжеловато иногда бывает, но справляемся.
— «Динамо — Ак Барсу» вы уже уступили этой осенью и в финале Кубка легенд, и на старте чемпионата. Казанская команда действительно так хороша или просто у «Ленинградки» какой‑то небольшой комплекс в противостояниях с ней после прошлогоднего плей-офф?
— Мне кажется, на нынешнем этапе сезона «Динамо — Ак Барс» выглядит наиболее организованной командой. Волейболистки допускают меньше ошибок, они постоянно в движении, есть адекватные замены на каждую позицию. Команда действует сейчас очень уверенно, но и мы тоже к этому стремимся. Надеюсь, еще немножко поработаем — и результат будет в нашу пользу, в том числе и в матчах с казанской командой (улыбается).
— В трех матчах чемпионата все решалось только на тай-брейке…
— Да, в том числе и в самой первой игре с «Уралочкой». Но старт чемпионата это всегда дополнительное волнение и стартовые эмоции, которые мешают. И недавняя игра со «Спартой» в Нижнем Новгороде тоже получилась непростой, в пяти партиях только выиграли. У всех команд бывают по ходу длинного сезона какие‑то взлеты и спады, и, возможно, именно в тот день у нас случился как раз такой спад.
— Против «Спарты» еще и основная диагональная нападающая «Ленинградки» Анастасия Гарелик не играла, не так ли?
— Да, она как раз лечилась в тот момент. И это, конечно, тоже сказалось.
— По сравнению с предыдущим сезоном состав «Ленинградки» мало изменился, ушла только Ирина Королева. Стабильность и сыгранность состава важны для вас, как для связующей, наверное, как ни для кого другого в команде?
— Для игрока моего амплуа это действительно очень важно, что большинство девочек остались в команде и все наигранные связи сохранились с прошлого года. Я знаю даже то, как кто‑то из них чувствует себя в определенный период игры — кто как играет в начале партии, в концовке, кому лучше доверить важные мячи в атаке. Есть и те, для кого очень важно с самого начала матча провести несколько атак, чтобы они сразу оказались более вовлечены в игру и заряжены. И все эти нюансы я уже хорошо знаю с прошлого сезона. А с теми, кто только сейчас пришел в команду — например, с Настей Светник, — в начале сезона потребовалось время, чтобы почувствовать какое‑то взаимопонимание, сойтись в игровом смысле. Точно так же, как это было с Ириной Королевой, когда она только пришла в «Ленинградку» в предыдущем сезоне.
— В прошлом году много говорилось о том, что «Ленинградку» в ее нынешнем составе отличает замечательная атмосфера внутри коллектива, в раздевалке. В этом плане ничего не изменилось?
— Да, все так и есть. У нас очень дружный коллектив.
— А результаты прошлого года добавили уверенности в себе? Все‑таки год назад команда вступала в сезон, не очень даже понимая, на что способна.
— Уверенность на самом деле появилась, но на старте нынешнего сезона это, как мне кажется, нас немножко даже притормозило. Возможно, имели место какие‑то признаки самоуверенности. И некоторым командам мы проигрывали отдельные партии, потому что не полностью сконцентрированными выходили на матч, словно ожидая, что соперницы сами отдадут нам игру. А бороться со всеми нужно с самых первых розыгрышей.
— После прошлого сезона главный тренер «Ленинградки» Александр Кашин объявил о том, что он намерен уступить свой пост и сконцентрироваться на общих задачах развития клуба. Для команды это было неожиданно?
— Нет, уже после Нового года Александр Леонидович говорил, что собирается взять какую‑то паузу, абстрагироваться немножко от непосредственно тренерской работы, заняться решением накопившихся задач по своей бизнес-деятельности. Так что мы были к этому готовы.
— Насколько непривычно было не видеть его у площадки в первых матчах нынешнего сезона?
— Дискомфорт присутствовал, но в моей карьере были периоды, когда я уезжала в аренду в другие клубы и у меня почти каждый год были новые тренеры. Так что лично для меня, возможно, это была не такая уж необычная ситуация. Как для других девочек — не знаю.
— У многих людей, наблюдающих за командой со стороны и знающих характер Александра Кашина, было чувство, что долго на этом некотором удалении от «Ленинградки» он не выдержит и что его состоявшееся не так давно возвращение неизбежно. Внутри команды такое ощущение тоже было?
— Если честно, то да. Все‑таки очень тяжело такое долгое время быть главным тренером одной команды, а потом оставить ее. Так что все, наверное, произошло так, как и должно было произойти.
— Вы уже второй сезон основная связующая «Ленинградки». По личному восприятию этот сезон сильно отличается от сезона дебютного?
— В прошлом сезоне было очень волнительно — особенно в самом его начале. Были какие‑то сомнения: как я его проведу, смогу ли вести всю игру команды, наладить взаимодействие со всеми нападающими. Сейчас уже появилось больше опыта, уверенности в себе. Можно сказать, что я стала действовать с более холодной головой, хотя волнение, конечно, все равно присутствует в каждой игре. Сложность теперь еще и в том, что во втором сезоне я стала иногда пытаться как‑то саму себя перехитрить. Хочется иногда придумать в игре что‑то новое, более сложное, и это иногда мешает. Если раньше в основном принимала наиболее простые игровые решения, то сейчас порой, можно сказать, немножко заигрываюсь. Стараюсь от этого уходить и искать какой‑то правильный баланс.
— Может, у вас, как и у всей команды в целом, это будет тот самый необходимый баланс между уверенностью в себе и самоуверенностью?
— Давайте скажем так: уверенности в себе по сравнению с прошлым годом у меня прибавилось примерно на 20 процентов.
— Если так прибавлять по 20 процентов в сезон, то на абсолютный максимум можно выйти через пять лет. На это и будем рассчитывать?
— Наверное, так. По крайней мере будем надеяться (улыбается).
— Помимо игровых ощущений у вас в этом году изменилась и фамилия на игровой форме и в протоколах матчей. Насколько поддержка семьи помогает теперь?
— Муж бывает на каждой домашней игре «Ленинградки» — болеет, переживает. Хотя он и до нашей свадьбы приходил на все матчи, так что в этом смысле ничего не поменялось. Изменился только статус.
— А к новой фамилии — например, при предматчевом представлении игроков — пришлось привыкать?
— Да, это было. Например, когда мы с командой проходили диспансеризацию перед этим сезоном, я хотела узнать, в какой кабинет нужно идти, а меня спрашивают: «Фамилия?». Я говорю: «Шевченко». А мне: «У нас нет такой в списке». Я даже растерялась: как же так? И только потом вспомнила, что поменяла фамилию.
Читайте также:
Как готовились, так и сыграли. Волейболисты «Зенита» «в долгу» перед своими болельщиками
Чем завершился для «Зенита» волейбольный матч с «Динамо-Уралом» на чемпионате России
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 2121 (7797) от 21.11.2024 под заголовком «Волейбол с холодной головой».
Комментарии