Завтра исполняется 100 лет со дня рождения международного гроссмейстера Марка Тайманова

Он был чемпионом СССР по шахматам и двукратным участником соревнований претендентов, автором многих книг по шахматам и замечательным популяризатором этой игры, а также известным пианистом.

Завтра исполняется 100 лет со дня рождения международного гроссмейстера Марка Тайманова | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Основная часть жизни Марка Тайманова была связана с нашим городом, в Ленинград семья переехала еще в раннем детстве будущего гроссмейстера. И два главных увлечения — шахматы и музыка — сопровождали Тайманова на протяжении всей его жизни, причем с самого начала оказались связаны одно с другим. Первой возникла музыка, которой занималась его мама, она и дала Марку Евгеньевичу первые уроки у рояля. А в 1936 году в десять лет он снялся в роли мальчика-скрипача Янки в художественном фильме «Концерт Бетховена» (к слову, очень известном в том числе и благодаря написанной к нему композитором Исааком Дунаевским музыке). После выхода фильма мальчика пригласили на открытие Ленинградского дворца пионеров и по такому случаю предложили выбрать для занятий любую секцию. И Марк ­Тайманов выбрал секцию шахмат.

Первые серьезные шахматные успехи пришли к нему довольно быстро, к началу 1950‑х Тайманов был уже в числе сильнейших шахматистов СССР, а по тем временам это означало, что и в числе сильнейших в мире. В 1952 году он официально получил звание ­гроссмейстера, а осенью того же года поделил с Тиграном Петросяном второе и третье места на межзональном турнире в Швеции, впервые завоевав путевку на турнир претендентов.

Формат претендентских соревнований был в том году довольно широким — в двухкруговом турнире за право сыграть матч за звание чемпиона мира против владевшего титулом Михаила Ботвинника боролись 15 шахматистов, девять из которых представляли СССР. В этом марафонском соревновании из 28 партий Тайманов набрал ровно 50 процентов очков и расположился в середине турнирной таблицы.

Однако вскоре он подтвердил свой высочайший класс, в 1956 году одержав победу на чемпионате Советского Союза, который проходил в Ленинграде. Турнир, собравший всех сильнейших шахматистов страны, получился исключительно драматичным. По итогам 17 туров одинаковую сумму очков (по 11 с половиной) набрали сразу три лидера — Тайманов, Юрий Авербах и 19‑летний на тот момент будущий чемпион мира Борис Спасский. Для распределения медалей между ними был проведен дополнительный матч-турнир — Тайманов дважды сыграл вничью с Авербахом, дважды обыграл Спасского и занял первое место. Так он единственный раз в своей карьере стал чемпионом СССР, завоевав титул, который в те годы был свидетельством экстра-класса шахматиста.

В шахматной элите планеты Марк Тайманов находился более двадцати лет и по итогам межзонального турнира 1970 года вновь получил право сыграть в турнире претендентов. Однако поражение в матче с Бобби Фишером со счетом 0:6 (напомним, что в том цикле американец всухую обыграл и датчанина Бента Ларсена, а в финальном матче претендентов разгромил Петросяна — 6,5:2,5) оказалось для ленинградского гроссмейстера очень болезненным. И не только в спортивном плане — результат настолько негативно был воспринят советским спортивным руководством, что Тайманов был исключен из сборной СССР и даже лишен звания заслуженного мастера спорта (восстановлено оно было лишь через два десятилетия — в 1991‑м).

Если шахматная карьера Марка Евгеньевича после этого эпизода постепенно пошла на спад, то другие грани его таланта засверкали еще сильнее. Он был и концертирующим пианистом, и шахматным исследователем, написавшим несколько книг и внесшим большой вклад в теорию сразу нескольких дебютов. А умение Тайманова блестяще владеть словом — причем как письменным, так и устным — сделало его постоянным гостем телевизионных программ о шахматах и автором публикаций об этой игре в газетах и журналах. Отметим, что на протяжении очень продолжительного времени постоянная рубрика с шахматными обзорами Тайманова существовала в «Ленинградской правде» и в «Санкт-Петербургских ведомостях», он был не только автором, но и добрым другом нашей газеты, давал даже сеанс одновременной игры для сотрудников редакции.

Регулярно появлялся гроссмейстер и на телевизионных экранах, причем его оценки происходящего в шахматном мире были актуальны и интересны даже в весьма солидном возрасте Марка Евгеньевича, когда ему было под девяносто. Так что вклад Тайманова в популяризацию шахмат в годы после окончания активной профессиональной карьеры был никак не меньшим, чем в период, когда он входил в число сильнейших гроссмейстеров мира.

Добавим, что в 2011 году в Петербурге был создан Фонд поддержки и развития шахматного искусства Марка Тайманова, на его базе на Петроградской стороне появилась шахматная школа имени гроссмейстера. Так, начавшись когда‑то с музыки и с детской роли в художественном фильме, история этого удивительного человека по очень необычной траектории привела его в мир игры, в которой он оставил не только очень яркий след, но и наследство, продолжающее жить по сей день.


КСТАТИ  

100‑летию Марка Тайманова будет посвящен шахматный фестиваль, который состоится 7 и 8 февраля на территории Петропавловской крепос­ти. В рамках этого события пройдут шахматные турниры с бесплатным участием (по предварительной регистрации), а также будет развернута экспозиция, рассказывающая о шахматном и творческом наследии гроссмейстера.


Читайте также:

Сильный ход! Шахматы давно стали частью национальной культуры и истории России

Как появилось увлечение шахматами? Рассказ читателя




#шахматы #Тайманов #гроссмейстер

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 20 (8085) от 06.02.2026 под заголовком «Музыка шахмат».


Комментарии