За спиной у Борзаковского

Допинговый скандал привел к закономерной смене власти в российской легкой атлетике. В конце января подал в отставку главный тренер сборной Валентин Маслаков, а завтра его примеру последует и президент Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) Валентин Балахничев. Кто же придет им на смену?

За спиной у Борзаковского | Новый главный тренер сборной пока смотрит на происходящее с ироничной улыбкой.<br>ФОТО Сергея ФАДЕИЧЕВА/ТАСС

Новый главный тренер сборной пока смотрит на происходящее с ироничной улыбкой.
ФОТО Сергея ФАДЕИЧЕВА/ТАСС

Насчет Маслакова выбор сделан. Его преемником, правда с приставкой и. о., стал знаменитый атлет олимпийский чемпион Афин-2004 в беге на 800 метров Юрий Борзаковский. Решение вроде бы революционное – более радикальной смены поколений трудно придумать, но не будем забывать, что Юрий еще совсем молодой человек, ему 33 года, тренерского опыта у него почти нет. Понятно, что в профессиональном плане уровню этой должности он пока что и близко не соответствует, а значит, по всей видимости, Борзаковскому отводится роль свадебного генерала, за спиной которого собираются рулить те же самые люди, что и раньше. Включая его предшественника.

– Борзаковский уравновешенный, уверенный в себе молодой человек с чемпионскими амбициями, – считает Маслаков. – Встречался с ним и пожелал успехов в трудной и многогранной тренерской деятельности. Он поинтересовался, может ли рассчитывать на мою помощь, я ответил положительно...

Первые советы Маслаков уже дает, причем публично:
– Главное – продолжать наши победные традиции. Не рубить все сплеча, а опираться на высококвалифицированных специалистов, имеющих значительный опыт победных и медальных достижений, завоеванных, подчеркну, в честной спортивной борьбе. Модное в последнее время утверждение, что все российские достижения имеют спорную основу – в корне неверно, некорректно и неправомерно.

– Пока менять я ничего не собираюсь, – соглашается Борзаковский. – Сейчас у нас сплоченный коллектив, который приносит результат и каждый член которого осознает, что работать нужно чисто. Нам всем сейчас не очень просто примириться с действительностью, но не хотелось бы, чтобы заклеймили под горячую руку всех сразу. Люди с незапятнанной репутацией есть и всегда были, долгожители высочайшего спортивного уровня.

В общем, никаких революций. Тренерский соревновательный дебют Борзаковскому предстоит уже в начале марта, на зимнем чемпионате Европы в Праге. После него Юрий надеется избавиться от приставки и. о. – пройдет экспертный совет Минспорта России, где молодой тренер расскажет «о своем видении работы со сборной», а затем последует (или не последует) его утверждение в должности.

Молодым, как известно, везде у нас дорога, и не только на пост главного тренера сборной, но и в кресло президента ВФЛА. Валентин Балахничев, руководивший федерацией четверть века, сказал так:

– У меня процесс становления президентом федерации легкой атлетики занял много времени, долгие годы. Я был сначала спортсменом, потом тренером, ученым, главным тренером сборной РСФСР. Время идет, молодежь подрастает. Уверен, уже сейчас есть достойные люди, которые сумеют меня заменить на посту президента ВФЛА. Елена Исинбаева – у нее невероятный потенциал, когда она закончит с карьерой спортсменки. Также Юра Борзаковский, Татьяна Лебедева – эти люди наше будущее.

Некоторые СМИ восприняли это заявление как список возможных кандидатов на оставляемый им пост. Но Борзаковский уже стал и. о. тренера сборной, Исинбаева пытается вернуться в спорт и выступить в Рио-2016, хотя и не очень уверенно об этом говорит. Лебедева тоже большого энтузиазма не проявляет, так что пока обязанности Балахничева предстоит выполнять первому вице-президенту Вадиму Зеличенку. И только в мае на отчетно-выборной конференции ВФЛА действительно может случиться кадровая революция.

Пока же эти две отставки больше напоминают ритуальное жертвоприношение, необходимое не для реальной борьбы с допингом, а для ее демонстрации. Безусловно, и Балахничев, и Маслаков были в курсе происходящего. Но по большинству прямых и косвенных свидетельств это отнюдь не главные инициаторы и исполнители, скорее они мирились со злом, чем распространяли его. Балахничев, например, уже после отставки сказал о допинге много весьма здравых вещей: «Спортивной науки как таковой у нас, к сожалению, нет. Новые достойные разработки тренерам не предлагаются. Вот они и ковыряются сами, анализируют, ищут. Очевидно, что развитие спорта без развития науки обреченно приведет к новым допинговым скандалам». Кроме того, бывший президент ВФЛА предлагает ввести уголовную ответственность за допинг. Идея не вызвала волны энтузиазма: как же это, великие спортсмены будут сидеть! Хотя понятно же, речь идет не о спортсменах, а о распространителях, нечистых на руку врачах и тренерах. Сажают ведь не наркоманов, сажают наркодилеров.

Между тем наиболее одиозные фигуры по-прежнему в строю. Продолжает трудиться на благо (или во зло?) российского спорта и Виктор Чегин, с именем которого связана лавина дисквалификаций российских ходоков. Впрочем, расследование РУСАДА деятельности центра в Саранске продолжается.

– Не существует четких сроков принятия решений по итогам допинговых расследований, – говорит исполнительный директор РУСАДА Никита Камаев. – В рамках расследования могут появиться новые факты, предприняты новые шаги, в том числе дисквалификации.

Так что ждем – новых скандалов, новых дисквалификаций, новых отставок.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 026 (5399) от 16.02.2015.


Комментарии