Яхтенный патруль. Как в Ленинграде готовили пополнение для флота страны

До Великой Отечественной войны в Ленинграде насчитывалось пять яхт-клубов. Это были настоящие школы моряков, где готовили пополнение для флота страны, а лидером парусного и буерного спорта в городе по праву считался Иван Матвеев.

Яхтенный патруль. Как в Ленинграде готовили пополнение для флота страны | Фото: Pixabay / milivanily

Фото: Pixabay / milivanily

Родившийся в 1914 году сын бывалого капитана флотской шхуны жил на Крестовском острове, и неудивительно, что уже в семилетнем возрасте он научился управлять легкой парусной шлюпкой. Серьезно занялся парусным спортом Иван несколько позже — в яхт-клубе областного совета профсоюзов, в 1930-м добился победы на юношеском первенстве Ленинградской области, в том же году стал гоняться на взрослых состязаниях и быстро утвердился в роли фаворита большинства стартов в Невской губе, дважды выигрывал чемпионаты СССР в гонках килевых яхт. Блистал он и в зимних соревнованиях. В 1939-м на буере гоночно-прогулочного типа он установил всесоюзный рекорд скорости - 83,48 км в час. Матвеев первым из отечественных яхтсменов удостоился звания заслуженного мастера спорта, он был избран председателем городской квалификационной комиссии, преподавал на курсах яхтенных капитанов, преподавал в Институте физической культуры имени П. Ф. Лесгафта.

22 июня 1941 года яхты профсоюзного клуба собирались в эскадренное плавание с заходом в Петергоф. В Стрельне должно было состояться торжественное открытие яхт-клуба Кировского завода. Планы перечеркнула война - на смену яхтам в Финский залив вышли военные корабли. Одного из авторов лоции региона Матвеева сразу назначили помощником командира и начальником штаба базы ПВО Невской губы. Старший лейтенант начал комплектовать штат из яхтсменов и флотских экипажей. Созданный им отряд обеспечивал и выводил артиллерийские и аэростатные баржи в нужные точки. Спортсмены водили катера с морским десантом, перебрасывали продовольствие и боеприпасы, вели патрулирование на яхтах вдоль берегов. Одно из первых распоряжений вступившего в сентябре 1941-го в командование Ленинградским фронтом генерала армии Георгия Жукова касалось обеспечения высадки десантов в тыл фашистских группировок на южном берегу Невской губы в район Стрельны, и именно яхтсменам благодаря отличному знанию этого района удавалось по мелководью в темное время суток доставлять туда группы бойцов. Малый флот с задачей успешно справлялся, и после одной из таких операций Жуков наградил Матвеева ценным подарком. Это было охотничье ружье, ставшее впоследствии экспонатом Центрального военно-морского музея.

Когда лед покрыл залив, на нем появились буера. Воины ледовых яхт, вооруженных пулеметами, устанавливали оборонительные заграждения, уничтожали вражеские мины, вели разведку и патрульную службу. Весной 1942-го Иван Матвеев ночью без навигационной обстановки выводил аэростатные баржи из средней части Невской губы. Пробивались через лед на двух мощных буксирах. Следующей зимой под руководством и при непосредственном участии воина-яхтсмена прошла работа по обеспечению огнями дозорной службы, по подготовке ограждения и навигационных знаков.

Ленинградские яхтсмены были и среди тех, кто помогал прокладывать Дорогу жизни. Разобранные на части ледовые яхты перевезли с Финского залива по железной дороге. Первые автомашины с продуктами для блокадного Ленинграда, сменившие конные обозы, отправились по льду после заправки горючим, доставленным на буерах. Их водители были и из отряда Матвеева - Юрий Глушков, Владимир Кочегин, Василий Хромцов, Владимир Петраков и другие. Кроме того, буеристы перевозили людей и раненых бойцов через Ладожское озеро на Большую землю, перебрасывали группы разведчиков, несли дозорную службу на флангах трассы, предупреждали водителей о проталинах. Иногда «юнкерсы» устраивали охоту на них, но выручала маневренность и скорость буеров.

Капитан-лейтенант Иван Матвеев завершал войну, командуя Ленинградским гидроучастком КБФ. Его боевой путь был отмечен орденами и медалями. В первое же мирное лето возобновил свою деятельность яхт-клуб ВЦСПС. В 1945 году прошло парусное первенство СССР - на швертботах в Москве и на килевых яхтах - в Ленинграде. Матвеев стал чемпионом страны в обоих классах, продолжая оставаться на лидирующих позициях в спорте, и даже принял участие в качестве рулевого на Олимпийских играх в Хельсинки и Мельбурне. До демобилизации в 1967-м капитан 2-го ранга Матвеев возглавлял Ленинградский яхт-клуб ВМФ, затем вернулся в родной Центральный яхт-клуб профсоюзов на Петровской косе, стал капитаном флагманской шхуны «Ленинград».

Ушел из жизни Иван Петрович в июле 1984 года.

#яхт-клуб #история #Ленинград

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 034 (6632) от 26.02.2020 под заголовком «Яхтенный патруль».


Комментарии