Вспоминаем прошлое ленинградского футбола

Пока продолжается пауза между чемпионатами страны, самое время бросить взгляд на прошлое ленинградского футбола и поискать там источники для вдохновения, гордости, а может быть, и побед — как нынешних, так и будущих.

Вспоминаем прошлое ленинградского футбола  | ФОТО Konstantin Evdokimov on Unsplash

ФОТО Konstantin Evdokimov on Unsplash

Где‑то на рубеже 60 – 70‑х годов прошлого века среди болельщиков ленинградского «Зенита», который переживал тогда нелегкие времена, ходила такая присказка: «Ленинградский наш «Зенит» был когда‑то знаменит, а теперь игра в «Зените» не игра, а извините». Она адресовалась к тем временам, когда «Зенит» завоевал в 1944 году Кубок СССР, а потом попал в полосу неудач вплоть до начала семидесятых, когда пришел новый главный тренер. Жесткий и требовательный Артем Григорьевич Фальян привел с собой несколько новых игроков, и команда преобразилась, появились настроение и смысл в игре. Вот оптимальный состав тех лет по номерам (тогда в отличие от сегодняшних дней игроки не присваивали себе любые двузначные номера), начиная с вратаря: Пронин, Булавин (Деремов), Лохов, Голубев, Загуменных, Садырин, Кох, Вьюн, Бурчалкин, Гончаров, Унанов. Эти фамилии, не сомневаюсь, помнят все зенитовские болельщики моего поколения…

Когда в одном из матчей по нашим воротам был нанесен удар издалека, Пронин чуть отвлекся, но мяч все же поймал и зафиксировал, наш знаменитый футбольный комментатор Виктор Набутов отре­агировал на этот эпизод, произнеся нараспев своим неповторимым голосом: «Прооонин!». Мол, не зевай, Владимир!

Четверо защитников были мощными и надежными, каждый со своими особенностями. Павел Садырин («Паша — радость наша»), Георгий Вьюн и Лев Бурчалкин играли в полузащите. Садырин всю свою футбольную карьеру оставался верен «Зениту», как, впрочем, и Бурчалкин. Помню его и еще юным игроком с шапкой соломенных волос, стремительно выбегающим на поле на замену, и уже умудренным ветераном. Бурчалкин играл под нападающими, немного впереди линии полузащиты, и держал центр поля. Вьюн, артистичный, красивый игрок с филигранной техникой, был украшением «Зенита».

Особая роль принадлежала акцентированным нападающим. Владимир Гончаров, высокий, мощный пробивной центрфорвард, хорошо играл головой. Борис Кох и Геннадий Унанов — крайние нападающие, стерегли бровку, хорошо подавали угловые. Унанов был прекрасным пенальтистом, а его козырь и конек — быстрый проход по бровке и подача в штрафную соперника. Сам он в ней тоже часто оказывался и мог забить гол из любого положения — за сезон их у него было по 12 – 15.

В то время доминировали в чемпионате московские клубы, киевское и тбилисское «Динамо», и переиграть их было крайне сложно, но в этом составе на пятые — седьмые места «Зенит», бывало, замахивался. Охота за хорошими футболистами происходила постоянно, поэтому и тогда оставаться верным своему клубу было очень непросто, футболистам приходилось волей-неволей переходить из команды в команду. Хотя при должной мотивации и правильной подготовке «Зенит» и тогда мог составить (а иногда и составлял) неплохую конкуренцию московским командам.

Стоит сказать, что в те времена футбол не был битвой гладиаторов, как это происходит сейчас. Играли гораздо медленнее, может быть, техничнее, и только топовые клубы показывали по‑настоящему зрелую игру. Очень хотелось бы взглянуть на записи каких‑либо матчей 1970‑х годов — жаль, что их не показывают. При всем том игроки тогда «не валяли ваньку», а играли с полной отдачей весь матч. Поперечные передачи были крайне редки и не приветствовались ни зрителями, ни комментаторами.

Сегодняшний футбол гораздо жестче, но и несравненно более прагматичен. Футболисты любых команд, как сильных, когда вроде бы некуда торопиться, так и более слабых, когда нужно подержать мяч и успокоить нервы, не гнушаются отдавать бесконечные передачи поперек поля и даже назад своему вратарю. Нечто похожее с бесконечным топтанием перед штрафной площадью происходит и у чужих ворот, что губит множество потенциально перспективных атак. Хотя уж если ты вышел на поле, то беги вперед, врывайся в штрафную площадь соперника, бей по воротам. А получил мяч на бровке, иди по ней до лицевой и простреливай или подавай в штрафную, что всегда чрезвычайно опасно для обороняющейся стороны и не грозит офсайдом. Так нет, все игроки, как один, дойдя до угла штрафной, поворачивают к центру (а то и вовсе назад) и отдают невыгодный и уничтожающий атаку поперечный пас или даже пас назад в середину поля. Хочется им, да и тренерам также, сказать: вы что, не знаете азов футбола или плохо тренировались, раз не в состоянии бегать весь матч?! Такой футбол смотреть неинтересно…

Вот и игра нынешнего «Зенита», пусть в минувшем сезоне с превеликим трудом он и добыл золото чемпионата, не вдохновляла. Команда устала, а явного лидера в ней нет. Бесконечная вялая перепасовка как на своей, так и на чужой половине поля не могут радовать болельщиков, отдающих любимой команде всю душу. Восемь легионеров, выходящих на поле в одном матче, полное отсутствие своих молодых игроков, которых при этом легко передают в другие клубы, крайне настораживают. Избитая мысль о том, что погоня за сиюминутным результатом до добра не доведет, похоже, становится доминирующей в отношении «Зенита» и вызывает беспокойство у преданных болельщиков команды. Но жизнь, как и футбол, не стоят на месте, и, возможно, у нас появится основание гордиться в полной мере своим клубом и его игроками.


Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 116 (7692) от 27.06.2024 под заголовком «Поперечный футбол».


Комментарии