Всероссийские соревнования по парусному спорту прошли в акватории Финского залива

Соревнования среди студентов — Кубок Студенческой парусной лиги и финал студенческих соревнований на Кубок губернатора — четыре дня проходили в акватории Финского залива. В составе 48 команд из 25 высших учебных заведений на старт вышли около 200 студентов, и это рекордное число участников за всю историю существования лиги.

Всероссийские соревнования по парусному спорту прошли в акватории Финского залива | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Лига создана в 2013 году. Но сегодня, несмотря на то что парусный спорт не самый распространенный в России, она оказалась одной из немногих официально аккредитованных в Российском союзе студенческого спорта.

— Отладить такую работу непрос­то, — признает президент лиги Василий Кравченко. — У вузов практически нет своих яхт-клубов, для тренировок и соревнований студенты используют яхты, которые приходится брать в аренду у собственников. Нам удалось разработать экономическую модель, которая устраивает и вузы, и владельцев яхт. В качестве тренеров привлекаем опытнейших яхтсменов, в том числе мастеров спорта международного класса и чемпионов мира. Каждую неделю в разных городах проходят кубковые соревнования, которые обслуживают судьи высших категорий. Сегодня студенты гоняются на уровне профессионалов. В 2019 году наша команда заняла шестое место на Всемирной универсиаде.

Яхты2_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


Казалось бы, студент — человек временный. Закончил вуз — и до свидания. Новичков надо снова обучать с нуля. Но оказалось, что и этот вопрос продуман. В экипажах яхт сегодня помимо самих студентов — еще и абитуриенты, и выпускники вузов, и даже их преподаватели. Налицо, как видим, связь поколений — старшие передают свой опыт младшим. Разумеется, на официальных соревнованиях состав строго студенческий.

Серьезной проблемой было и то, что студенты тренируются на яхтах разных классов — кому что удается раздобыть. Пока еще в зачет идут результаты от любых гонок — лишь бы суда были под парусом. Но постепенно этот разнобой устраняется — лига активно продвигает отечественные серийные яхты класса «Луч». Самым же главным прорывом стало создание на невских берегах нового класса MX700, который идеально подходит как для тренировок, так и для соревнований. Сегодня этих яхт выпущено уже больше ста штук, они активно расходятся по России. На них гонялись и участники нынешней регаты.

Представительства лиги работают в девяти регионах страны. Петербургское возглавляет один из создателей МХ700, руководитель парусного клуба Дмитрий Жайворонок. Именно с его приходом яхтенная жизнь питерских вузов перестала строиться по принципу «кто в лес, кто по дрова». Разноплановые ­команды в единое целое объединить было очень трудно. Но унификация матчасти, которую клуб предоставляет студентам, позволила упорядочить тренировочный процесс.

Яхты1_С.jpg

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


— Признаюсь, мы нацелены на спортивные результаты, а не прос­то на катание, — говорит Дмитрий Жайворонок. — При этом формируем не только профессиональные навыки, но и чувство ответственности. Студенты чувствуют, что им доверяют серьезную технику. Разумеется, они относятся к ней с уважением. Многие из них в качестве платы за тренировку принимают участие в регламентных и ремонтных работах. Для остальных — плата чисто символическая, в четыре раза меньше, чем мы берем со своих обычных арендаторов. Причем, подчеркиваю, администрированием занимаются сами студенты, мои сотрудники почти не вмешиваются. Мы даже на тренировку ребят можем выпустить без инструктора, если в составе экипажа есть профессиональный спортсмен. Что же касается «береговых работ», я считаю, что сильно перебирать с ними ни к чему — так студента можно только оттолкнуть, убить в нем всякий интерес к парусам.

Вот так, иные нынче времена. Еще совсем недавно, когда Дмит­рий, яхтсмен из поколения 40‑летних, только начинал свою парусную жизнь, 80 процентов времени мальчишки клеили, шкурили, красили, шпаклевали и лишь 20 проводили на воде. Сейчас молодого человека, изучающего сложнейшие науки и технологии, вряд ли можно заставить полгода дышать олифой, крас­кой и деревянной пылью. Он просто пожмет плечами: «Пусть этим занимаются специалисты. У меня другая профессия, я заработаю достаточно, чтобы оплатить их труд». И это не значит, что интерес к парусам у студентов не так силен. Оказывается, еще как силен!

Сегодня яхт-клубы в той или иной форме есть в 18 питерских вузах. Собственный яхтенный флот — только в Макаровке (оно и неудивительно — будущих профессиональных моряков искони приучают к парусам). Она — в числе шести лидеров. Но самый главный лидер, вы удивитесь, ИТМО. Как так получилось? Пришел какой‑то олимпийский чемпион, кинул клич, и все к нему побежали? Ан нет. Представьте себе, ребята сорганизовались сами, без всякого внешнего толчка. «Завел» их тогдашний студент первого курса, а ныне магистрант Кирилл Чирков.

Сам он из Кировской области, а ходить на яхте учился в Екатеринбурге, приезжая туда летом на каникулы. Сугубо в качестве любителя. Слова «любить», однако, оказалось достаточно. Став питерским студентом, он зажег своей любовью друзей по вузу. Занялись самообразованием, благо нынешняя жизнь такие условия предоставляет. Вуз на тот момент помог только аудиториями. Но ими удалось «расплатиться» по бартеру с одной из фирм, предоставившей яхты для тренировок.

— Мы участвовали во всех возможных соревнованиях, — рассказывает Кирилл Чирков. — Выступали не очень успешно, но зато активно писали о себе в соцсетях. Руководство вуза это заметило, поняло, что все серьезно, и стало реально помогать…

Ныне в яхт-клубе ИТМО, который возглавляет Чирков, числятся около 70 человек. Из них 25 — сборная вуза, которая постоянно тренируется и теперь уже стабильно побеждает во всех соревнованиях. Причем помощью инструкторов ребята практически не пользуются, а теорию по‑прежнему изучают сами.

На открытии нынешних всероссийских соревнований присутствовал ректор ИТМО Владимир Васильев. На трибуну не пошел, тихо стоял в сторонке. Но его студенты, как и ожидалось, стали первыми. Причем с большим отрывом…


#парус #спорт #студенты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 176 (7505) от 20.09.2023 под заголовком «Сами — под парусами!».


Комментарии