Все круги WADA

Когда уже казалось, что российская легкая атлетика достигла самого дна, снизу постучали. Впрочем, не в первый и, как ни печально, явно не в последний раз. Очередной удар, как водится, вновь последовал из прошлого.

Все круги WADA | Иллюстрация Fisher Photostudio/shutterstock.com

Иллюстрация Fisher Photostudio/shutterstock.com

На сей раз в результате перепроверки допинг-проб с Олимпиады-2008 в Пекине, где запрещенные препараты в пробах А обнаружили сразу у 11 наших легкоатлетов, включая звезд первой величины. Кроме того, на подходе новый список жертв (или преступников) после перепроверки проб с Игр-2012, а в середине лета должны подоспеть и итоги расследования сочинской детективно-приключенческой истории, которую с упоением рассказал доктор Родченков. Того и глядишь, что под угрозой отстранения от Олимпиады в Бразилии окажутся не только легкоатлеты, но и вообще все российские спортсмены.

Надо признать, Международный олимпийский комитет давно собирался заняться повторным исследованием проб с Пекинских игр. Мотивировка понятна – технологии обнаружения запрещенных препаратов шагнули за последние восемь лет далеко вперед, а принцип неотвратимости наказания вроде как никто не отменял. А, значит, пока срок давности не закончился – надо проверять. Хотя, конечно, в МОК тянули, тянули и затеяли всю эту процедуру только этой весной. Аккурат к новому витку нападок на спортивную Россию после откровений экс-главы Московской антидопинговой лаборатории Григория Родченкова. Формально эти события между собой никак не связаны, но фактически обнаружение допинга у россиян в столице Китая еще больше могло ухудшить и без того крайне негативный информационный фон.

Могло и, кстати, ухудшило. Из перепроверенных примерно четырех с половиной сотен проб (как выбирались объекты проверки, пока никто толком не объяснил) под подозрения попал 31 спортсмен, 14 из них – россияне, преимущественно легкоатлеты. Причем десять подозреваемых завоевали медали. Даже одну золотую – Юрия Чермошанская была участницей сенсационного чемпионского квартета бегуний в эстафете 4 х 100 м. Теперь, если проба В подтвердит факт применения допинга, награды лишат не только Юлию, но и всех ее подруг по эстафетной команде. В печальном списке и такие звездные личности, как прыгунья в высоту и одна из претенденток на победу в Рио Анна Чичерова, копьеметательница Мария Абакумова, бегуны Анастасия Капачинская, Татьяна Фирова, Екатерина Волкова, Инга Абитова и петербуржец Денис Алексеев, ходок Денис Нижегородов, десятиборец Александр Погорелов, толкатель ядра Денис Юшков, тяжелоатлетки Мария Шаинова и Надежда Евстюхина и гребец Александр Корнилов.

Естественно, все вышеперечисленные пребывают не в лучшем настроении. Олимпийская чемпионка Лондона Чичерова и вовсе призналась, что находится в состоянии шока, – она ведь считается одной из реальных претенденток на медали Игр-2016. Ее тренер Евгений Загорулько предположил, что причина в применении американских биологически активных добавок (БАДов), состав которых не был исследован. Причем БАДы были спортсменам настоятельно рекомендованы. Кем конкретно? Загорулько этого не сказал. Но в любом случае даже если эта история правдива, от наказания при условии положительных проб В (результаты планируется огласить 1 июня) это не спасет. Причем продолжение для российского спорта следует – на днях стало известно, что по результатам перепроверки более чем 250 допинг-проб Лондонской олимпиады 23 дали положительный результат. В том числе и восьми россиян.

По последним данным положительная проба А после перепроверки лондонских проб оказалась у олимпийской чемпионки в метании молота Татьяны Белобородовой (Лысенко). Под угрозой лишения награды и дисквалификации оказалась и еще одна представительница России – толкательница ядра Евгения Колодко, завоевавшая на Играх-2012 «серебро».

В этих условиях и без того нестопроцентные шансы российских легкоатлетов на амнистию к Играм-2016 заметно уменьшились. Пусть речь идет о прегрешениях не настоящего, а прошлого. В таких условиях перед судьбоносным советом Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF) от 17 июня во Всероссийской федерации легкой атлетики решились на беспрецедентные меры – объявили, что все когда-либо уличенные в применении допинга атлеты не получат возможности выступить в Бразилии. То есть даже те, кто свое давно уже «отсидел», включая призера чемпионата мира прыгунью тройным Екатерину Коневу.

Такое жесткое решение, с одной стороны, понятно – это отчаянная попытка вытащить олимпийские шансы нашей легкоатлетической команды из «болота». Но все же самобичевание печально и, главное, практически бессмысленно. Есть подозрение, что российских атлетов в Рио пускать не хотят. И, скорее всего, не пустят, пусть президент ВФЛА Дмитрий Шляхтин и призывает «никого не хоронить». Единственным путем пробиться на Игры-2016 в такой ситуации станут грамотно составленные иски от чистых спортсменов к IAAF, к МОК – к кому угодно. То есть не унижаться надо, а отстаивать свои права. Хотя, надо признать, ряды кристально чистых элитных российских легкоатлетов редеют на глазах.

Кроме того, не стоит забывать и о расследовании Всемирного антидопингового агентства (WADA) относительно допинговых дел на Играх-2014 в Сочи. Не будем заново пересказывать истории господина Родченкова, самое важное – к ним прислушались на самом антидопинговом верху и начали проверку. Ведет расследование канадец Ричард Макларен, входивший в ту самую комиссию, ноябрьские выводы которой и привели ко всем кругам ада для российской легкой атлетики. Теперь под угрозой весь российский спорт. И если товарищи из WADA и здесь углядят (выводы огласят до 15 июля) криминал, дело запахнет керосином. Даже такой лояльный к нашей стране функционер, как Томас Бах, не исключил возможность того, что Россия пропустит Олимпиаду в Рио. Вслед за Бахом не исключил такой форс-мажор и обычно излучающий позитив министр спорта России Виталий Мутко. Правда, какие шаги в этом случае предпримет наше Министерство спорта и Олимпийский комитет России, Виталий Леонтьевич не сообщил.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 095 (5712) от 31.05.2016.


Комментарии