Вплавь по Неве

Этим летом, как знают наши читатели, предпринимались две попытки проплыть всю Неву, но обе в итоге оказались безуспешными — помешали бюрократические формальности. Но, как выясняется, были уже герои, отправлявшиеся в такое же путешествие безо всяких согласований.

Вплавь по Неве | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Алексей Середкин, решивший в последних числах июля проплыть по Неве от крепости Орешек до нового стадиона на Крестовском, едва не осуществил задуманное — за 4 км до финиша он был остановлен водной полицией. Как выяснилось, в акватории Финского залива нельзя находиться на байдарках, а именно это плавсредство выбрала группа сопровеждения смельчака.

Середкин не скрывает, что заплыв во многом вышел спонтанным. Узнав, что 1 августа немец Марко Хенрикс в рамках автопробега «Дружба» Берлин — Москва задумал проплыть по Неве 77 км, петербуржец решил его опередить — показать, так сказать, кто в Неве хозяин. Торопился Середкин, как оказалось, зря. Хендрикс не получил на заплыв официального разрешения, а на русский авось у немцев полагаться не принято.

«Хенрикс это хорошо, но 80 лет назад комсомолец и фронтовик Рейзен проплыл Неву без всяких согласований», — откликнулся на публикацию в газете наш читатель Евгений Колчин. Газетные и энциклопедические архивы указывали на то, что Евгений Евгеньевич ошибся лишь в одном — дате. «Ленинградский пловец М. Рейзен летом 1946 г. дважды совершил проплыв по Неве общей протяженностью 123 км», — пишет лениздатовский «Справочник спортсмена» от 1947 года.

Согласно указанным в нем данным, в первый раз Рейзен преодолел расстояние 45 км — от деревни Лобаново, что на Неве в Кировском районе Ленинградской области, до Смольнинской пристани неподалеку от Большеохтинского моста, затратив на этот путь 6 часов 28 минут. Однако рассчитывал пловец, видимо, на большее, раз вскоре вновь вошел в воду у Новоладожского канала (что, кстати, неподалеку от места старта Середкина). В этот раз Рейзен, согласно указанным данным, проплыл 78 км за 13 часов и 5 минут. В первом случае, выходит, его средняя скорость равнялась 6,96 км/ч, во втором — 5,96 км/ч. Для сравнения: средняя скорость Алексея Середкина, которому для прохождения 70 км понадобилось 14 часов, составила 5 км/ч.

Рейзен был человеком тренированным. Звание мастера спорта по плаванию он получил еще до войны — выступал за добровольное спортивное общество «Моряк», играл в водное поло. В 1938 году после объединения «Моряка» с ДСО «Вымпел» оказался в образованном на месте их слияния ДСО профсоюза рабочих морского и речного флота «Водник».

Помимо 123 км в Неве у Михаила Рейзена в послужном списке еще и 56-километровая черноморская дистанция в Сочи, но едва ли эти достижения он считал геройством. Настоящие подвиги он совершал во время войны — в сентябре 1944 года, когда в звании инженер-лейтенанта Рейзен вместе с лейтенантом Евгением Пенкиным 14 раз пересекли эстонскую реку Ахья, таща за собой лодки с десантниками.

С 1941 года физкультурная и спортивная работа по всей стране очень быстро приняла военный облик. Уже в сентябре Государственный комитет обороны СССР приступил к организации Всеобщего военного обучения трудящихся (Всевобуч), которой ленинградский спорткомитет, в частности, предоставил все главные спортивные площадки города. Пловцы, например, занимались на прудах стадиона им. Ленина, а также на местных озерах. На базе школы по обучению войск плаванию и переправам они под руководством известных ленинградских спортсменов отрабатывали способы переправы пулеметов, орудий и другой военной техники на плотах, лодках и подручных средствах.

Май 1945 года некоторые из них встретили в Берлине. Как утверждает сайт «Память народа», был среди них и покоритель Невы Рейзен — информации о нем, увы, крайне мало. Портал указывает, что боевой путь Михаила пролегал через современную Эстонию, Латвию, Литву, Польшу, а завершился 31 мая в составе 552-го стрелкового полка 191-й стрелковой дивизии на землях Мекленбург-Передняя Померания, что в двухстах километрах от Берлина. А уже через год Рейзен совершит два заплыва вдоль Невы...

Возможно, тем самым он прощался со своей спортивной карьерой — на момент заплыва ему было 37. А возможно, пытался ответить другому советскому марафонцу Искандеру Файзуллину, который в 1945 году проплыл по Дунаю 100 км за 17 часов 53 минуты 47 секунд.

Рейзен после войны в большой спорт вернулся уже как тренер — работал с ленинградской командой по водному поло «Балтика». А ближе к семидесяти увлекся журналистикой. «В середине 1970-х я был начинающим внештатным корреспондентом отдела спорта «Вечернего Ленинграда», — вспоминает наш старший коллега Анатолий Рогаткин. — Рейзен систематически к нам приходил — приносил материалы о плавании и водном поло, был так называемым общественным автором, коими являлись многие известные личности тех лет. В редакции его часто Профессор называли, под настроение байки травил. За ним записывать надо было, а я, к сожалению, этого не делал. В итоге столько интересных историй так и остались неизданными».

#плавание #Нева

Комментарии