Впереди Европы всей

На минувшей неделе Россия возглавила таблицу коэффициентов УЕФА по результатам текущего сезона, опередив даже Испанию. И хоть лидерство это, очевидно, временное, наши клубы все равно уверенно идут на локальный рекорд. Удивительно, что произошел прорыв именно в нынешнем сезоне, когда все ждали чего угодно, но никак не российского триумфа.

Впереди Европы всей  |

Достаточно перечислить факторы, которые вроде бы работают против нас. Во-первых, это санкции УЕФА за нарушение финансового фэйр-плей (ФФП) – в список проштрафившихся, напомню, попали четыре из пяти наших участников нынешних еврокубков – «Зенит», «Рубин», «Локомотив» и «Краснодар», а ЦСКА сумел избежать наказания только благодаря отличному менеджменту.

Во-вторых, сильно подкосило бюджеты российских клубов падение рубля – ведь доходы у них почти исключительно рублевые, тогда как зарплаты прописаны в долларах или евро. Разумеется, и выполнять требования ФФП после обрушения национальной валюты стало вдвое сложнее.

В-третьих, из-за кризиса поредели многие источники финансирования, а некоторые и вовсе готовы иссякнуть. Бюджеты секвестрируют, пояса затягивают, и закономерно тут и там возникают вопросы: по карману ли нам профессиональный футбол? Как раз на днях началась шумиха вокруг «Локомотива»: Федеральная антимонопольная служба требует от РЖД избавиться от непрофильного актива.

В-четвертых, противостояние России и Запада делает нашу страну менее привлекательной для многих сильных иностранных футболистов. И, наконец, в-пятых, российские клубы должен был ослабить ужесточившийся перед самым началом чемпионата страны лимит на легионеров, заметно ограничивший клубы при формировании состава.

Следствием всех этих факторов стала пассивная трансферная политика. Российские клубы, привыкшие на «футбольных аукционах» перебивать любую цену, вдруг стали необычайно скупы. Зимой клубы РФПЛ потратили на трансферы всего 6 миллионов евро, этим летом – около 18 миллионов, хотя в прошлые годы счет шел на сотни миллионов. Кроме того, впервые за долгие годы удалось сработать в хороший плюс – продали игроков на 52 миллиона, в итоге вышло 34 миллиона чистой прибыли. Раньше сальдо было исключительно отрицательным.

Естественно, эта прибыль сопровождается серьезными потерями: Матье Вальбуэна, Саломон Рондон, Кевин Кураньи – это лишь самые громкие фамилии. При этом не было приобретено ни одного известного игрока, если не считать вернувшегося из «Ромы» в ЦСКА Сейду Думбия. Из пяти наших участников еврокубков четыре («Зенит», ЦСКА, «Локо» и «Краснодар») не затратили на приобретение футболистов ни одного рубля, подписывая исключительно свободных агентов или арендуя игроков. Только «Рубин» раскошелился на смешные, по меркам прошлых лет, полтора миллиона долларов – без особой, надо сказать, отдачи.

Казалось бы, при такой скупости неминуемо должен пострадать и результат. Может, еще и пострадает, но пока мы видим обратное. Все наши клубы в строю и насобирали на пятерых уже почти 30 зачетных очков, набрав коэффициент 5,9. Только на групповом этапе им предстоит провести еще двадцать матчей, еще три-четыре клуба могут пробиться в европейскую весну. Так что в итоге почти наверняка будет с запасом перекрыт результат сезона-2013/14 (10,416). В остальные сезоны последней пятилетки Россия чуть-чуть недотягивала до десятки.

Чем же объяснить этот необъяснимый взлет? Случайным совпадением? Не думаю. На мой взгляд, многие из перечисленных выше факторов работают парадоксальным образом не в минус, а в плюс. Ограниченность средств не столько ослабляет клубы, сколько заставляет собраться и по максимуму использовать те ресурсы, что у них есть, искать скрытые резервы. Нынешний успех отчасти можно назвать следствием прошлогодних неудач. Золотой дождь, пролившийся на российский футбол в последнее десятилетие, никакого положительного эффекта не имел – ни в плане посещаемости, ни в плане результата, приводя при этом к множеству злоупотреблений. Похожая ситуация, кстати, сейчас в английском футболе – местные клубы купаются в деньгах благодаря заоблачным контрактам с телевидением, однако в футбол играют все хуже и хуже. Часто за совершенно дикие деньги приобретаются весьма средние игроки, что вызывает недоумение в остальном футбольном мире. Словом, точь-в-точь, как у нас два-три года назад.

Но раз уж излишек средств не помогает и даже вредит, то потеря этих лишних денег может и помочь. Первый плюс в том, что клубы становятся все более заинтересованы в успехе, особенно в Европе. Тот же «Зенит» еще недавно очень мало зависел от результатов в Лиге чемпионов – деньги из «Газпрома» лились рекой. Теперь все иначе. Как рассказал на днях гендиректор питерского клуба Максим Митрофанов, бюджет «Зенита», как и в прошлые годы, составляет нынче примерно 5,5 миллиарда рублей, вот только если раньше это были полторы сотни миллионов долларов, то сейчас вдвое меньше – относительно скромная по европейским меркам сумма. Даже если Митрофанов учитывает не весь клубный бюджет, а только расходы на команду, все равно получается та же закономерность: бюджет усох вдвое.

В итоге призовые в Лиге чемпионов, которые в этом сезоне заметно подросли, становятся уже весьма существенным подспорьем. В прошлом году участник группового этапа получал 8,6 млн евро, каждая победа приносила еще по миллиону, а выход в плей-офф – 3,5 миллиона. Теперь групповой этап стоит 12 миллионов, каждая победа – по полтора миллиона, а выход в 1/8 финала – 5,5 миллиона. Плюс еще дополнительные выплаты из маркетингового пула, которые по итогам турнира достаются клубам в зависимости от прибыли. Таким образом, хорошее выступление может принести «Зениту» более половины клубного бюджета!

Причем это не приятный бонус, а жизненная необходимость – обязательства перед УЕФА по финансовому фэйр-плей требуют выхода на безубыточность уже в 2016 году. Поэтому, если не будет больших призовых в Лиге чемпионов, останется только один выход – распродажа игроков, что понимают и сами футболисты. Словом, жесткие условия заставляют больше стараться. Как говорится, хочешь жить – умей вертеться.

В Лиге Европы выплаты поскромнее, но и они заметно подросли – выход в групповой этап стоит 2,4 миллиона, каждая победа – по 360 тысяч. Для «Краснодара» и «Локо», стиснутых финансовым фэйр-плей, и это неплохое подспорье. Особенно для «железнодорожников», оказавшихся после отставки Владимира Якунина и требований ФАС в подвешенном состоянии. Возможно, от нескольких заработанных миллионов и одержанных побед зависит сейчас их судьба.

Конечно, не стоит преувеличивать фактор возросшей мотивации. Однако правила ФФП хороши не только этим, но и самим наличием тщательных проверок. Российские клубы из-за них так или иначе вынуждены становиться честнее и прозрачнее, и на качестве работы это сказывается исключительно положительно. К большей честности приводит и само сокращение финансирования – просто не с чего становится воровать.

Понятно, что в этих условиях на первый план выходят не деловые качества футбольных менеджеров, а их готовность «пилить». Так же вторично и качество приобретаемых игроков – важно то, сколько на них можно заработать. Таким образом, состав не усиливается, а, напротив, ослабляется. Не говоря уже о том, что вызванная такими трансферами текучка кадров напрочь убивает и сыгранность, и чувство локтя в коллективе. В арендованных футболистах и свободных агентах такого подводного камня нет – их берут только потому, что они действительно нужны на поле.

Словом, пока все происходит, как в песне из «Айболита-66»: это только хорошо, это только хорошо, что пока нам плохо. Не стоит, конечно, преувеличивать выгоды от финансовых потерь: обеднев, суперклубами наши лидеры никак не станут. Но в любом случае радует, что финансовое оздоровление проходит столь безболезненно, и российский футбол все больше начинает жить по средствам. Если так пойдет и дальше, то в поисках скрытых резервов, может быть, и с болельщиками научатся по-настоящему работать...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 187 (5560) от 07.10.2015.


Комментарии