Война ФИФА

Предвыборно-коррупционный клубок вокруг ФИФА запутался окончательно. Теперь вот заговорили о том, что будто бы и Германия заполучила чемпионат мира 2006 года, купив четыре голоса на выборах. Но главной остается проблема первых лиц: под следствием одновременно оказались нынешний глава мирового футбола Йозеф Блаттер и его возможный преемник Мишель Платини.

Война ФИФА | Мишелю Платини и Йозефу Блаттеру сегодня не до улыбок.<br>ФОТО Руслана ШАМУКОВА/ТАСС

Мишелю Платини и Йозефу Блаттеру сегодня не до улыбок.
ФОТО Руслана ШАМУКОВА/ТАСС

С Блаттером-то все более или менее понятно: именно при нем ФИФА окончательно погрязла в коррупции, начавшей расцветать еще при его предшественнике Жоао Авеланже. Весенние аресты высокопоставленных футбольных чиновников сразу вызвали подозрения и в адрес самого президента, который в конце концов вынужден был объявить о своей досрочной отставке. На этом фоне дело в отношении самого Блаттера никого не удивило, он уж всяко был как минимум «хромой уткой».

Иное дело Платини. В конце июля, когда в Петербурге проходила предварительная жеребьевка ЧМ-2018, все были уверены: именно Мишель возглавит ФИФА после Блаттера на предстоящих в феврале выборах. За француза говорило и звездное футбольное прошлое, и успешная работа в УЕФА, и яркий имидж. Кроме того, как европейский кандидат, он для многих выглядел неким гарантом будущего очищения, большей прозрачности. Ведь когда дело доходит до подкупа, то фигурируют обычно представители маленьких, зачастую совсем нефутбольных стран, голоса которых оказываются решающими, а старушка Европа на фоне каких-нибудь Каймановых островов выглядит белой и пушистой.

И вот теперь именно этого «гаранта честности» подозревают во взяточничестве. Правда, о создании коррупционной системы, как в случае с Блаттером, речь не идет. Подозрения швейцарской прокуратуры вызвала пара миллионов швейцарских франков на банковском счету Платини. Деньги эти поступили от ФИФА вроде бы по официальным каналам в 2011 году, как уверяют Платини с Блаттером, за сотрудничество Мишеля с этой организацией с 1999-го по 2002 год. Все бы ничего, только нет ни соответствующих документов, ни внятного ответа на простой вопрос: почему деньги за работу были выплачены с таким огромным опозданием — в целое десятилетие, притом что проблем с финансами ведомство Блаттера, мягко говоря, никогда не испытывало? Потому существует альтернативная версия: речь идет о взятке, которую Блаттер заплатил Платини за то, что Мишель не стал бороться за пост президента ФИФА на прошлых выборах. Впрочем, и здесь возникают вопросы. Это каким же идиотом нужно быть, чтобы платить взятки обычным банковским платежом, да еще и не придумать при этом правдоподобной версии? Неужели были так уверены в своей безнаказанности? Или все не так просто?

Заметим, что атака на Мишеля началась заметно раньше действий швейцарской прокуратуры. Еще в середине августа во все ведущие европейские СМИ был разослан компромат на президента УЕФА: Платини проголосовал за Катар при выборе страны — хозяйки ЧМ-2022, после чего его сын занял высокий пост в компании Qatar Foundation. Коррупционная составляющая очевидна, хотя и вряд ли доказуема. Словом, все опять упирается в Катар, с которого началась и атака на Йозефа Блаттера. Первым камнем, напомню, стали громкие расследования британских журналистов о коррупции на этих выборах, получившие хлесткое название «Катаргейт», а уж потом пошли следственные дела и аресты. При этом невозможно отделаться от ощущения, что ретивых следователей поддерживают очень влиятельные силы. Кстати, вот еще одно совпадение: персональному делу против Блаттера (задевшему и Платини) дали ход 25 сентября – как раз после того как ФИФА объявила сроки проведения ЧМ-2022. Причинно-следственная связь здесь просматривается: противники чемпионата мира в Катаре очень надеялись, что после ухода Блаттера мундиаль перенесут в более подходящее место.

Кто же эти противники? Вообще-то практически все, кто не получает катарских денег, – ехать в эту замечательную страну, чтобы играть там в футбол, мало кто хочет. Но реально заинтересованных сил три. Во-первых, это ведущие европейские чемпионаты, рискующие потерять уйму денег из-за проведения мундиаля в декабре. Во-вторых, спонсоры ФИФА, которым также грозят серьезные убытки из-за неудачного места проведения. И

в-третьих, а скорее, во-первых, одна скромная страна, которая была главным конкурентом Катара и еще надеется перехватить у него роль хозяйки. Эта страна называется США, причем перспективы у нее прекрасные: чуждый американцам соккер переживает в Штатах небывалый подъем и теснит даже старый добрый местный футбол (у нас его принято называть американским), собирая полные стадионы и давая отличные телерейтинги. Понятно, что и для любого спонсора в этой ситуации перенос чемпионата из Катара в США жизненно необходим.

На данный момент обозначилась пауза. На фоне швейцарского расследования комитет по этике ФИФА (независимый, кстати) отстранил на 90 дней от любой футбольной деятельности Блаттера, Платини, а также генсека организации Жерома Вальке. Для Блаттера и Вальке это не слишком большая проблема (все равно скоро в отставку), а вот у Платини оказались под угрозой выборы. Француз, конечно, подал апелляцию, однако не далее как в понедельник она была отклонена. Как ему вести предвыборную кампанию и сможет ли он вообще принять участие в выборах – непонятно. Впрочем, даже если юридическая возможность останется, бороться за победу Платини будет почти невозможно, если он не успеет полностью очистить свое имя от подозрений. Ведь любому ясно: на данный момент ФИФА нуждается в кристально чистом кандидате.

В двусмысленной ситуации оказалась и УЕФА. В итоге европейцы приняли соломоново решение: с одной стороны, заявили о полной поддержке Платини, а с другой – выдвинули-таки и резервного кандидата — генерального секретаря УЕФА Джанни Инфантино, которого по крайней мере пока ни на чем сомнительном не поймали. Слово «пока» здесь ключевое – у каждого может найтись скелет в шкафу. Сейчас в воронку расследования затянуло еще двух уважаемых людей – Франца Беккенбауэра и Анхеля Мария Вильяра. Основной вопрос к ним тот же – выборы Катара. Кстати, глава испанского футбола Вильяр еще и возглавляет комитет ФИФА по подготовке к ЧМ-2018 в России.

Нашему турниру вроде бы ничто не угрожает. Во-первых, о фактах подкупа ответственных чиновников российской стороной даже в британской прессе почти не пишут. Во-вторых, англичанам с испанцами, претендовавшим на ЧМ-2018, останется слишком мало времени на подготовку. Наконец, в-третьих, наш мундиаль со своими традиционными сроками проведения никак не помешает европейским чемпионатам и вполне устроит спонсоров, которые, наоборот, могут понести потери в случае внезапного переноса. Вот только эти самые спонсоры, прежде в очередь стоявшие, чтобы поучаствовать в организации мундиаля, с каждым новым разоблачением отворачиваются от футбола, а значит, организатор ближайшего первенства рискует потерять солидные деньги. Точнее, он будет вынужден своими силами оплачивать то, на что прежде шли средства спонсоров. Так что для нас жизненно важно, чтобы нынешняя борьба как можно скорее закончилась, вновь избранный 26 февраля президент пользовался общим доверием и мог сразу заняться возвращением партнеров ФИФА. И неважно, как он лично при этом относится к России – в любом случае в его интересах будет провести ЧМ-2018 как можно лучше и выгоднее. А турнир из Катара пусть переносит – нам от этого ни холодно, ни тем более жарко.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 202 (5575) от 28.10.2015.


Комментарии