Волшебник из трамвая №13. Хоккеист Павел Дацюк введён в Зал славы НХЛ
В этой памятной галерее он десятый представитель советско-российского хоккея и второй, кто играл за петербургский СКА.
ФОТО Андрея САМСОНОВА/ТАСС
Первопроходцем в Зале славы НХЛ от нашей страны в 1989 году был, напомним, Владислав Третьяк, никогда за океаном не игравший. Это была дань уважения лучшей хоккейной лиги мира его вратарскому гению. А первым, имевшим отношение к СКА, в 2019 году стал Сергей Зубов — легенда «Рейнджерс» и «Далласа». Свою карьеру хоккеист завершал в Петербурге, когда здоровья не стало хватать на НХЛ. То же самое позже случилось с Дацюком, который обратился к боссам «Детройта» с просьбой отпустить его, несмотря на действующий контракт. Нападающему, сделавшему за 14 сезонов для клуба очень многое, они пошли на встречу. Так начался трехлетний роман Дацюка со СКА.
— Выступая в НХЛ, мне всякий раз приходилось надолго уезжать из дома. А становясь старше, тебе хочется домой, домой, домой. Это одна из причин моего отъезда из НХЛ, — вспоминает Дацюк. — Другая причина — моя старшая дочь. Большую часть времени она находилась в России, а я был в Америке. Мне хотелось видеть ее чаще.
Павел в первый же сезон добавил в жизнь СКА чемпионские традиции. Сезон-2016/17 команда завершила с Кубком Гагарина. Сам Дацюк, выбранный ее капитаном, наблюдал, правда, за решающими матчами со стороны из‑за травмы в серии второго раунда плей-офф с московским «Динамо». Функции капитана перешли к Илье Ковальчуку, а Дацюк стал ее ментором.
Дацюку на тот момент было 38. Через год он войдет в историю как самый возрастной олимпийский чемпион по хоккею (39 лет 7 месяцев 5 дней). Взяв золото Пхенчхана, Павел стал (и по сей день остается) единственным хоккеистом, выигрывавшим Кубок Стэнли (дважды), Кубок Гагарина, чемпионат мира (2012) и Олимпийские игры. Тогда же он попал в число тридцати членов «Тройного золотого клуба», куда входят триумфаторы олимпиад, ЧМ и Кубка Стэнли. Однако уже через полгода родилась крылатая фраза Дацюка: «Я — капитан команды «Ротация»…
На третий год игры в Петербурге Дацюк перестал быть неприкосновенным в команде. СКА порой заявлял свою 40‑летнюю легенду в третьем звене, а иногда и вовсе оставлял в запасе. Возраст, понятное дело, не добавлял ему скорости и резкости, однако 13‑й номер и статистику имел добротную, и в оборону летел первым. Не менее удивительным было и лишение Дацюка капитанской нашивки. Сам Павел на такой поворот в своей карьере реагировал со свойственной ему иронией:
— В СКА много достойных игроков на позицию капитана. Я такой же солдат, только чуть опытнее. У нас же ротация — не я один матчи пропускаю. Я попал в клуб «Ротация», стал капитаном команды «Ротация». Меня это не напрягает. Меня уже давно ничего не напрягает. Охота только в хоккей играть, получать от этого удовольствие, а не бороться с мельницами.
Тот сезон стал для Дацюка лучшим в СКА по цифрам. Он стал третьим бомбардиром команды, в 54 матчах набрав 42 (12+30) очка. Еще семь добавил в плей-офф, но СКА выбыл после седьмого матча полуфинала, уступив ЦСКА, и дороги Дацюка и клуба разошлись. В 41 год Павел понимал, что в большом хоккее ему осталось недолго, а завершить карьеру он обещал землякам в родном Екатеринбурге.
Главный Волшебник, как его называли в НХЛ, мирового хоккея родился на Урале в простой семье. Отец — автомеханик, мать — заведующая столовой на военном заводе. Ее Паша потерял рано, в 15 лет, — рак диагностировали уже на последней стадии. Отца не стало в 2005‑м, в год, когда Павел стал чемпионом России.
— Хочу обратиться к моим родителям, которых, к сожалению, нет с нами, — сказал Павел на недавней церемонии в свою честь. — Вы — моя основа. Вы привили мне ценности упорного труда и самопожертвования. С ранних утренних тренировок до долгих поездок — вы всегда были со мной. Мама, папа, сестра — спасибо за вашу любовь и веру в меня, даже когда я ошибался. Вы всегда живете в моем сердце.
Именно отец подтолкнул Павла к занятиям хоккеем. Под руководством Дацюка-старшего он вышел на лед Старой Сортировки, «спального» микрорайона Свердловска, где жила семья.
В свердловской школе «Юность» Паша оказался в восемь лет. Его первый тренер Валерий Голоухов сделает немало на старте звездной карьеры. В 13 лет он устроит Дацюка в спортивный интернат с четырехразовым питанием — для небогатой семьи это было немаловажно. Тренировался и питался Павел в интернате, а ночевал дома. Как следствие, ранние подъемы с долгим ожиданием забитого до отказа 13‑го трамвая — отсюда и легендарный номер, считающийся в спорте несчастливым. А еще Голоухов познакомит Дацюка с Владимиром Крикуновым, который, по сути, спасет карьеру начинающего хоккеиста екатеринбургской «Динамо-Энергии», когда тот порвет крестообразные связки.
Денег на лечение в дорогостоящих клиниках не было ни у скромного уральского клуба, ни тем более у самого игрока, а операцию в Екатеринбурге сделали так, что колено вообще толком не двигалось. Крикунов, прежде возглавлявший «Динамо-Энергию», к тому времени уже тренировал в Казани и каким‑то чудом уговорил руководство «Ак Барса» выкупить травмированного форварда за 100 тыс. долларов. После чего запущенными связками Дацюка начал заниматься целый медицинский институт.
— Впервые увидев Пашу, моя жена спросила: «Что за инвалид приехал?» — вспоминал с улыбкой тренер «Ак Барса» тех лет Сергей Абрамов. — Мало того что он прихрамывал, нога после травмы у него вообще не сгибалась.
Да и вообще внешне в те годы Дацюк выглядел не слишком презентабельно. Когда, например, слух об уральском самородке дошел до ЦСКА и была устроена аудиенция у полковника, курировавшего команду, хоккеист прибыл на нее, как это полагалось в армейском клубе, в военной форме. Вот только на его худющем теле она смотрелась так комично, что Дацюку вместе с сопровождавшим его Игорем Тузиком, одним из тренеров ЦСКА, пришлось срочно ретироваться.
— Что это за чучело огородное?! Пошли вон! — кричал высокопоставленный офицер.
Попытки переубедить полковника успехом не увенчались.
— Меня Паша при знакомстве тоже удивил своим внешним видом, он был в какой‑то рваной майке, — вспоминает Владимир Крикунов. — Дацюка мне посоветовал его тренер из свердловского СКА. И как только Паша начал играть в футбол, я сразу понял, насколько он одарен — невероятно хорошо чувствовал дистанцию. А когда увидел его на льду, вообще глазам своим не поверил: парень умел все. Стало ясно — неординарный хоккеист растет.
Крикунов в результате стал не только тренером Дацюка, но и его крестным.
— Хочу поблагодарить всех тренеров, формировавших мою карьеру, — говорил Дацюк на церемонии в Зале славы НХЛ. — Валерия Голоухова, Владимира Крикунова, Скотти Боумэна, Майка Бэбкока и их ассистентов. Вы научили меня не только дисциплине и игровым навыкам, но и ценностям лидерства, стойкости, командного единства. Каждый из вас сыграл ключевую роль в моем развитии как игрока и личности. Оказаться в Зале хоккейной славы — огромная честь, о которой я даже не мог мечтать. Этот момент принадлежит не только мне, я хочу разделить его со всеми. Хоккей — командный спорт, без своих партнеров по команде я бы здесь не стоял. Стив Айзерман, Хенрик Зеттерберг, Никлас Лидстрем, Бретт Халл, Крис Челиос, Сергей Федоров, Томас Хольмстрем, Брендан Шенахан, Крис Дрэйпер, Илья Ковальчук, Евгений Малкин, Александр Овечкин, спасибо вам большое! А Игорю Ларионову — особая благодарность.
Для тех, кто не в курсе, — Ларионов, некогда партнер Дацюка, сегодня входит в выборный комитет Зала славы НХЛ.
— Паша — трудолюбивый парень, — говорит о нем прославленный в прошлом хоккеист, в коллекции игровых трофеев которого нет только Кубка Гагарина. — В нашем первом совместном сезоне за «Детройт», который мы завершили выигрышем Кубка Стэнли, Дацюк всегда был рядом: на выездах, играх, в раздевалке, в зале — везде. И делал чуть больше, чем я, что вполне объяснимо: мне был 41 год, а ему — 23. Я быстро понял, что это неординарный парень и экстраординарный игрок. Его непредсказуемость давала игре изюминку, которая нравилась болельщикам по обе стороны океана. Вложенный им в себя труд окупился. Дацюк получил большое вознаграждение от хоккея. Сперва он был окружен великими игроками великой команды, затем сам обрел этот статус.
Точку в своей неординарной, как и он сам, карьере Дацюк поставил в 2021 году. Причем его игровые кондиции были в порядке. В 42 года он был третьим бомбардиром «Автомобилиста», но многочисленные болячки дали понять, что хватит…
Дацюк продолжил работать в системе «Автомобилиста». Из многочисленных должностей на выбор он предпочел скромную, но ту, о которой думал еще игроком. Павел занимается развитием юных хоккеистов от 16 до 20 лет, надеясь передать им частичку своего фирменного хоккейного волшебства.
Все советские и российские хоккеисты в Зале славы НХЛ
Читайте также:
Спектакль с пустыми воротами. В Петербурге состоялся хоккейный матч СКА против «Торпедо»
Улетел к «ястребам». Хоккеист СКА Никита Серебряков перешёл в омский «Авангард»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 224 (7800) от 27.11.2024 под заголовком «Волшебник из трамвая №13».
Комментарии