Властимил Петржела: «Зенит» остался в моем сердце навсегда»

Следующий матч у «Зенита» в четверг в рамках группового этапа Лиги Европы с пражской «Славией». Чем не повод пообщаться с человеком, имеющим отношение к обеим командам? 65-летний Властимил Петржела, отвечая на вопросы нашего корреспондента Павла Алексеева, еще раз попрактиковался в знании русского языка. Возможно, пригодится...

Властимил Петржела: «Зенит» остался в моем сердце навсегда» | ФОТО Виталия БЕЛОУСОВА/ТАСС

ФОТО Виталия БЕЛОУСОВА/ТАСС

- Властимил, не так давно вы побывали в России после большого перерыва...

- Был в Москве, жил на окраине, центр не видел, но мне понравилось, у вас все спокойно, хорошо. А люди просто фантастические! Представляете, столько лет уже не работаю в России, а подходили болельщики и просили сделать селфи. Многие политики в Чехии плохо о вашей стране говорят, меня это порой бесит. «Что вы знаете о России, вы были там? - задаю вопрос. - Это я знаю Россию, менталитет русских!» Сейчас отношения не очень хорошие. Много бизнеса российского из Чехии уходит.

- В Петербург случайно не собираетесь?

- Надеюсь, в октябре прилечу, пригласили на спортивный бизнес-форум. Одиннадцать лет не был, хочу Питер посмотреть - люблю этот город. У меня много друзей осталось, мы давно не виделись.

- Жаль, что не успеете на игру Лиги Европы, в которой встретятся две ваши бывшие команды...

- Причем в «Зените» и в пражской «Славии» я работал дольше всего. В «Славии» еще поиграть успел. И сейчас контактирую с руководителями пражской команды, у нас хорошие отношения.

- По этой причине не рискну спросить, за кого будете болеть. Но фаворита матча хотя бы назовете?

- Обе команды выглядят прилично, лидируют в своих чемпионатах. И все-таки для меня фаворит - Питер. Посмотрел я несколько матчей «Зенита», он играет в хороший футбол. В такой же играла и моя команда - быстро, в одно касание...

- Сергея Семака в чемпионате России помните?

- Он, кажется, в ЦСКА играл? Прекрасный был игрок. Я сейчас на его стороне. Он будет давать шанс русским в «Зените». Первый год работы очень тяжелый. Нельзя ошибаться.

- В августе видел оба матча «Славии» с киевским «Динамо» в квалификации Лиги чемпионов. Показалось, что пражская команда с ее гренадерами пыталась просто затоптать соперника?

- У них мощные ребята играют. «Зениту» предстоит серьезно побороться на «втором этаже», меньше фолить возле штрафной, каждый стандарт у «Славии» - угроза. Впрочем, у «Зенита» будет поддержка 50 тысяч болельщиков. И пражанам тоже предстоит выдержать давление. Эх, жаль моей команде не посчастливилось сыграть на этом стадионе! Обязательно в Питере посмотрю новую арену.

- Благодаря китайской энергетической компании «Славия» - самый богатый клуб Чехии?

- Я бы так не сказал. Со «Спартой» у них примерно одинаковые финансовые возможности. Есть еще «Виктория Пльзень», которая недавно с ЦСКА играла. Но по качеству футбола «Славия» первая.

- Капитан Йозеф Гушбауэр - главная звезда «Славии»?

- Он играл у меня сразу в двух командах - в «Виктории Жижков» и «Банике», но я его часто оставлял на скамейке.

- Это почему же?

- Играет на третьей скорости. Неплохой игрок, умный мальчишка, стандартные положения хорошо исполняет, но все в одном темпе. В быстрый европейский футбол он играть не может.

- Гушбауэр никого не напоминает из «Зенита» ваших времен? Владислава Радимова, например?

- Ну что вы! Таких игроков, как Радимов, Кержаков или Аршавин, в Чехии просто нет.

- Зато прошлый сезон в «Славии» отыграл экс-капитан «Зенита» Мигель Данни. Почему его не оставили в команде?

- Он уже не тот Данни, каким вы запомнили его в Питере. В «Славии» на него тяжело было смотреть. Только тормозил игру, так что правильно его отправили в Португалию. Клуб пытался покупать игроков с именем, там еще Руслан Ротань играл с Украины - тоже возрастной, он в середине чемпионата ушел в Киев. В нынешнем сезоне в «Славии» больше чешских игроков, чем легионеров. По местным меркам, им платят очень большие зарплаты.

- Конкретнее?

- Примерно 200 тысяч евро за месяц плюс премиальные. Я в это не вникаю. Меня деньги в футболе никогда не интересовали.

- 15 лет назад «Зенит» впервые завоевал серебряные медали в России. Это был грандиозный успех для того времени! Часто вспоминаете те времена?

- Не без этого. Хорошая команда, я был уверен в ребятах. Думаю, и сам что-то сделал для российского футбола. Поначалу руководство настораживала моя тактика, я ведь состав в последний момент определял, никто не знал - даже мои помощники. Но потом меня спокойно стали воспринимать, никто не вмешивался первые три года в мою работу. Главное - давал результат и радовал болельщиков. Случались, правда, проблемы с бригадой спонсоров «Зенита», я не хотел, чтобы они летали в самолете с командой и распивали там водку. Бился с ними постоянно. Игроки в полете восстанавливаются, а какой тут отдых.

- Вспоминаю, как вы лично приезжали на улицу Верности в школу «Смена», знакомились с футболистами, доверяли молодым питерским игрокам. А вот после вашего ухода в «Зените» не закрепился, по сути, ни один из местных воспитанников, хотя академия работает, клуб вкладывает в ее развитие огромные средства. Парадокс?

- А что здесь удивительного? Пришли дорогие тренеры, под которых начали покупать дорогих игроков. Я хотел, чтобы играли питерские ребята. Поэтому у меня случились разногласия, когда в «Зенит» пришел «Газпром». Я не был согласен со спортивным директором Константином Сарсанией, что надо покупать игроков, платить огромные деньги, в том числе и агентам. Покупали, покупали и пришли к тому, что питерских не осталось. При мне в сборной России играло полсостава питерцев. Виталий Мутко предлагал мне даже возглавить вашу сборную.

- И почему же отказались?

- Это было в 2005 году. Давид Трактовенко сказал, что совместительства не будет. Я выбрал свой любимый «Зенит». Эта команда навсегда в моем сердце.

- Расскажите о себе. Как построен ваш день? Чем вы занимаетесь?

- В настоящее время... отдыхаю. На своей даче. Внуки же у меня... Они такие красивые. Ну и на футбол езжу по всей стране, смотрю игры, консультирую хозяев команд. Но я для себя решил - хочу продолжить тренерскую работу за границей.

- Предложения?

- Китай, Америка... Но не хочу туда ехать. Конечно, из России предложения рассматривал. Контакты были. Мне нужно разговаривать на одном языке с игроками. Это помощь в работе. Я же психолог...

- Ваши последователи - Адвокаат, Спаллетти, Виллаш-Боаш, Манчини - не только не говорили на языке страны, в которой работали, но даже не пытались его учить...

- Я их не понимаю. Это неправильно. Знаешь язык - у тебя будут теплее отношения в этой стране.

- Вы готовите к публикации уже вторую книгу. Во времена СССР могли бы смело регистрироваться в союзе писателей. Расскажите о ней?

- Там вся правда о моей жизни. От самого рождения. Обо всех командах, где играл и тренировал. Я писал правду о себе в первую очередь, не на заказ. Знаете, что меня разозлило? Некоторые ребята, игравшие вместе со мной, тоже выпустили книги, и там они такие белые и пуши... Как это у вас говорят по-русски?

- Пушистые?

- Точно-точно! Но я же знаю, что это далеко не так.

- Андрей Аршавин до сих пор играет. Он режимил?

- Он творил чудеса. Держал себя в форме. А еще Аршавин любил хороший контракт, следил, чтобы ни у кого не было больше. Но я все равно люблю этого мальчишку (смеется).

#футбол #Зенит #матч #тренер

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 182 (6291) от 02.10.2018 под заголовком «Властимил Петржела: «Зенит» остался в моем сердце навсегда».


Комментарии