В снукер играют головой

В Петербурге завершился чемпионат мира по снукеру среди игроков до 18 лет. В России этот, пожалуй, самый сложный вид бильярда не очень распространен, что и отразилось на результатах – наши лучшие юниоры выбыли уже в 1/16 финала. Зато у девушек 17-летняя петербурженка Анастасия Сингуринди завоевала «серебро».

В снукер играют головой |

Турнир проходил в развлекательном комплексе Maza Park на улице Хошимина. Бильярдная зона занимает весь первый этаж, и набор столов довольно четко отражает популярность видов: 54 стола для американского пула, 16 – для русского бильярда и только 8 – для снукера. Все восемь, разумеется, потребовались для проведения турнира, при этом на остальных столах обычные посетители продолжали спокойно гонять шары и даже не подозревали, что рядом с ними участники первенства мира.

Организованы соревнования, однако, были серьезно. Участники одеты строго по форме (рубашка с застегнутыми на запястье длинными рукавами, жилет, галстук-бабочка, классические темного цвета брюки, классические туфли). Игровое пространство отгорожено специальными барьерами, над каждым столом электронное табло и таблички с именами участников. Все ради публики, но посторонних зрителей почти нет – за игрой следят в основном уже отыгравшие участники, тренеры и родители. Зрелище, надо признать, на любителя. Тем, кто любит погонять шары в «американке» или пуле, игра наверняка показалась бы ужасно медленной и недостаточно азартной, поскольку шары можно забивать лишь в определенном порядке (красный – цветной – красный – цветной), ситуации для комфортного результативного удара возникают довольно редко.

Впрочем, трансляции снукера на «Евроспорте» выглядят иначе. Там в порядке вещей длинные брейки по сотне очков, когда кто-то из мастеров выполняет один сложный удар за другим, и сопернику остается надеяться лишь на случайную ошибку. Юниорский снукер, особенно женский, – совсем другая история. Если на высшем уровне партия в среднем длится 15 – 20 минут, то у девушек уходило по часу.

Вот, например, четвертьфинал чемпионата мира между Яной Завгородней из Тюмени и петербурженкой Анастасией Сингуринди. Серий больше двух-трех шаров почти не было, а счет зачастую рос не за счет попаданий, а благодаря штрафам. Особенно показательным вышел первый фрейм, когда Яна пять раз подряд не могла исполнить правильный удар. То есть не могла не то что в лузу попасть, а хотя бы просто в правильный шар!

За происходящим без энтузиазма наблюдал пожилой мужчина – тюменский тренер Анатолий Зубрицкий.

– Дело не в технике – все проблемы в голове, – объяснил он мне. – Этот шар по-другому надо было играть, от другого борта. С мышлением у нас вообще беда, эта наша школа с ЕГЭ, вообще не умеют мыслить! Первые полтора года мне учеников приходится просто учить думать. Потом еще полтора года – анализировать.

Понятно, что тренер говорит на эмоциях – его подопечная проигрывает партию. Однако виной тому не только «неумение анализировать», но и мастерство соперницы. Настя ловко поставила так называемый снукер – то есть завела биток за неприцельные шары так, что нанести удар можно было только от борта, да и то с трудом.

– Мне в игре больше всего нравятся именно ставить снукеры, – признается Настя. – Запрятать шар по-настоящему хорошо доставляет мне больше удовольствия, чем самый сложный удар. Наверное, поэтому я и перешла полтора года назад из пула в снукер. Он сложнее, тоньше, интереснее.

Несмотря на небольшой стаж, Сингуринди уже одна из сильнейших снукеристок страны и даже играла во взрослом чемпионате мира. А ее режим вполне можно назвать профессиональным.

– Я учусь в «лесопилке», в Лесотехническом университете. Но у меня вольное посещение, спортивный график. Тренируюсь там же, в университете, и довольно часто, у меня свой стол есть, персональный. Сюда приходит мой тренер Андрей Вилль, бывает, работаю одна. Ставлю, например, упражнение «лайн-ап» – и семь часов подряд его выполняю. Что до выездов на турниры, то здесь никаких проблем нет – нам все расходы оплачивает федерация бильярдного спорта. У нас в спонсорах «Газпром», так что все хорошо.

Одолев Яну Завгороднюю со счетом 3:1, Сингуринди сошлась с еще одной соотечественницей Светланой Левиной. Этот поединок в плане интриги стал украшением турнира. Настя оказалась на грани поражения, уступив два первых фрейма, однако затем переломила ход борьбы и одержала труднейшую победу – 3:2. Вот только сил на финал уже не осталось, да и уровень соперницы оказался повыше – более опытная белоруска Яна Шут уверенно победила со счетом 3:0. Шут в этом году играла в четвертьфинале женского чемпионата Европы среди взрослых и в Петербурге считалась главным фаворитом.

Уверенному превосходству представителей СНГ у девушек большого значения придавать не стоит – турнир хоть и называется чемпионатом мира, собрал отнюдь не сильнейший состав. Впрочем, и преуменьшать уровень российского женского снукера не стоит. Например, пермячки Анастасия Нечаева и Дарья Сиротина в этом году уже в четвертый раз подряд выиграли командный чемпионат Европы. Думается, соперницы по петербургскому финалу очень скоро тоже обзаведутся победами на взрослом уровне.

Уровень мужского снукера в России более скромный, да и состав чемпионата мира здесь был посерьезнее – 777 юношей из 18 стран. Правда, и здесь доехали не все (к примеру, традиционно грозных британцев не было), но все равно уровень оказался вполне серьезный. В итоге наша главная надежда чемпион России среди взрослых 16-летний петербуржец Иван Коковский выбыл еще в 1/16 финала, уступив индонезийцу Кавья Бхарату – 0:3. В решающем же поединке сошлись два представителя Гонконга – Ка Вай Чонг в ярком поединке победил Минг Тунг Чана со счетом 5:2.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 191 (5564) от 13.10.2015.


Комментарии