В доходы можно только верить

В Константиновском дворце прошло пятое по счету заседание совета оргкомитета «Россия-2018» при участии ФИФА. Посвящено оно было предварительной жеребьевке чемпионата мира, которая пройдет в Петербурге (и тоже в Константиновском) 25 июля.

В доходы можно только верить | Источник: scandaly.ru

Источник: scandaly.ru

В церемонии впервые примут участие все 209 национальных ассоциаций, входящих в состав ФИФА. Принять такую прорву народа, да еще с сотнями журналистов – и то серьезная проблема. Впрочем, Константиновскому, он же Дворец конгрессов, к масштабным мероприятиям не привыкать. Да и организацией мероприятия занимаются серьезные люди – генеральный секретарь ФИФА Жером Вальке, министр спорта Виталий Мутко, генеральный директор оргкомитета «Россия-2018» Алексей Сорокин, которые подвели промежуточные итоги для прессы.

Но Мутко, понятно, расспрашивали и о другом. Прежде всего о строительстве арен.

– В целом все вопросы решены, прошлый год стал ключевым, – считает министр. – Четыре стадиона, на которых пройдет Кубок конфедераций-2017 (Москва, Петербург, Сочи и Казань), должны быть готовы к маю 2016 года. По ним полная уверенность есть, никаких сомнений. У остальных примерный срок сдачи в эксплуатацию где-то октябрь 2017-го. По пяти стадионам вопросов нет, подписаны все контракты, установлены графики, оплачены авансы... Где-то есть определенные отставания, но подрядчики там серьезные.

Основные вопросы по двум городам – Екатеринбургу и Калининграду, и они находятся под пристальным вниманием ФИФА – там, напомню, уменьшена вместимость до 35 тысяч. По Екатеринбургу сейчас серьезных проблем уже нет, сообщил Мутко, и в апреле-мае ждут заключения главгосэкспертизы, после чего начнется строительство. Со стадионом в Калининграде была объективная задержка, но сейчас все вопросы решены и подписан госконтракт. Времени осталось мало, но уменьшение вместимости позволяет уложиться в сроки.

Интересовал, конечно, кризисный вопрос: как организаторы выкручиваются в ситуации резкого падения рубля и, соответственно, роста цен. Сокращают издержки или просят больше денег от государства? Судя по всему, Мутко этот вопрос тоже волнует.

– Правительство очень серьезно работает над этим. Первым делом рассматриваем импортозамещение. Там, где это невозможно, рассматривается обнуление пошлин по товарам, необходимым для строительства арен чемпионата мира. Кроме того, мы провели работу с компаниями, которые занимаются поставками металла и бетона, чтобы они зафиксировали цены. Провели работу и с заказчиками по оптимизации сметы – разумеется, при условии соблюдения требований

ФИФА. Наконец, мы вносим предоплату – 30, а где-то и 50 процентов, что гарантирует выполнение контракта за установленную цену. Однако свое слово должно сказать и Минэкономразвития. Напомню, что по любому строительству есть такое понятие, как индекс дефлятора. Цены объективно растут, любая стройка в номинальном выражении обходится в большую сумму, чем предполагалось, но это неправильно называть удорожанием строительства.

В общем, работают по всем фронтам. А вот на вопрос о возможной прибыли четкого ответа получить не удалось. И Мутко, и Сорокин долго перечисляли будущие преимущества, но вот оценить их в количественном выражении не решились.

– К этому нельзя подходить, как к простому бизнесу: купил, продал, но уже дороже, – считает Сорокин. – Чемпионат мира не относится к классическим бизнес-моделям. Скорее можно говорить о долгосрочных выгодах: рабочие места, инфраструктура, улучшение имиджа, инвестиционного микроклимата. Мы много общались со специалистами и пришли к выводу, что точно посчитать этот эффект очень сложно, есть много разных моделей, считать можно по-разному. Если говорить про 2018 год, то никакого эффекта мы не увидим, если возьмем 2020-й, то уже что-то увидим, а 2025-й – увидим точно. Нужно просто поверить в чемпионат мира и в то, что он принесет пользу.

Словом, почти как у Тютчева. Умом ЧМ наш не понять, аршином общим не измерить. Впрочем, с гендиректором оргкомитета «Россия-2018» можно согласиться, опираясь на опыт других стран. В отличие от Олимпиад, разорительных для организаторов, крупные футбольные турниры обычно приносят прибыль не только ФИФА, но и принимающей стороне.

– Основная причина этого в структуре строительства: если Игры проходят в одном городе и вынуждают строить уйму сооружений, которые этому городу не очень нужны, то к мундиалю нужно возводить только стадионы и базы, которые затем будут полностью востребованы, а также инфраструктуру, и без того необходимую. Даже в Бразилии, где были очень сильны протесты против огромных расходов на мундиаль, сейчас заметили серьезные финансовые выгоды от прошедшего турнира.

Что до Жерома Вальке, то опытный функционер постарался не сказать ничего, и это ему блестяще удалось. Впрочем, пару деталей можно выделить: ФИФА не особенно беспокоит политическая ситуация (там уверены, что даже при сохранении напряженности болельщики со всего мира на футбольный праздник в Россию приедут) и не смущают долги РФС. «Мы уверены, что Мутко решит все вопросы, связанные с футболом», – заметил по этому поводу Вальке. Фамилию Толстых при этом генсек даже не упомянул. Получается, на возможное вмешательство государства в дела РФС в ФИФА смотрят сквозь пальцы, так что и здесь у Виталия Леонтьевича полный карт-бланш.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 030 (5403) от 20.02.2015.


Комментарии