В союзе с футболом. Андрей Кондрашов — об игре в российских клубах

Сейчас в это верится с трудом, но не так уж и давно, в конце прошлого века, футбольные фанаты в Петербурге не то чтобы заждались больших побед любимого клуба — не очень‑то в них верили. Тем приятнее был феерический успех в Кубке России 1999 года. С победой 3:1 в драматичном по сюжету финале в «Лужниках» над московским «Динамо». Одним из ключевых игроков того «Зенита» был защитник Андрей КОНДРАШОВ.

В союзе с футболом. Андрей Кондрашов — об игре в российских клубах | Фото Вячеслава ЕВДОКИМОВА/ФК «ЗЕНИТ»

Фото Вячеслава ЕВДОКИМОВА/ФК «ЗЕНИТ»

Помните перипетии того матча, Андрей?

— До мельчайших подробностей. После первого тайма мы проигрывали 0:1, и в раздевалке была в перерыве очень напряженная атмо­сфера. Главный тренер Анатолий Давыдов, по‑моему, даже ничего и не говорил — мы сами все понимали и друг друга «мотивировали».

Неплохо у вас получилось — два гола Александра Панова и еще один Романа Максимюка! Победа в Кубке 1999 года — миг удачи для всех?

— Конечно! Тем более что в чемпионате мы шли где‑то месте на восьмом — десятом. Но желание выиграть какой‑нибудь титул было огромным. И город ждал от нас чуда. Мне потом рассказывали, что в Петербурге в перерыве телетрансляции все выскочили на балконы курить. Но как только раздался свисток на второй тайм, балконы мгновенно опустели.

По возвращении из Москвы был проезд с кубком по Невскому, праздник на Дворцовой…

— Да, это было очень круто. День получился потрясающий, таких ощущений больше и не будет. Тебя везут на открытом автобусе по Невскому, и ты в толпе высмат­риваешь родственников, друзей, просто знакомых. Казалось, весь город пришел нас поздравить. А со сцены на Дворцовой мы должны были выбивать мячи собравшимся болельщикам. Надо мной еще кто‑то подшутил: «Смотри, только столп не сбей Александрийский!». Но потом вдруг резко эту акцию отменили. Якобы незадолго до этого в Белоруссии на концерте группы «Манго-Манго» давка случилась, погибли люди. Вот организаторы и побоялись, мячи у нас прямо из рук повырывали.

Следующий, 2000-й, год стал для вас последним в «Зените».

— Да. И поехал я играть в «Уралан». Хорошая команда, задачи высокие. Мы вышли в высшую лигу. Но климатические условия были совсем не для меня — очень жарко в Элисте. Тренировки проходили в восемь-девять вечера — днем температура была плюс сорок, а случалось доходила до шестидесяти. Да если в тенечке постоишь — будто в сауне побывал.

И как спасались от такой жары?

— Жили мы в шахматном городке Кирсана Илюмжинова. В коттеджах. Покупали детские надув­ные бассейны, наливали прохладной воды и большую часть времени проводили в них. Кондиционеров еще не было — только на следующий год поставили. После «Уралана» вернулся в Питер. Но не в «Зенит», а в «Динамо». Затем были «Балтика» и «Химки». С «Химками» тоже вышли в премьер-лигу. С Владимиром Казаченком. Тогда мне уже 35 лет стукнуло.

Тяжело было играть в таком возрасте?

— Там вообще все опытные были: Рома Березовский в воротах. Андрей Тихонов, Владимир Бесчастных. После «Химок» обратно в Питер, в «Петротрест-Динамо»: попросили годик еще помочь.

Помимо «Зенита» вы играли во многих других городских ­командах города. Чувствовалось, что они второсортные какие‑то?

— Было такое, конечно. Обидно слышать «Один город — одна ­команда!». Бред полный! В таком городе, как Петербург, должно быть несколько футбольных ­команд. Но пока ни у кого не получается. А «Динамо», когда я там играл, просто не дали подняться, хотя по игре команда была готова к повышению в классе…

Вам довелось общаться со многими известными тренерами, кого готовы отметить в первую очередь?

— Прежде всего Льва Дмит­риевича Бурчалкина. Мне было лет 16 – 17, когда он меня заметил и пригласил на тренировку дубля. Вы представляете, тренеры «Зенита» просматривали игры чемпионата города. У Леонида Ивановича Ткаченко многому научился, когда еще играл в «Балтике», и позже, когда помогал ему уже как тренер.

А Морозов, Садырин, Бышовец?

— Про Морозова ничего не буду говорить. Не заладилось у нас. Едва ли не с первой тренировки на сборах в Португалии выгнал меня чуть ли не матом. В защиту Павла Федоровича в свое время я письмо подписал, он мне тоже многое дал как футболисту. Анатолий Федорович очень хороший психолог. Мы понимали друг друга, и я постоянно играл в составе. Правда, помню, перед матчем с новороссийским «Черноморцем» он вызвал меня и сказал, что играть не буду. У соперника нападающий был Манук Какосьян. Ростом, наверное, полтора метра. Бышовец и говорит: «Какосьян техничный и быстрый, тебе с ним будет тяжело». Эти объяснения я принял и понял. С маленькими игроками при моем‑то росте вообще было непросто. На тренировках на базе «Зенита» Анатолий Федорович меня всегда против Александра Панова ставил. Маленького, юркого. Играешь «корпус в корпус», а он попадает тебе по ребрам. Больно. А Бышовец же и в сборную России меня взял.

За нее свой единственный матч в карьере вы провели против Бразилии. Чем запомнилась поездка в Южную Америку?

— В первую очередь болельщиками. На бетонных трибунах стадиона в городе Форталеза было полно народу. Больше 70 тысяч. Играли по нашему времени в пять или шесть часов утра. Прозвучал свисток, и они как затопали! Шум стоял ужасный. Мы приехали уставшими: летели 12 часов на самолете, а потом еще три часа на автобусе добирались. Жара стояла, как в сауне, да еще поле оригинальное, трава — сантиметров десять и мягкая.

Это почему такая?

— Нам объяснили: если коротко стричь — сгорит на солнце. Мы для интереса ударили вверх мяч метров на тридцать, а он, приземлившись, едва отскочил от земли. Удивило и то, что бразильцы играют приспущенными мячами. Может, поэтому он у них в ногах так и держится. Но это все нюансы. Ривалдо наших тогда здорово накручивал. Мне тоже досталось — от Амарозо и Элбера, уже где только не поигравших к тому времени. Техничные, хитрые ребята. Бежишь с ними параллельно, а они по тормозам и в другую сторону. Футбол у бразильцев действительно в крови. Едешь на автобусе среди ужасных трущоб, смот­ришь в окно — все дети с мячами играют. А на пляже Копакабана всюду ворота для пляжного футбола и сетки для волейбола.

Позагорать на знаменитом пляже, значит, удалось?

— Не до загара было в такую жару. Но на пляж, конечно, сходили, даже поиграли на песке. Так увлеклись, что, только когда собираться стали, выяснилось — у Сергея Семака пропала барсетка. Непонятно, как успели вытащить, вроде все на наших глазах было. А там и паспорт, и деньги — все. Хорошо хоть воры попались порядочные — паспорт на ресепшн подкинули.

Вас в сборную больше не вызывали?

— Позже еще Романцев на товарищескую игру с Белоруссией пригласил. Сказал: «Играть будут все!». Сидим с Игорем Чугайновым, он говорит: «Не переживай! Все равно нас не выпустят!». Так и получилось. Даже фотография сохранилась, как сидим на скамейке — сын недавно нашел. Потом еще был вызов, но предпочтение Романцев все же отдал Артему Безродному.

Еще до поездки в Бразилию в вашей спортивной жизни были частые длительные перелеты на другой край Земли. Владивосток, где за «Луч» играли, — красивый город?

— Обычный. Разве что на сопках расположен. Красивые места, конечно, тоже есть. Особенно рядом с океаном. Пляж рядом с базой. Правда, база была — курятник. Сейчас, говорят, красиво отстроили. А налетался я по стране действительно немало, в чемпионате Советского Союза таких нагрузок у футболистов не было. Ведь до «Луча» играл еще за калининградскую «Балтику», а это другой конец света, можно сказать.

Говорят, «Луч» специально «задвигали», чтоб он наверх не прошел?

— Мы шли на втором месте и всерьез претендовали на выход в высшую лигу, но мало кому нравилась перспектива летать во Владивосток. На выезде нам и так тяжело было играть после перелетов, а тут еще с первых минут пенальти начали ставить в матчах с прямыми конкурентами.

Знаете, сколько голов забили за карьеру?

— Больше двадцати.

Двадцать шесть. Для защитника совсем неплохо. Какой самый памятный?

— Пожалуй, сочинской «Жемчужине» в 1998 году. На «Петровском» в самом конце первого тайма. С правой ноги у меня всегда был сильный удар, а тут забил левой, хотя она у меня «для ходьбы», как говорят в футболе, была. Мы выиграли 1:0, так что гол победный получился.

С кем из того золотого кубкового состава «Зенита» сейчас общаетесь?

— Больше, конечно, с Костей Лепехиным, Денисом Угаровым, Димой Давыдовым. Еще с Валеркой Цветковым, Борей Горовым, их, правда, в том составе не было. В 2019 году отмечали 20 лет победы в кубке. Даже на поле в перерывах матча «Зенита» выходили — нас поздравляли. Из иногородних, к сожалению, только Сашка Бабий приезжал.

«Зенит» тогда и «Зенит» сейчас. Существенная разница?

— Тогда был другой футбол. Сейчас игроки мастеровитее, на голову выше. А у нас было больше желания. И мы зарабатывали. Выиграешь — будут премиальные. Сегодня игроки об этом не думают — свои деньги они и так получат.

Чем еще заняты?

— Детским футболом. Вместе с друзьями организовали футбольную школу «Союз», я в ней главный тренер. Мне всегда не нравилось, когда детей разделяли на подающих надежды и остальных. Хотя Олег Саленко у нас в «Смене» поначалу ничем от сверстников не отличался. А как‑то за лето так вымахал, что начал всех «топтать» на поле! От детей сейчас очень рано требуют уровня взрослых футболистов, хотя в юном возрасте главное, чего надо добиться, — это координация. Она достигается за счет подвижных игр, ручного мяча, баскетбола.

А своего первого тренера помните?

— Конечно, Алексей Михайлович Колобов очень много со мной работал. Учил, как правильно бить, куда ставить опорную ногу при ударе, куда полетит мяч. При этом мячи были самые обыкновенные, не такие крутые, как сейчас. А мне тренер давал сначала легкий мяч, потом уже потяжелее и покрепче. И по окончании школы «Смена» я уже от своих ворот до штрафной площади соперника добивал. Скамейки в зале переворачивали и играли с ними «в стеночку». Правильно ударил — получишь от него ответный пас и пробьешь по воротам. А сейчас развелось много шарлатанов, которые с трехлетнего возраста обучают футболу. Какой футбол в этом возрасте?! Мы будем учить думать и правильно все делать.

ФУТБОЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРЬ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА

23‑й тур. 1 апреля, пятница. 19.00 «Рубин» — «Химки». 2 апреля, суббота. 14.00 «Крылья Советов» — «Уфа». 14.00 «Арсенал» — «Ахмат». 16.30 «Ростов» — «Нижний Новгород». 19.30 «Локомотив» — «Спартак». 3 апреля, воскресенье. 14.00 «Краснодар» — «Динамо». 16.30 ЦСКА — «Урал». 19.00 «Сочи» — «Зенит».

Перенесенный матч 19‑го тура. 6 апреля, среда. 19.00 «Рос­тов» — «Крылья Советов»

24‑й тур. 9 апреля, суббота. 14.00 «Нижний Новгород» — «Динамо». 14.00 «Химки» — ЦСКА. 16.30 «Рубин» — «Краснодар». 19.30 «Ахмат» — «Зенит». 10 апреля, воскресенье. 12.00 «Урал» — «Крылья Советов». 14.00 «Уфа» — «Сочи». 16.30 «Спартак» — «Арсенал». 19.30 «Ростов» — «Локомотив».

25‑й тур. 15 апреля, пятница. 19.30 «Динамо» — «Ахмат». 16 апреля, суббота. 14.00 «Уфа» — ЦСКА. 16.30 «Зенит» — «Урал». 19.00 «Спартак» — «Рубин». 17 апреля, воскресенье. 14.00 «Арсенал» — «Ростов». 16.30 «Крылья Советов» — «Краснодар». 19.00 «Сочи» — «Локомотив». 19.00 «Нижний Новгород» — «Химки».

Кубок России. 1/4 финала. 19 – 21 апреля. «Алания» — «Зенит», ЦСКА — «Спартак», «Енисей» — «Рубин», «Балтика» — «Динамо».

26‑й тур. 23 апреля, суббота. 14.00 «Урал» — «Уфа». 16.30 «Локомотив» — «Нижний Новгород». 19.00 «Сочи» — «Ахмат». 24 апреля, воскресенье. 14.00 «Химки» — «Крылья Советов». 14.00 «Рубин» — «Арсенал». 16.30 «Ростов» — «Спартак». 19.30 ЦСКА — «Динамо». 25 апреля, понедельник. 19.00 «Краснодар» — «Зенит».

27‑й тур. 30 апреля, суббота. 14.00 «Рубин» — «Сочи». 14.00 «Динамо» — «Урал». 16.30 «Краснодар» — «Ростов». 19.30 «Зенит» — «Локомотив». 1 мая, воскресенье. 14.00 «Спартак» — «Крылья Советов». 16.30 «Химки» — «Уфа». 19.00 «Ахмат» — ЦСКА. 2 мая, понедельник. 19.00 «Арсенал» — «Нижний Новгород».

Перенесенный матч 19‑го тура. 4 мая, среда. 19.00 «Краснодар» — «Локомотив».

28‑й тур. 6 мая, пятница. 18.00 «Крылья Советов» — «Динамо». 7 мая, суббота. 14.00 «Урал» — «Спартак». 16.30 «Зенит» — «Химки». 16.30 «Нижний Новгород» — «Ахмат». 19.00 ЦСКА — «Сочи». 8 мая, воскресенье. 14.00 «Уфа» — «Ростов». 16.30 «Арсенал» — «Краснодар». 19.00 «Локомотив» — «Рубин».

Кубок России. 1/2 финала. 11 – 12 мая.

29‑й тур. 13 мая, пятница. 19.00 «Сочи» — «Нижний Новгород». 14 мая, суббота. 14.00 «Уфа» — «Арсенал». 16.30 «Локомотив» — «Динамо». 16.30 «Ростов» — «Химки». 19.00 «Ахмат» — «Крылья Советов». 15 мая, воскресенье. 14.00 «Урал» — «Рубин». 16.30 «Спартак» — «Зенит». 19.00 «Краснодар» — ЦСКА.

30‑й тур. 21 мая, суббота. 17.00 «Нижний Новгород» — «Зенит». 17.00 «Химки» — «Спартак». 17.00 «Краснодар» — «Ахмат». 17.00 «Крылья Советов» — «Локомотив». 17.00 ЦСКА — «Ростов». 17.00 «Динамо» — «Сочи». 17.00 «Рубин» — «Уфа». 17.00 «Арсенал» — «Урал».

Кубок России. Финал. 29 мая, воскресенье.

#Зенит #футбол #РПЛ #спортсмены

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 53 (7136) от 25.03.2022 под заголовком «В союзе с футболом».


Комментарии