В развитии отечественного мотоспорта значительную роль сыграли ленинградские мотоциклисты

Первым из них звания заслуженного мастера спорта в июле 1939 года был удостоен Павел Воротилкин.

В развитии отечественного мотоспорта значительную роль сыграли ленинградские мотоциклисты | ФОТО Konrad Nowacki on Unsplash

ФОТО Konrad Nowacki on Unsplash

Родился прославленный в будущем мотогонщик 15 (28) января 1891 года в Санкт-Петербурге. Работал шофером, служил в царской, затем в Красной армии. В 1920‑м, увидев мотогонки на ипподроме, Павел решил сам заняться мотоспортом. В первенстве Петрограда 1923 года в шоссейных гонках на 123 версты он занял третье место и получил специальный приз. Один из учредителей Красного Петроградского спортивного клуба со временем возглавил Ленинградский автомотоклуб и на протяжении шести лет добивался побед и призовых мест во всесоюзных соревнованиях, установив 35 рекордов СССР. В 1927‑м Воротилкин был трехкратным победителем первого крупнейшего «Спортивного праздника РСФСР». В августе 1928‑го на Ленинградском шоссе в Москве на мотоцикле «Чатер-Ли» он первенствовал в классе 750 см³ на дистанции 1 км как при старте с места (101,41 км/час), так и с хода (127,66 км/час), став чемпионом Всесоюзной спартакиады. В 1929‑м Павел участвовал в зимнем мотопробеге из Ленинграда в Москву и обратно.

С августа 1930‑го известный спортсмен заведовал испытательной станцией по освоению первого советского крупносерийного мотоцикла Л-300. Спустя месяц Павел получил на соревнованиях серьезную травму черепа и сломал ключицу из‑за разрыва рамы мотоцикла. Но и после сложной операции гонщик продолжил выходить на старт и участвовал в испытаниях мотоциклов на скорость. Завершив блестящую карьеру действующего спортсмена, всегда по‑военному подтянутый, выдержанный, исключительно корректный Воротилкин продолжил активную работу по организации мото- и автосоревнований в СССР. Он длительное время руководил ленинградской судейской коллегией, автомотошколой общества «Динамо», Ленинградским автомотоклубом. Во время войны в более чем пятидесятилетнем возрасте был на Ленинградском фронте в автодорожных подразделениях, получил орден Красной Звезды, медали «За оборону Ленинграда» и «За боевые заслуги».

В послевоенные годы Воротилкин был заместителем секции автомотоспорта при городском комитете по делам физкультуры и спорта, возглавлял Дом мастеров спорта, преподавал автомотодело в Педагогическом институте имени А. И. Герцена, возглавлял Ленинградский автомотоклуб. В начале 1960‑х годов авторитетный судья всесоюзной категории (это звание ему было присвоено в январе 1939‑го) входил в президиум коллегии судей Федерации автомобильного и мотоциклетного спорта СССР. Павла Петровича не стало 18 июля 1967‑го, он похоронен на Серафимовском кладбище. Двадцать лет назад на территории петербургского колумбария открыли памятный мемориал «К столетию автомотоспорта в России». На гранитной плите в алфавитном порядке увековечены имена видных представителей технических видов спорта, в их числе и Воротилкин, памяти которого в нашем городе проводились в свое время ежегодные соревнования по зимнему мотокроссу.

Звания заслуженного тренера СССР первым в ленинградском мотоспорте удостоился в ноябре 1960‑го Владимир Лукин. Он родился 23 июня 1914‑го в Луге Санкт-Петербургской губернии. Мотоспортом занимался в довоенное время, а высоких достижений добился уже после Великой Отечественной войны — гвардии капитан Лукин командовал автотранспортным батальоном 17‑й артиллерийской дивизии, имел боевые награды. С 1946‑го в течение четырех десятилетий он работал тренером в ДСО «Трудовые резервы», несколько лет был начальником автомотоклуба этого спортобщества. А как мотогонщик неоднократно побеждал в чемпионатах Ленинграда, в 1949‑м в Таллине на мотоцикле Л-350 завоевал серебряную медаль всесоюзного первенства в кольцевых мотогонках (класс 350 см³).

Опытный специалист был старшим тренером сборной Ленинграда по мотоспорту, он подготовил чемпионов СССР и призеров всесоюзных первенств, в тренерском совете нашего города занимал должность ответственного секретаря. Почетный судья Лукин возглавлял судейские бригады на этапах чемпионатов мира по мотоспорту, был членом президиума Федерации мотоспорта СССР. Владимир Дмитриевич скончался в 1986‑м, похоронен на Большеохтинском кладбище. Годом ранее его наградной актив пополнился орденом Отечественной войны II степени.

Читайте также:

Им покорилась лыжня. Многие представители нашего города прославились в лыжных гонках

К рекордам в тяжёлых ботинках. Удивительная жизнь заслуженного тренера больших легкоатлетов


#спорт #мотоциклы #мотоциклисты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 161 (7737) от 29.08.2024 под заголовком «Под рев мотоцикла».


Комментарии