В Европе заговорили о создании футбольной суперлиги с участием сильнейших команд континента
Еще недавно невероятно популярная у болельщиков Лига чемпионов в этом году проходит по новому регламенту, который по крайней мере на первом этапе, что называется, «не зашел». Не случайно в футбольной Европе вновь заговорили о создании независимого от международных структур — УЕФА и ФИФА — клубного турнира.
ФОТО Fånga Images on Unsplash
Суперлига могла появиться еще три года назад, когда 12 футбольных грандов из трех европейских стран (английские «Манчестер Сити», «Ливерпуль», «Арсенал», «Тоттенхэм», «Манчестер Юнайтед» и «Челси», итальянские «Ювентус», «Интер» и «Милан», испанские «Реал», «Барселона» и «Атлетико») объявили об организации нового турнира. Речь шла о соревновании в рамках некоего «закрытого клуба» с ограниченным допуском в него участников со стороны — по образу и подобию созданной на стыке веков баскетбольной Евролиги. Реализовать проект на футбольных полях, однако, не удалось, прежде всего ввиду давления УЕФА на национальные федерации. Против выступили и болельщики, ведь национальные чемпионаты лишились бы своих лучших команд — в Англии были даже организованы акции протеста. А для того чтобы окончательно победить идею создания суперлиги, руководители УЕФА пошли на реформу европейских клубных турниров — с этой осени они разыгрываются по принципиально новой формуле.
Оценивать нынешний формат той же Лиги чемпионов на старте первого турнира, конечно, рано. А нам это делать еще и трудно. Мало того что среди участников нет российских клубов, так еще и телетрансляции главного футбольного еврокубка ушли с федерального спортивного телеканала на один из амбициозных интернет-ресурсов. Однако на континенте в целом специалисты и болельщики на данном этапе воспринимают результаты еврокубкового эксперимента, мягко говоря, без воодушевления. Да и как может быть иначе, если на предварительной стадии (теперь ее нельзя называть групповой, так как таблицы этого этапа в каждом из трех европейских футбольных турниров стали едиными для всех участников) резко увеличилось количество матчей без интриги, заканчивающихся крупными победами одной из команд? Кроме того, и спортивную ценность набранных очков оценить теперь стало существенно сложнее, чем в прежнем формате групповых квартетов. Возможно, неприятие новой формулы происходит из‑за эффекта новизны и от традиционного футбольного консерватизма. Можно вспомнить, что в свое время и появление в Лиге чемпионов групповых турниров вместо традиционной олимпийской системы двухматчевых противостояний с прямым выбыванием поначалу вызывало споры.
Так или иначе, но совсем не удивительно, что именно сейчас снова заговорили о создании футбольной суперлиги. Тем более что подоспела и юридическая поддержка — в результате длительного судебного разбирательства было принято решение, что действия УЕФА и ФИФА по запрету нового соревнования на Европейском континенте станут незаконными, поскольку у них не может быть монополии на организацию футбольных турниров. Организаторы же суперлиги учли свои ошибки на первом этапе реализации идеи и представили новый проект своего соревнования, который уже выглядит гораздо менее элитным, чем прежний, — предполагается участие в суперлиге 64 клубов, разделенных на три дивизиона. Для грандов в этом смысле мало что меняется — в своем «золотом» дивизионе они будут играть преимущественно между собой, а значит, резко возрастет количество кассовых матчей и доходов от них. При этом и у остальной футбольной Европы не будет чувства оторванности от существующей автономно в какой‑то параллельной реальности суперлиги, поскольку проектом предусмотрена ротация между дивизионами.
Словом, противостояние ведущих клубов Старого Света с УЕФА и ФИФА вполне может уже в ближайшем будущем зайти на новый спиральный виток. И для российских клубов очень актуальным в таком случае может оказаться вопрос о том, возможно ли для них возвращение на международную арену в формате нового турнира. С точки зрения здравого смысла — почему нет, ведь абсолютно коммерческое по своей природе соревнование не должно придерживаться правил международных футбольных организаций (тем более что находится с ними в противостоянии). Вряд ли будут в таком случае и какие‑то проблемы с общественным мнением, так как возвращение российских спортсменов на международную арену в той или иной форме уже происходит в разных видах спорта. В той же баскетбольной Евролиге представители участвующих в турнире клубов и даже функционеры в этом году все чаще говорят о целесообразности возвращения в турнир команд из нашей страны.
Вот только если в баскетболе российские клубы по своему уровню способны реально усилить Евролигу и, стало быть, повысить спортивную и коммерческую привлекательность турнира, то с футболом в этом смысле все не столь очевидно. Хотя именно в нынешнем состоянии неопределенности с проектом суперлиги для того же «Зенита» было бы очень здорово заявить о себе как об очевидном лидере российского футбола, а не как о команде, которая ведет непростую борьбу за первое место в таблице с «Краснодаром», «Локомотивом» и «Спартаком».
Читайте также:
Напомнил друзьям о себе. Футболисты «Зенита» продолжают лидировать в чемпионате
На кубковой дорожке. В полуфинале Пути РПЛ Кубка России «Зенит» весной встретится с «Ростовом»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 230 (7806) от 04.12.2024 под заголовком «Лига с приставкой супер».
Комментарии