Уроки дзюдо от сэнсэя

В декабре 1994 года группа молодых дзюдоистов вместе со своим наставником заслуженным тренером Анатолием Рахлиным впервые отправилась из Петербурга в Японию в институт Кодокан - мировой центр дзюдо. Никто не мог тогда предположить, что визит окажется судьбоносным - было положено начало дружбе петербургского тренера с японскими сэнсэями и заложен фундамент российско-японского образовательного проекта.

Уроки дзюдо от сэнсэя | Сергей Сергеев и Ясухиро Ямасита. ФОТО АВТОРА

Сергей Сергеев и Ясухиро Ямасита. ФОТО АВТОРА

Будучи в нулевые вице-президентом Федерации дзюдо России, Анатолий Рахлин активно занимался возрождением утерянных традиций советской школы борьбы. Ушло славное поколение ведущих отечественных специалистов, снизились квалификация тренеров и, как следствие, уровень мастерства ведущих спортсменов. Рахлин искал выход из создавшейся ситуации: ездил по регионам, находил людей, собирал информацию. Однако самой эффективной оказалась его идея обратиться за помощью к родоначальникам дзюдо японцам. Благо он был знаком с Ясухиро Ямаситой, олимпийским чемпионом, президентом Всеяпонской федерации дзюдо и проректором университета Токаи. Оказалось, что у знаменитого японского борца и русского тренера абсолютно одинаковые взгляды на жизнь, на спорт и, наконец, на дзюдо.

Сто с лишним лет дзюдо хранило традиции и методики своего создателя Дзигоро Кано. Однако менялся спорт, изменилось и дзюдо. На смену олимпийскому девизу Пьера де Кубертена «Главное не победа, а участие» пришел новый - «Победа любой ценой!». Инициаторы нововведений стремились нивелировать мастерство, уравняв шансы борцов с высокой техникой и тех, кто демонстрировал более примитивную силовую борьбу. Как следствие, многие оригинальные техники стали уходить из арсенала дзюдоистов, современное олимпийское дзюдо потеряло в зрелищности. Тем не менее японские мастера по-прежнему оставались ведущими в мире, и в феврале 2008 года прежде общавшиеся на официальных приемах Ямасита и Рахлин вновь пожали друг другу руки уже как партнеры по совместному международному проекту «Теория и практика от японских звезд дзюдо - российским специалистам». С японской стороны проект курирует фонд г-на Ямаситы НКО «Солидарность международного обучения дзюдо», с российской - петербургский «Клуб Дзюдо Турбостроитель». Преимущество при получении гранта на обучение имеют прежде всего кандидаты из числа спортсменов, нацеленных продолжать карьеру в дзюдо и сознательно выбравших профессию тренера или административного менеджера. В том же году на стажировку в университет Токаи, где были подготовлены множество чемпионов мира и Олимпийских игр, отправились первые пять тренеров из разных регионов России, за ними поехали петербурженка мастер спорта международного класса Екатерина Буравцева, воспитанница Анатолия Рахлина, и ее коллега из Ханты-Мансийска молодой тренер Фиора Мхиторян, следующий грант на обучение получили Елена Лысенко-Гусарова из Тюмени и вновь Екатерина Буравцева.

В декабре прошлого года участником международной программы повышения квалификации тренеров на родине дзюдо стал петербургский тренер мастер спорта Сергей Сергеев, один из наставников сборной города и «Клуба Дзюдо Турбостроитель». Японская сторона организует такие программы ежегодно, в них участвуют специалисты практически со всего мира. Сергеев и раньше бывал в Японии на международных учебно-тренировочных сборах вместе с ребятами из родного клуба и сборной города, но нынешняя поездка позволила ему, как тренеру, расширить свой профессиональный кругозор, оценить, за счет чего японские дзюдоисты доминируют в мире, как и сколько они тренируются. «Все дни были расписаны по минутам - тренировки, семинары, лекции, - вспоминает Сергей. - Японские сэнсэи, профессора университета Токаи, знакомили нас с методикой обучения, мы посещали японские школы, смотрели, как тренируются дети, юноши, юниоры. Практически в каждой школе дзюдо входит в число обязательных предметов, поэтому ребята тренируются и в школе, и по вечерам. В 18 лет они поступают в университет и там продолжают тренироваться два раза в день».

Полезным было и посещение специализированных школ для самых маленьких. Для тех, кому от трех до семи, преподавание ведется в форме игры с элементами дзюдо. Философия такова: никакого соревновательного момента в самом раннем возрасте, чтобы детей не покидало желание остаться в этом виде спорта, сохранились положительные эмоции. Борьба за победу начинается гораздо позже. «Ознакомились мы и с работой школ, где тренируются дети с ограниченными возможностями, побывали в частных школах для очень состоятельных людей. Видели и секции, подобные российским. Их очень много - по нескольку в каждом районе, но они не такие большие, как наши, - делится впечатлениями Сергеев. - За месяц выдалась всего пара-тройка выходных, но и они прошли с толком для дела - мы, представители разных стран, имели возможность практиковаться в английском языке. И было бы замечательно, чтобы наше сотрудничество расширялось и как можно больше наших тренеров смогли стать участниками международной программы господина Ясухиро Ямаситы».

#дзюдо #образовательный проект #Кодокан

Комментарии