Ухватиться за штангу

Вслед за легкоатлетами, которым теперь придется доказывать свою правоту в судах, под ударом перед Олимпиадой в Рио-де-Жанейро оказались и российские штангисты. Причем угроза лишиться Игр-2016 над одной из самых мощных сборных по тяжелой атлетике нависла очень серьезная. И даже Спортивный арбитражный суд (CAS) в Лозанне может не спасти.

Ухватиться за штангу | Иллюстрация Altana8/shutterstock.com

Иллюстрация Altana8/shutterstock.com

Допинговая зараза давно проникла в мировую тяжелую атлетику, причем столь же глубоко, что и в легкую. Рядовых штангистов начали регулярно ловить еще несколько десятилетий назад, а сейчас и спортсмены самого высокого уровня попадаются, что называется, пачками. Не обходили допинговые скандалы стороной и сборную России. Мало того, многим показался очень подозрительным отказ от участия в лондонской Олимпиаде четыре года назад сразу нескольких наших сильнейших штангистов с формулировкой «по состоянию здоровья». Тогда обошлось без последующего шлейфа, теперь, после ноябрьского чемпионата мира-2015, он есть. В США сборная России выиграла по три медали каждого достоинства, уступив в общекомандном зачете только китайцам, однако вскоре выяснилось, что пробы на допинг Ольги Зубовой, Ольги Афанасьевой, Алексея Косова и главного героя турнира Алексея Ловчева (на ЧМ-2015 он побил рекорд планеты в самом престижном, супертяжелом, весе) дали положительный результат.

Естественно, уличенные в применении запрещенных препаратов возмущались, но до СAS дошел только дисквалифицированный Международной федерацией тяжелой атлетики (IWF) Ловчев. Как уверяет Алексей, в его пробе было найдено не запрещенное вещество ипаморелин, а разрешенное – экдистен. По словам штангиста, это природное соединение структуры, выделенное из корней и корневищ левзеи сафлоровидной, как раз и привело к положительным результатам пробы. Причем Ловчев ссылается на результаты независимых экспертиз и надеется 6 июля на рассмотрении иска в CAS доказать свою правоту.

Вот только после перепроверки допинг-проб с Игр 2008 и 2012 годов выяснилось, что в Пекине положительными оказались пробы Марины Шаиновой и Надежды Евстюхиной, в Лондоне – Апти Аухадова. В IWF лишили Россию двух из десяти завоеванных олимпийских квот и дали понять – если три ретроспективные пробы окажутся положительными (на тот момент ситуация с Аухадовым была неопределенной), годичная дисквалификация России, а также сборных со схожими прегрешениями – Белоруссии и Казахстана весьма вероятна. И автоматическое отстранение от Олимпиады в Рио тоже.

Действительно, у IWF, по собственному регламенту, есть возможность дисквалифицировать национальные федерации в случае трех и более положительных допинг-проб. Но в отношении России даже в куда более худшие в плане ловли на запрещенных препаратах времена столь жесткие санкции никогда не применяли. А тут вдруг решили пригрозить ими из-за ретроспективных допинг-проб из прошлого. Непорядок, который опять-таки невольно заставляет задуматься о политической ангажированности таких решений. Пока есть надежды, что все ограничится уже свершившимся фактом лишения квот и строгим предупреждением, но если события будут развиваться по худшему сценарию – «чистым» штангистам вслед за «чистыми» легкоатлетами придется обращаться в CAS. Там, правда, будет непросто, ведь у чиновников Международной федерации тяжелой атлетики есть козырь – аналогичную апелляцию болгарских штангистов на отстранение от Олимпиады в Рио в январе не удовлетворили. С другой стороны, там на допинге поймали одновременно 11 штангистов, находящихся на централизованных сборах национальной команды. У нас все же масштаб не тот, да и наказывать за «тени прошлого» как-то нечестно. Но даже если россиян все же и допустят, крови и нервов попортят немало. В том числе и представляющей Петербург Татьяне Кашириной, считающейся главной фавориткой Игр-2016 в супертяжелом весе.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 113 (5730) от 27.06.2016.


Комментарии