Трава у поля

Финальным матчем за Кубок Петербурга, в котором ФК «Максима» со счетом 1:0 (год был забит в дополнительное время) победил «Звезду», завершился городской футбольный сезон. Что детско-юношеские, что взрослые команды не всегда оказывались в равных условиях из-за полей, на которых они играют и тренируются. Наш корреспондент беседует с председателем комиссии по сертификации стадионов федерации футбола Санкт-Петербурга Дмитрием КОРЕЛОВЫМ.

Трава у поля | ФОТО Михаила КИСТЕРЕВА

ФОТО Михаила КИСТЕРЕВА

- Дмитрий Александрович, сколько в Петербурге осталось естественных зеленых полей?

- Если брать те, что находятся в надлежащем состоянии, то их пять-шесть, не больше. Это главное поле в академии «Зенита», где имеется система подогрева и проводится не так много встреч в году. Разве что молодежная команда регулярно играет на первенство города, в конце октября здесь прошли товарищеские матчи между командами академии и их сверстниками из голландского «Аякса». Зеленое поле сохранилось на стадионе «Луч» на набережной Черной речки, там играет мужская команда «Коломяги». Стараниями энтузиастов из откровенно плохого во вполне добротное превратилось поле в Понтонном, это в Колпинском районе. Оно относится к системе спорткомплекса «Ижорец», где принимает своих соперников «Парус». Плюс стадионы ВИФК, СКА и «Красная заря». Есть еще зеленые поля, например, «Красный октябрь» или в авиагородке, но они находятся не в лучшем состоянии. Вообще же, как ни парадоксально, сейчас мало кто хочет играть на естественных полях, они уходят в прошлое. Все детско-юношеские коллективы предпочитают синтетику. Это связано с тем, что при сильных дождях за один день поле может быть «убито», да и вообще естественный газон нельзя нагружать более двух часов в день, ему нужно давать отдых. За искусственным покрытием, конечно, тоже надо ухаживать, причем с использованием специализированной техники, но все-таки это более простой процесс.

- А первые искусственные поля в нашем городе когда появились?

- В 1976 году, когда на улице Бутлерова открылся дворец спортивных игр «Зенит». А первая синтетика под открытым небом была постелена в 1999 году на стадионе «Локомотив» на Петровском проспекте, еще через год было уложено покрытие на стадионе «Коломяги». С тех пор в Петербурге появилось более 40 искусственных полей для проведения первенства города, но их все равно не хватает.

- Сегодня часто можно услышать нелестные отзывы о поле на Малой арене «Петровского», где играют и команды мастеров, и детско-юношеские коллективы. Справедлива ли критика?

- Во многом. Во-первых, туда попала не лучшая модель искусственной травы, а средняя по оценке характеристик. К тому же были допущены технологические ошибки при укладке и часть искусственного волокна оказалась под засыпочным материалом. Как следствие, мяч лежит не на траве, а на резиновом грануляте. Я знакомился с тестовым протоколом УЕФА под юношескую Лигу чемпионов, и комиссия с трудом натянула полю на Малой арене «Петровского» одну звезду. Так что лучшим в городе я назвал бы сегодня поле на Nova Arena. Если бы еще и вода с него уходила, то было бы совсем замечательно. К сожалению, лоток для воды собирает лишь воду, идущую от здания, а вода, стекающая с поля, уходит, только если ее специально сгонять. Вообще это очень удобный стадион, особенно весной и осенью, когда прямо из помещения можно смотреть футбол в тепле. На мой взгляд, он намного уютнее продуваемого ветрами «Петровского».

- Футбол на траве и на синтетике далеко не одно и то же. На каком поле юным футболистам лучше ставить технику?

- Конечно, различия есть. В зависимости от газона по-разному работают мышцы, задействуются различные группы. Это физиология, от которой никак не уйти. Но рассуждения о том, что искусственные поля более травматичны, — большое заблуждение: ФИФА проводила исследование, и выяснилось, что показатели практически одинаковые, плюс-минус 5 процентов. Что же касается постановки техники, то этим вообще лучше всего в зале заниматься. Так и делали, кстати, в советские времена.

- Но ведь тогда никаких искусственных полей не было, только естественные...

- Зато практически на каждом стадионе был агроном, отвечавший за газон, и поля были в идеальном состоянии. За ними следили и распределяли нагрузку - команды поочередно тренировались и на зеленом, и на гаревом поле. Сейчас же таких мастеров остается все меньше. Сегодня на уже упомянутом «Луче» работает мастер своего дела Александр Букштан, есть агрономы на «Петровском», на базе «Зенита» и в академии свои специалисты, а больше никого и нет. Даже если будут появляться естественные поля, то я не уверен, что найдутся люди, способные за ними ухаживать. К 1 марта 2017 года стадионы должны, кстати, пройти сертификацию на получение шестой категории РФС, и требования к ним будут ужесточены. Вполне вероятно, что количество действующих стадионов уменьшится из-за несоответствия полей, трибун, футбольных ворот и так далее.

- А что предпочитают в европейских странах, которые славятся своими футбольными командами?

- Там хватает и искусственных, и натуральных полей. Совсем недавно был в Италии и могу привести такую статистику. В Бергамо на 120 тысяч жителей более 250 полей, а в деревеньке неподалеку, где 3 тысячи жителей вместе с животными, есть искусственное, естественное, гаревое и еще одно синтетическое мини-футбольное поле с освещением. В Италии практически все стадионы принадлежат муниципалитетам, который сдают их за очень небольшие деньги местным клубам. Президент Академии индивидуального мастерства, например, арендует поле на 40 часов в месяц, и все это ему обходится в 350 евро. Для сравнения: расценки в Петербурге - от 100 до 200 евро в час. И эта доступность приносит итальянцам плоды - наблюдал за игрой юношеской команды, выступающей в восьмом по силе дивизионе, но уровень соответствовал тому, что показывают петербургские команды этого возраста из высшей группы.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте


Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 205 (5822) от 02.11.2016.


Комментарии