Тест на тренерскую зрелость

С новым наставником СКА без должного чемпиону блеска начал новый сезон – только две победы в шести матчах и 9-е место в турнирной таблице Западной конференции. Бывший защитник петербургской команды, ныне сам тренер Артем ОСТРОУШКО, однако, не разделяет, как выяснил наш корреспондент Денис РАТНИКОВ, скептических настроений относительно перспектив Андрея Назарова.

Тест на тренерскую зрелость  | Требования Андрея Назарова пока не до конца понятны хоккеистам СКА.<br>ФОТО Руслана ШАМУКОВА/ТАСС

Требования Андрея Назарова пока не до конца понятны хоккеистам СКА.
ФОТО Руслана ШАМУКОВА/ТАСС

– Есть такое мнение, что после чемпионства старт следующего сезона дается со скрипом. У СКА тот же диагноз?

– Возможно. Год после чемпионства действительно труден. Непросто выйти на прошлогодний уровень. У СКА к тому же состав изменился. И не в сторону усиления.

– При наличии в составе девяти чемпионов мира язык не повернется жаловаться на класс игроков.

– Согласен, состав хороший. Но сейчас идет притирка новобранцев, где-то – перераспределение ролей. Новый главный тренер перекраивает под себя защитные пары, тройки атаки, пятерки. Его видение значительно отличается от того, каким оно было у Вячеслава Быкова.

– Как российский хоккей от канадского?

– Не столь кардинально, конечно. Но требования Андрея Викторовича действительно ближе североамериканскому хоккею. Новый наставник СКА проповедует силовой, контактный стиль, при котором важны бойцовские качества игроков. В предыдущих клубах, где работал тандем Назаров/Калянин, эта модель выражалась еще более ярко.

– Там исполнителей сопоставимого уровня не было.

– В СКА они, безусловно, учитывают присутствие техничных игроков. Однако их фирменный почерк по-прежнему виден: игра в тело, без прокатов. Особенно это касается третьего-четвертого звена. У Быкова иной подход, он позволял принимать самостоятельные решения по ситуации. Где они считали нужным, играли жестко, где-то за счет хитрости действовали.

– В последнее время все чаще доводится слышать: «Назаров – тренер средненьких команд, со звездами он работать не умеет...».

– Глядя на текущие результаты, сложно возразить. Андрей Викторович делом должен опровергнуть это утверждение. Со скромными коллективами вроде «Донбасса», «Северстали», «Барыса» он неплохих результатов добивался. Переход в СКА – это тест его тренерской зрелости. Здесь другой уровень работы и ответственности...

– Здесь могут уволить даже после победы, бывали случаи...

– Сложно сказать, какой у Назарова кредит доверия. Да, давление на тренера с каждым поражением возрастает, но надо понимать, что прошло лишь шесть матчей, это небольшой срок. Чтобы собрать нужный пазл, необходимо время, пока он не складывается. Где-то тренер не угадал, где-то пошло не так, как задумывалось. Бить в набат в любом случае рано. Идет рабочий процесс.

– Под питерским прессом вести его трудно.

– Побед требуют всюду. Да и сам Назаров говорил, что любит работать под серьезным давлением. Понятно, что стальных людей не бывает, все ошибаются. Но в том и заключается мастерство тренера, чтобы в не самых комфортных условиях дать результат.

– На «Жигулях» выиграть этап «Формулы-1».

– Это уж совсем из области фантастики. А что касается проблем нынешнего СКА, я почти уверен, что они лежат в области психологии. Где-то дает знать о себе отсутствие былой уверенности, где-то самоуспокоенность. Со стороны сложно разобраться в ингредиентах чужой кухни. Но есть ощущение, что еще немного корректировок (возможно, при участии самих ребят), и машина начнет набирать требуемые обороты.

– Пока же не работает даже спайка Шипачев – Кетов, три года назад зажигавшая у того же Назарова в «Северстали»...

– Это, кстати, странно. Былые наработки обычно легко вспоминаются. Видимо, сказывается, что у Быкова Кетов исполнял иную роль.

– Сдерживающую, выходя в третьем-четвертом звене.

– Находкой прежнего тренерского штаба стала тройка Панарин – Шипачев – Дадонов. Кетова в связи с этим пришлось «переформатировать». Сейчас от него вновь требуют созидания, но перестроиться, видимо, не так просто. Нужно время и доверие. Постепенно к ребятам вернется уверенность, а с ней и былое взаимодействие.

– Пока же Назаров нервничает – перетряхивает состав, Антона Бурдасова в спину пихнул...

– Эпизод, конечно, неоднозначный. За годы моей карьеры с подобным, к счастью, не встречался. Были похлопывания со стороны тренера, крик. Но в том формате, что, дескать, взбодрись, парень, покажи свою лучшую игру.

– Что для других удар, для Назарова – похлопывание.

– У каждого свои методы. В молодежном хоккее, помню, тренер ставил нам перед играми песни Высоцкого.

– И как?

– Обычно выигрывали. На каждый матч подбирал разные композиции. Мы заводились и давали результат. С тех пор я немало команд сменил и тренеров, но то юношеское воспоминание самое яркое.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 166 (5539) от 08.09.2015.


Комментарии