Странный «Матч»

На этой неделе семейство спортивных каналов «НТВ-плюс» официально перешло в структуру «Матч ТВ». Одновременно телеканал подарил очередной скандал, отправив за пределы штата полтора десятка известных комментаторов, включая главную звезду Василия Уткина.

Странный «Матч» | ФОТО simone mescolini/shutterstock.com

ФОТО simone mescolini/shutterstock.com

Официальные объяснения оказались краткими: дескать, канал проводит оптимизацию, поскольку изначально после объединения «России-2» с «НТВ-плюс» в штате оказалось слишком много работников (1200 человек). При этом выведенные за штат продолжат сотрудничество на гонорарной основе, зато получат возможность зарабатывать и в других СМИ.

На первый взгляд, решение понятное. Экономическая ситуация в стране непростая, бюджеты сокращаются повсюду, и это касается даже получившего на первых порах щедрое финансирование «Матч ТВ», который, мягко говоря, далек от самоокупаемости и демонстрирует совсем не те рейтинги, на которые можно было рассчитывать. В этой ситуации логично сэкономить хотя бы на тех, кто по различным причинам работает меньше.

Собственно, ничего плохого в гонорарной системе нет, по ней работают очень многие СМИ, включая и нашу газету. Все по-честному: чем больше и лучше работаешь, тем больше получаешь. Только вот в этом случае логично переводить на гонорарную систему всех, а не делить сотрудников на «черных» и «белых». Но раз такое деление есть, то возникает вопрос о критериях. Ведь в числе «лишних» оказались очень известные комментаторы: Василий Уткин, Алексей Андронов, Кирилл Дементьев, Александр Елагин – все они стабильно входили в число лучших по опросам «НТВ-плюс». Некоторые действительно не очень много работали в последние месяцы, но опять-таки возникает вопрос: почему они получали так мало назначений на матчи?

Были, конечно, частные истории. Так, Андронов позволил себе некорректные высказывание в «Твиттере», после чего остался за бортом, а Уткин заработал себе «дисквалификацию» комментарием встречи Лиги чемпионов «Байер» – «Барселона», когда периодически нес несусветную чушь. На телеканале его вроде бы обвинили в пьянстве, но сам Уткин объяснил произошедшее хроническим нарушением сна.

Поверить комментатору можно: его речь не была похожа на лепет пьяного. Несколько минут телезрители слышали случайный набор слов, затем Василий вернулся к реальности, но перепутал концовку тайма с концовкой матча, а после перерыва и вовсе отработал нормально – все очень похоже на короткий сон в эфире. Является ли сон на работе грубым должностным нарушением – интересный вопрос. Например, для водителя это даже хуже, чем пьянство за рулем (кончается выездом на встречку и приводит к летальным исходам), а вот как для комментатора?

Но дело не в этом, а в странной реакции на скандал самого канала. Василий Уткин – слишком известная фигура, а «Матч-ТВ» – слишком публичный холдинг, чтобы ограничиться внутренними мерами. По-хорошему нужно было сразу провести служебное расследование и выступить с официальным комментарием. Решение могло быть любым, но оно должно было быть публичным и понятным общественности. Ведь именно ради нее канал работает, и у того же Уткина довольно много персональных поклонников. Разве им не нужно было что-то объяснить?

Вообще публичности телеканалу явно не хватает, и в этом чувствуется, как ни странно, стиль его руководителя Тины Канделаки. Хотя сама она весьма активна в соцсетях, с официальной реакцией регулярно возникают проблемы. Любопытно, что ровно такая же история наблюдается с медиагруппой «Апостол», совладельцем и до недавнего времени руководителем которой была Тинатин Гивиевна. «Апостол» регулярно выигрывает крупные тендеры, но в рекламной отрасли пользуется неоднозначной репутацией, в том числе из-за атмосферы секретности. Рекламщики – люди по большей части шумные и открытые, а потому антипубличность не ценят.

Но вернемся к «Матч ТВ» и выведенным за штат журналистам. Наверное, эта история не вызвала бы такого ажиотажа, если бы на самом канале все было хорошо. Но рейтинги у него остались низкими, а интересных передач по-прежнему мало. Отстранение Уткина и компании подтверждает: на канале не слишком ценят нестандартных и креативных сотрудников, предпочитая более надежных и исполнительных. На мой взгляд, это путь в никуда – в СМИ талант подчас важнее дисциплины, а срывы и ошибки (вроде уткинского сна) при правильном подходе порой даже приносят пользу, повышая интерес и привлекая новых зрителей.

Впрочем, не все так однозначно. В конце концов, профессиональный уровень журналистов меняется со временем точно так же, как и уровень футболистов. Все мы порой снижаем к себе требования или же просто выдыхаемся, становясь менее интересными для зрителя/читателя. Вдобавок смену организационной структуры далеко не всем легко перенести. Наверняка многие, кто комфортно чувствовал себя в «НТВ-плюс», просто не смогли найти себя в системе «Матч ТВ» – с новыми людьми и новыми требованиями. Так, например, конфликт был заложен в стиле подачи информации, что всплыло еще при летних пикировках между Уткиным и Канделаки. На «России-2» стиль был относительно простым, на «НТВ-плюс» – более профессиональным. «Матч ТВ» старается быть доступнее, а значит, тонкости и детали многих профессионалов с «НТВ-плюс» оказываются невостребованными.

Теоретически Канделаки полностью права. Общедоступное спортивное телевидение должно быть не экспертно-профессиональным, а зажигательным, ярким и попсовым. Понятным, как мы говорим, человеку с трамвайной остановки – вроде того, что мы видим в шоу на центральных каналах, как бы мы к ним ни относились. Если нынешняя «оптимизация» поможет этого достичь, значит, решение было верным.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 014 (5631) от 28.01.2016.


Комментарии