Статистик матчей СКА. Дмитрий Чепелев утверждает, что красиво выведенная цифра — поэзия
На хоккей можно смотреть под разными углами. Большинство получает удовольствие, конечно, от заброшенных шайб. Кто‑то —от изящества решений и мастерства хоккеистов. Кому‑то нравятся зубодробительные силовые приемы и драки. А кто‑то видит в этой игре, как ни странно, сплошные цифры. В их числе Дмитрий Чепелев (на снимке), историк российского и петербургского хоккея, главный статистик матчей СКА.
ФОТО АВТОРА
— Дмитрий, какую часть жесткого диска вашего компьютера занимает база хоккейных цифр?
— Места немного осталось, но до конца сезона хватит. В компьютер информацию я начал заносить в 2007 году. До этого все фиксировалось и хранилось на бумаге. Но и сегодня на матчах СКА у меня в руках всегда лист бумаги и карандаш — обязательно остро заточенный. Уже потом вся информация идет в компьютер, из которого попадает в Интернет — на сайт СКА или Федерации хоккея России.
— Как вы вообще увлеклись статистикой? Сама игра, ее герои все‑таки гораздо увлекательнее цифр.
— Хоккей, безусловно, интереснее. Цифры лишь подогревают к нему интерес. Сходил человек на матч, а на следующий день видит, что за эти 60 минут на площадке, оказывается, произошло то, чего ни до не было, ни после. Выходит, он побывал на историческом матче! И, скорее всего, захочет снова пойти на стадион. А мое увлечение статистикой началось с блокнотов отца, в них были результаты чемпионатов мира по хоккею, олимпиад, и меня почему‑то это зацепило — стал делать свои таблицы. Дебютным для меня турниром стал чемпионат мира 1985 года в Праге.
— На котором сборная СССР впервые за пять лет осталась без золота…
— Мне, советскому школьнику, тоже тогда казалось, что та бронза из‑за меня. Но я не сдался. Чуть позже приобщился к статистике игр СКА. Все это было, конечно, на примитивном уровне — изучал алфавит цифр, черпая информацию из газет и журналов. Других источников в 1990‑е не было. А революцию в моем статистическом сознании произвел справочник «50 лет СКА», вышедший в 1996 году. Семен Вайханский и Владимир Кузьмин, работавшие тогда в клубе, создали, не побоюсь этого сравнения, статистический бриллиант. Даже сейчас, спустя почти тридцать лет, когда сам накопил огромную статистическую базу, считаю этот справочник первоосновой.
— Знаю, что главный статистик Александра Овечкина работает на «Байконуре» — отправляет международные экипажи на космическую станцию и обеспечивает сборку летательных аппаратов. У вас ведь тоже далеко не «цифровое» образование…
— У меня диплом эколога, в июле 1998 года его получил. Одной ногой был в «Водоканале», но через месяц случился дефолт, и там и от тех экологов, что были, стали избавляться, что уж до новых… Пошел работать в логистику, по сей день тружусь в этой отрасли. Такие, казалось бы, нерифмующиеся сферы в мире статистиков сплошь и рядом. Ведущий российский специалист по хоккейной статистике Владимир Жидков — профессор гляциологии, льды изучал. В Екатеринбурге живет один из сильнейших мировых статистиков по олимпийскому хоккею, он руководит отделом Пенсионного фонда. В Тамбовской области есть статистик, работающий директором сельской школы, а один военный с Дальнего Востока, выйдя в отставку, хоккейными цифрами увлекся просто чтобы не скучно на пенсии было.
— Цифры не мешают основной работе?
— Заставляют находить золотую середину, при которой ни одно, ни другое не страдает. Но последние лет десять мое расписание подстраивается, конечно, под календарь игр СКА. Даже отпуск стараюсь брать, когда нет игр в чемпионате.
— Кто из хоккеистов СКА дал наиболее плодотворную почву для статистических всходов?
— На каждом отрезке были свои герои. Большой пласт данных поначалу я вытащил из шведов Тони Мортенссона и Маттиаса Вейнхандля. Затем моими героями часто становились Дмитрий Калинин с Ильей Ковальчуком. Позже — Вадим Шипачев и Никита Гусев. С Ковальчуком связано уникальное статистическое достижение, которое почему‑то не нашло должного внимания. В 2017 году он стал лучшим бомбардиром в истории СКА, оставаясь при этом лучшим бомбардиром в истории «Атланты Трэшерз», своего первого клуба НХЛ. Это был уникальный момент, достойный, на мой взгляд, «Книги рекордов Гиннесса». Позже оба его достижения перекрыли: и в СКА, и в заокеанском клубе, тем не менее восемь лет назад Ковальчук стал первым и, возможно, так и останется единственным хоккеистом в мире, ставшим лучшим бомбардиром в истории двух клубов по разные стороны океана.
— Кто в нынешнем СКА главный поставщик цифр?
— Иван Демидов и Александр Никишин — лучшие бомбардиры среди нападающих и защитников. У них что ни матч, то какой‑нибудь рекорд. Не знаю, кто придет им на смену, когда оба уедут в НХЛ, но по своему опыту могу уверенно сказать, что кто‑то обязательно найдется.
— Как хоккеисты относятся к тому, что вы оцифровываете их карьеры?
— Многие читают мои «Цифры матча», следят. Приятно, когда клуб реагирует на какие‑то статистические наблюдения, как, например, было с рекордами Евгения Кетова и Никиты Гусева. Евгений три года назад побил рекорд Игоря Щуркова по матчам в чемпионатах страны за СКА, Никита стал лучшим бомбардиром в истории клуба. Когда ты понимаешь, что причастен к большим событиям, которые получают широкую огласку, отмечаются клубом, болельщиками, это, разумеется, приятно. Я хоть и цифровед, но не сухарь, которого интересуют только они. За последние годы статистические выкладки дали толчок тому, чтобы изучать не только историю и фактологию хоккея, но и жизнь героев этих цифр. Судьбы людей, которые ковали славу того же СКА. Вообще моя цель — написать книгу об истории СКА, сделать объемный справочник хоккейной статистики.
— Впереди прекрасный повод: в следующем году у СКА юбилей — 80 лет.
— Вот-вот… В последние годы хоккейная статистика набрала мощные обороты. Во многом, конечно, благодаря НХЛ, где отслеживается все и вся, особенно когда дело касается звезд. Но даже на фоне заокеанских клубов СКА можно назвать, пожалуй, самой уникальной хоккейной организацией в мире — на своем сайте она после каждого матча выкладывает его статистические итоги. То же происходит и после игр сборной России на сайте ФХР, куда я отправляю цифры. Немногие подобным отношением к истории своих цифр могут похвастать.
— Существует ли симптоматика цифр, глядя на которую вы можете сказать: в этом году вероятность завоевания СКА Кубка Гагарина высока, а вот в этом — не очень?
— Разумеется, таких цифр нет. Есть предпосылки, указывающие на то, что «скорее да, чем нет» или «скорее нет, чем да». Это может быть средний возраст состава, показатели пропущенных шайб или, например, результативность и так далее.
— И последнее. Шикарная игра, но скудные цифры или роскошные цифры при унылой игре?
— Шикарная игра и роскошные цифры — так можно ответить?
— Слишком хитро.
— Тогда, поскольку я статистик, а не болельщик, скажу так. Победы, поражения, высокая или низкая результативность для меня отходят на второй план. Статистик — как синоптик: рассказывает и о хорошей погоде, и о надвигающейся грозе. Наработанная за 15 лет база дает мне возможность написать «Цифры матча» при любом сюжете игры. А в каждой что‑то обязательно происходит впервые. Главное — суметь это разглядеть.
Читайте также:
Сами нахимичили: СКА вернулся на шестую строчку конференции
Найди свою команду! Где выступают хоккеисты, покинувшие СКА в этом сезоне?
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 30 (7852) от 20.02.2025 под заголовком «Перевел хоккей в цифру».





Комментарии